Кереметь

Маришка 22
КЕРЕМЕТЬ, КИРЕМЕТЬ в мифологии народов Волго-Уралья (чувашей, марийцев, удмуртов) - это духи Добра и Зла, в которых превращались души предков, а также название святилища, связанного с поклонением им. Если жителя деревни, или его близких одолевала болезнь, дохла скотина, или засуха губила урожай, он шёл на КЕРЕМЕТЬ, и в молитвах просил духов сжалится над ним и помочь в его бедах. Считалось, что КЕРЕМЕТИ оказывают помощь и спасают от беды, но могут также принести и несчастье. Враждебные КЕРЕМЕТЬ принято было умилостивлять жертвоприношениями. 

Мифы о появлении КЕРЕМЕТЬ гласят, что так первоначально назывался старший сын верховного бога ТУРА. В колеснице, запряжённой белыми конями, он разъезжал по земле, принося плодородие. Подстрекае­мые ШУЙТТАНОМ люди убили его и сожгли. Чтобы скрыть от бога содеянное, прах развеяли по ветру, и повсюду образовались КЕРЕМЕТИЩА.

Существуют подобные духи и у других народов Евразии. У телеутов такие духи назывались КЮРМЮШ, у алтайцев - КЁРМЁС.  Алтайцы разделяли духов на две категории: духи первоначальные и  духи позднейшие. КЁРМЁС относились к позднейшим духам. Такие духи представляли собою души давно умерших шаманов и шаманок. Они проживали в земле и без всякой причины причиняли вред людям и скотине, чтобы таким образом вымогать у людей жертву.

КЕРЕМЕТЬ, как святое место, как правило выбирали на высоком холме возле водного источника к западу от деревни, так как западная сторона связывалась с миром мертвых. Как правило КЕРЕМЕТЬ  устанавливалась в лесу или роще и представляла собой прямоугольную огороженную площадку с входом с западной стороны. В центре КЕРЕМЕТИ росло дерево или устанавливался столб. В западные ворота входили люди и обращались лицом к востоку. В представлении чувашей и других народов Волго-Уралья дух КЕРЕМЕТЯ смешивался с местом Кире-метя, поэтому в их образе жизни наблюдалось почитание самих мест, преимущественно священных деревьев и целых рощ. Символами, изображающими КЕРЕМЕТЕЙ были деревья - береза или священная липа с большим дуплом.  Старые деревья, принимаемые за хранителей духов-КЕРЕМЕТЕЙ, не трогали. Возле таких деревьев закалывалось жертвенное животное, а на территории вокруг старого дерева устраивали КЕРЕМЕТИЩЕ с открытой восточной стороной. В середине этого строения устанавливали столб, который проходил через крышу и выполнял функции Мирового дерева. Все это выражало земное подобие модели мира. Четыре звена ограды КЕРЕМЕТИ, строго ориентированные по сторонам света, символизировали  четыре стороны вселенной. Известны, правда, случаи, когда КЕРЕМЕТИЩА находились в открытом поле, где не было деревьев и кустарников.У каждой деревни, как правило была своя КЕРЕМЕТЬ. В КЕРЕМЕТЬ, как родовое хранилище не допускались чужаки. Но также были еще общинные КЕРЕМЕТИ в которых молились деревни и сёла всей округи. Такие моления проводились один раз в несколько лет.

Есть мнение, что возникновение КЕРЕМЕТЕЙ связано с культом покойников.  Так как по обычаям видно, что могилы тех людей, которых боялись при их жизни, могилы угнетающего народ помещика и колдуна со временем превратились в места жертвоприношений, а их дух в народном сознании стал КЕРЕМЕТЕМ. Верховным божествам поклонялись в КЕРЕМЕТЯХ, расположенных на холмах, предкам и духам, в КЕРЕМЕТЯХ, расположенных в низинах.

Некоторые исследователи термин КЕРЕМЕТЬ производят от арабского слова КАРАМАТ (чудо, духовная щедрость). В кыргызском языке перевод слова ЧУДО, ДИВО звучит, как КЕРЕМЕТ. Непонятно здесь, кто у кого заимствовал, тюрки у арабов или же арабы у тюрков. Разберёмся позже. 
Итак, КАРАМАТ  - один из исламских терминов, используемый для названия чудотворений, происходящих с праведными мусульманами или совершаемых ими. КАРАМАТ  - это сверхестественная сила святого (усопшего) человека. Более всего она ощущалась  на могилах святых. К примеру, у капских малайцев (мусульмане ЮАР) КАРАМАТОМ называется  именно место захоронения мусульманского святого!
Кстати, в кыргызском языке есть еще слово КАРАЙА - пожилой человек, старик.

И раз уж география этого слова заметно расширилась, то телеутский КЮРМЮШ и алтайский КЁРМЁС позволяют нам вспомнить древнегреческого бога ГЕРМЕСА, а также и связанные с этим богом ГЕРМЫ (столб, подпора).

ГЕРМЕС первоначально  был покровителем пастухов, к нему обращались за приплодом. Нередко его изображали с ягненком на руках.  С развитием торговых отношений бог стал благоволить путешественникам и дельцам. Он оказывался благосклонен к путникам, проходящим по дорогам на земле, а также и в подземном мире, так как был посланником богов и проводником душ умерших в подземное царство Аида.

