Воскресение. Толстой. Кто воскрес?

Оксана Виноградова
    
Статья была опубликована: Виноградова О. Н. Кто воскрес в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»? /  О. Н. Виноградова // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (Санкт-Петербург, Июнь 2019). – Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. – 336 с. – С. 167-171.


     Аннотация: прошло более столетия, и вопрос «Кто воскрес в романе Л.Н.Толстого «Воскресение»?» вновь актуален. Если целенаправленно рассматривать роман «Воскресение» как учение Толстого о Боге, то с позиции атеиста у главных героев романа состоялось воскресение нравственное, обусловленное земными, практическими целями. С позиции верующего ¬– никакого воскресения героев в романе нет.
     Ключевые слова: Л.Н. Толстой,  «Воскресение», название, Маслова, Нехлюдов, духовное, нравственное, христианство.

     Смысл названия литературного произведения крайне важен для понимания его доминанты, для понимания замысла автора. Название  романа Л.Н. Толстого «Воскресение» воспринимается ассоциативно как указание  на христианский праздник, когда, по Священному Писанию, Христос воскрес из мертвых, т.е. заголовок романа воспринимается с претензией на духовное воскресение, а сам роман ассоциируется с Евангелием [2], на котором основана структура произведения, образы героев,  идейные тезисы.
     Исследователи до сих пор спорят о том, кто же воскрес в романе «Воскресение»: оба героя – Маслова и Нехлюдов, одна Маслова, один Нехлюдов или никто. Данный вопрос был поставлен сразу же после выхода романа Н.Н. Соколовым [19], который полагал, что не воскрес никто, кроме самого писателя. В России чаще высказывается мнение, что воскрес все-таки Нехлюдов, а  в странах Востока читатели не сомневаются в воскресении Катюши Масловой [15]. Из современных ученых А.С. Кондратьев [7], [8], М.Ю. Белянин [8] и Е.А. Масолова [10], [11] утверждают, что духовное воскресение, по крайней мере Нехлюдова, однозначно состоялось, а сам Толстой – христианский проповедник. Близко к их позиции высказывается Р.Ф. Густафсон, полагающий, что воскресает Нехлюдов [3]. Осторожнее  в суждениях  О.В. Сливицкая: «Нехлюдов движим духовными поисками, но они не взрывают глубокие душевные пласты» [17]. В том же духе исследует роман «Воскресение» О.В. Журина, трактуя его как роман-воспоминание [5], она полагает, что Нехлюдов приходит к некоему «порогу», но не дальше. Не вдаваясь сильно в религиозные размышления, Н.Г. Набиев говорит: «Нравственное перерождение человека у Толстого – это дело рук самого человека, результат его воли и желания стать лучшим» [12]. А.Б. Тарасов, пытаясь понять, «какую правду проповедовал Лев Толстой», о воскресении героев романа говорит, что для Нехлюдова «идеал должной жизни, иными словами, живое ощущение праведничества остается недоступным…», а «мытарства Катюши выполняют в "Воскресении" функцию правды-разоблачения праздной городской (по преимуществу барской, дворянской) жизни и несправедливостей по отношению к бедным, но не правды-утверждения высшей истины, открывающей несомненные смысл и цель человеческого существования. Д. Мережковский совершенно справедливо в свое время говорил о чисто душевной, любовной причине «воскресения» Катюши в конце романа» [21, c. 17-18]. Споры по поводу воскресения главных героев романа Толстого возникают прежде всего потому, что сами исследователи стоят на различных мировоззренческих позициях.
      В оценке «христианства» Толстого сходятся те исследователи, которые рассматривают понятия «Бог» и «христианство» с позиций  христианского православного миропонимания. К таким исследователям относятся современные ученые  В.Ш. Сабиров [16], О.С. Соина [16], [18], М.М. Дунаев [4], Ю.Л. Ореханов (о. Георгий) [13], [14]; а ранее – философы и писатели  К.Н. Леонтьев [9], В.С. Соловьев [20], И.А. Ильин [6] и другие.
     С позиций православия отношение Толстого к христианству оценивается не только как негативное, но вообще – как никакое. Толстой и христианство не совместимы.  Причем Толстой не совместим не только с христианством, но и вообще с любой другой религией, потому как любая религия базируется опять же на вере во что-то сверхъестественное. Толстой отрицает любые проявления сверхъестественного, в его евангельских «переложениях» нет упоминания о чудесах.
     Бог  у Толстого к концу его жизни становится непонятным, размытым, Всем. Личное отношение Бога к человеку Толстой отвергает, потому и не может понять символ Святой Троицы.  В «Воскресении» Толстой  дает толкование своего понятия «Бога», и в результате на уровне подсознания – «вывихнутое» толкование Святой Троицы, потому как писатель – превосходный психолог. Образ Масловой ассоциируется с образом «Бога-Сына», который соединяется с «Богом-Отцом»; образ Нехлюдова – с учеником Христа, который соединяется с «Богом-Сыном»; а общность арестантов подразумевает «Бога-Отца», соединенного с «Богом-Духом». Схема запутана, но это следствие понимания Бога Толстым.
