Псковский театр. Нави Волырк и Танго Курёхина

Ирина Яненсон
   Посетила Псковский театр, была на спектакле «Нави Валырк, капитанский сын» уже второй раз. В первый раз спектакль показался мне менее понятным, но более потрясающим, а в этот раз я уже почти во всём разобралась и просто смотрела с удовольствием интересную постановку.

   Речь в спектакле идёт о поэте Иване Крылове, о том самом, который «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Волк и ягнёнок». Я никогда особо не любила басни, и творчество Крылова мне не нравилось, поэтому и биографию его знаю плохо, вернее практически не знаю. Но после спектакля полистала немного информацию, поняла, что, действительно, Крылов был человеком не очень приятным, к тому же страдал обжорством и был ужасно тучным. Он не был богат, не был образован, не был женат, за игру в карты ему было запрещено появляться в некоторых местах, в общем, персонаж отрицательный, удивляюсь, как его творчество в школьную программу взяли. Хотя, удивляться нечему, тем более, если ты увлекаешься поэзией и читал авторов того пафосного времени, когда стихи слагали заковыристые, с непонятными заумными и высокопарными русскими словами вперемешку с французскими… А у Крылова всё понятно. И слова, и смысл, и герои. Одним из первых народных поэтов назвал Крылова Пушкин и был, по-моему, абсолютно прав.

   К концу жизни Крылов страдал расстройством рассудка и, наверное, у него было много телесных болячек помимо этого, потому что тучность и чрезмерное обжорство ещё никого до добра не доводили.

   Жил Крылов со своею кухаркой Феней, которая родила ему дочь Сашу, Сашеньку, эту роль играет в спектакле пластичная и утончённая Илона Гончар, кухарку – молчаливая и выразительная Нина Семёнова, самого Крылова – Сергей Попков.
В спектакле мало таких уж активных действий на сцене, всё, что изображают артисты, направлено, в основном, на создание некой особой атмосферы вокруг человека, страдающего то ли раздвоением личности, то ли галлюцинациями. Крылов думал, что он оборотень, носил медвежью шубу и медвежью лапу на правой руке. Возможно, все эти герои его басен перемешались в его безумной голове, и он уже сам как будто стал героем своей последней басни, финал которой - его собственная смерть, которую, видимо и символизирует роль охотника Романа Сердюкова.
Сергей Попков ходит по сцене в шубе, в бурках, а его голос звучит фоном, то есть, он как бы произносит вслух мысли своего персонажа. Как хотите, но считаю голос Сергея Попкова – одним из лучших голосов России, с приятным тембром от природы, хорошо поставленным, умело используемым артистом. Конечно, это моё субъективное мнение, но полагаю, что многие со мной согласятся. Так что в этом спектакле я буквально релаксирую под журчание голоса Попкова.

   В спектакле есть ещё два персонажа, это Хвостов и Гнедич. Хвостов - гадкий тип, выскочка, посмешище своего времени, его играет Андрей Ярославлев. С Хвостовым у Крылова, кажется, не было каких-то близких пересечений по жизни, думаю, этот образ символизирует обычное зло, которое сопровождает талантливого человека на всех этапах его судьбы, может, предлагается зрителю для сравнительного фона щегольства и всегда довольного вида, со своими  бездарными стишками, которые Хвостов всех заставлял читать. И вот, на фоне этого - Крылов, одарённый трудяга, мечущийся в своём полубезумном мире. Но, в любом случае, Ярославлев бесподобен в этой роли, мне очень нравится и напоминает почему-то Берию.

   Денис Кугай играет Гнедича, довольно успешный литературный деятель своего времени, они с Крыловым считались закадычными друзьями, но, на самом деле, отношения их были странными, в конечном итоге, Крылов совсем перестал общаться с Гнедичем, чем вызвал недоумение всего общества.

   Ну, и, конечно, эта вакханалия с танго-мантрой Сергея Курёхина, под которую Крылов-Попков пожирает ароматную курицу, не может никого оставить равнодушным. Максим Плеханов играет на каком-то неведомом «медвежьем» инструменте с одной струной, ещё двое артистов, вчера, по-моему, были Виталий Кобец и Анатолий Митюк (поправьте меня, если ошибаюсь) на балалайке, на ложках и свистульках, всё идёт вживую, поэтому ещё больше задевает.

   Спектакль стоит посмотреть, он кажется мрачным и сложным только на первый взгляд, на самом деле, такие вещи, как говорится, чистят чакры, открывают порталы в космос и показывают изнанку жизни, после таких спектаклей мозг начинает работать лучше, а привычная повседневность начинает играть более яркими красками. Рекомендую попробовать, сама обязательно пойду ещё.