ГЕРМЫ - это особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом.  В Древней Элладе ГЕРМЫ служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах. Первоначально для поклонения ГЕРМЕСУ просто использовались олицетворявшие его кучи камней. Исходя из функций данного бога как покровителя путешественников и торговли, камни особенно часто располагали на дорогах, перекрёстках, границах областей. Путник в этом месте должен был добавить камень, либо принести жертву ГЕРМЕСУ. Впоследствии, по мере развития общества, груды камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-ГЕРМЫ. По высоте ГЕРМЫ были в человеческий рост или ниже. Их могли изготавливать из камня, бронзы и дерева. Стояли они либо непосредственно на земле, либо на каменной основе, в виде отдельно расположенной скульптуры, либо в составе архитектурной декоративной или культовой композиции. Впоследствии на ГЕРМАХ стали помещать и других богов и героев. В V веке до н. э. появились ГЕРМЫ с реальными людьми, преимущественно политиками, государственными деятелями и философами.

ГЕРМЫ также устанавливались, как надгробные обелиски. Есть версии, что эти каменные сооружения возводились на месте погребения или гибели человека, чья жизнь оборвалась внезапно в пути, вдали от родных мест. Такого рода придорожные погребения побуждали путников к особого рода ритуалам и запретам. Поэтому на границах областей ГЕРМЫ выполняли роль не только межевых знаков, но и фетиша, охранителя области от зла извне. Повреждение ГЕРМ считалось тяжким святотатством. Их массовое разрушение в Афинах привело к войне между Афинами и Спартой. Этимологию слова ГЕРМА связывают с  именем олимпийского бога ГЕРМЕСА. Но исследователи до сих пор спорят, какое слово первоначально ГЕРМЫ или ГЕРМЕС.  Либо ГЕРМЫ получили своё название, так как изображали ГЕРМЕСА, либо ГЕРМЕС получил своё имя, так как был изображён на ГЕРМАХ. Тем не менее в древнегреческом есть такое слово HERMA, которое переводится как КАМЕНЬ, СКАЛА.

А теперь вспомним описание в КЕРЕМЕТИ четырехгранной ограды, ориентированной по сторонам света со столбом в центре  и описание четырехгранных ГЕРМ-столбов. Неправда ли наблюдается определенное сходство? Тем более, что имена КЮРМЮШ, КЁРМЁС и ГЕРМЕС еще больше подтвеждают определенное сходство! Далее!

В Центральной Азии существует культовое сооружение КУРУМ (древне-тюркское gorum)— «груда камней». Это искусственная пирамида, сложенная из камней вручную людьми, у которой обычно совершаются религиозные обряды. Курумом может быть могила, где захоронены останки человека или "пустое" культовое сооружение. КУРУМ-пирамида мог быть сложен  и в произвольно выбранном месте. Чаще всего КУРУМ складывали со вполне определенной целью: отметить на местности перевал, поворот тропы или дороги, отметить разветвление путей, указать место брода или переправы через ручей или реку и другое.

Опять интересное пересечение! ГЕРМЫ, как межевые знаки и надгробные обелиски! И КУРУМЫ, как указатели и могилы! И КЕРЕМЕТИ, как места, связанные с культом предков! Именно сходство звучания и функций позволяет нам обобщить все эти слова и понятия.

В Англии груда из камней называется КАИРН (CAIRN).   Фонетически это слово звучит, как КЭРН. В Англии также расространены КРОМЛЕХИ.
КРОМЛЕХ — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. При раскопках внутри каменных колец находили погребения, каменные топоры, лепную керамику. Кромлехи встречаются в Азии и Америке, но особенно много их в Европе (Франция, Великобритания, Скандинавия, Закавказье). Вероятнее всего, это ритуальные сооружения для погребений и религиозных церемоний. Возможно, кромлехи связаны с солнечным культом и являлись храмами Солнца.

HARAM (араб) - запретный, запрещенный
HARAM (араб) - пирамида
HARAMA (араб) - запрещать
KARAMAT (араб) - чудо, духовная щедрость
KARIM (араб) - щедрый; вседарующий; милостивый, великодушный; благородный; благопристойный
В тюркском это имя КЕРИМ.

КЁР (кырг) - могила
ГИРЯ (тадж) - плач
Синонимом  к этому слову в таджикском языке является слово НАВХА.
В этом случае, интересное совпадение с устаревшим русским  словом НАВЬ, НАВИЙ (мир мёртвых, покойник)
КОРЫ (алт) - охранять, защищать, оберегать
КОРУМ (алт) - защита
КОРЫМ (алт) - россыпь камней
КОРЫМДА (алт) - закладывать из камней кучу

KARMAN (санскр) - действие, обязанность, обряд, ритуал, жертвоприношения
KARMATHA (санскр) - способный действовать, активно исполняющий религиозный ритуал
KAR(санскрит) - делать, изготовлять; информировать, знать
KARA (санскрит) - подать, сбор
MIT (санскрит) - установленное или воздвигнутое, столб, колонна
MITA (санскрит) - отмеренный, измеренный, , соответствовавший какой-либо мере; изготовленный, выстроенный; укрепленный, закрепленный на земле; установленный, сооруженный, осужденный, понятый, узнанный брошенный, разбросанный.
MITI (санскрит) - устанавливание или водружение чего-либо, сооружение чего-либо

KERAMET GOSTERMEK (тур) - предсказывать, прорицать, пророчить
KERAMET (тур) - чудо
KIRMISI (тур) - красный
KIRAM (тур) - великий



Продолжение следует...