     Главная же мысль учения Толстого о Боге отражена в названии: «Воскресение». Название пересекается со скандальным описанием богослужения и указывает на главную мысль автора: Бога, такого, в которого верят христиане – нет. Христос умер как человек и никогда не воскресал. А раз Христос – обычный смертный и не воскресал, то и жизни в вечности тоже нет. Смерть – конец всему. Это догмат Толстого.
     Толстой внушает читателям как истину мысль о том, что нет никакого духовного воскресения, о котором говорит христианство. Понимание и вера  такой «истине» должны вызвать у читателей закономерный вопрос: и что же теперь делать? Всё, что по сюжету разворачивается после сцены богослужения в тюрьме, вертится вокруг вопроса «И что же теперь делать»? Этот вопрос «виснет в воздухе» при беседе Нехлюдова с семейством Шустовых, это вопрос задают политзаключенные, этот вопрос мучает Нехлюдова в финальной части романа. И ответ на этот вопрос и есть доминанта произведения, цель написания романа, к пониманию которой приводят выявленные в произведении тезисы.
     В последней главе «Воскресения», где, по мысли автора, должно состояться воскресение Нехлюдова, он читает Евангелие от Матфея, многое не понимая.  Но на него снизошло озарение, и «…ему стало ясно, отчего весь тот ужас, который он видел, и чт; надо делать для того, чтобы уничтожить его. Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять». [22, c. 441-442]. Таким образом, Нехлюдов нашел ответ на вопрос «Что делать?»: всегда и всех прощать, и это та идея, на которой базируется учение Толстого, это доминанта романа – поучение о непротивлении злу насилием.
     Известно, что Чехову крайне не понравился финал «Воскресения», где автор всё решает чтением выборочных мест Евангелия. А.Б. Тарасов подробно анализирует последнюю сцену романа, и указывает на то, что в тех местах из Евангелия, которые Нехлюдов оставил, «Бог совершенно исключен, а смысл некоторых стихов Евангелия, вырванных из контекста, существенно изменен» [21, c. 18]. В.Г. Андреева возражает: «...ведь Толстой указывает, что Нехлюдов начинает читать Евангелие с того места, где оно открылось» [1]. «Стихи Евангелия в последней главе романа «Воскресение» направлены на ретроспективное осознание его сюжета» [11, c. 430], – полагает Е.А. Масолова. Думается, финал все-таки органичен и подтвержден структурой романа.
     Читатель на протяжении всего романа имеет возможность наблюдать ход мыслей Нехлюдова (= Толстого), и о воскресении его духовном (которое в христианском понимании и нравственное тоже) говорить не приходится. Вообще, Нехлюдов практически только то и делает, что всех и вся осуждает, лишь временами испытывая благодушие то ли от сентиментальности (как в сцене прощания с сестрой), то ли во время отдыха от тюремных камер (как на обеде у генерала). «Кается» Нехлюдов, по сути, только пред Катюшей, на которой до последнего боялся жениться, и, можно сказать, с облегчением воспринял её отказ (причем поняв, что она его любит). То, что его занимало в момент прощания, это стыд и ощущение, что «жалко всего того, что он терял с нею» [22, c. 432]. А терял он прежде всего самолюбование своей жертвенностью. И даже после прочтения толстовских пяти заповедей Нехлюдов видит не себя, грешного, нет: он видит «всё безобразие нашей жизни» [22, c. 443].
     По поводу воскресения Катюши Масловой нельзя сказать определенно: воскресла она духовно или нет: в романе нет её пространных размышлений на тему Бога и покаяния. На богослужении в тюрьме она испытывала «…смешанное чувство благоговения и скуки» [22, c. 139], но эта характеристика дана со стороны и не позволяет делать какие-то окончательные выводы. Определенно, Маслова более внимательна к ближним, нежели Нехлюдов; она даже соглашается выйти замуж за Симонсона, чтобы Нехлюдов был счастлив. Доказательств духовного воскресения Масловой автором не предоставлено, в отличие от доказательств духовного невоскресения Нехлюдова.
     Раз нет воскресения в его христианском понимании, значит, нет духовного воскресения и «воскресение» возможно, по мысли Толстого, только здесь, сейчас, на земле. На то, что Нехлюдов рассуждает при своем «воскресении» о жизни только земной, указывает и отсутствие упоминания Бога в пяти заповедях, и дальнейшие рассуждения героя в последней главе: «…чем могла бы быть ЭТА ЖИЗНЬ (Выделено мной. – О.В.), если бы люди воспитывались на этих правилах…» [22, c. 433]. «Только исполняй люди эти заповеди, и НА ЗЕМЛЕ (Выделено мной. – О.В.) установится Царствие Божие, и люди получат наибольшее благо, которое доступно им» [22, c. 433]. Что имел в виду Толстой под понятием «Царствие Божие»? Ю.Л. Ореханов и А.В. Постернак разъясняют: «Фактически под именем "Царства Божьего"  в поздних произведениях Л.Толстого имеется в виду некий "интегральный мотив", состоящий <…> из понятий "разума", "любовь" и "правда"» [14].
     Что касается понятия Бога – а понятие это центральное в романе – то, «обобщая богословские суждения Толстого, можно утверждать: Бог определяется им прежде всего через отрицание тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении» [4, с. 235].
     Неприятие  христианства Толстым ярко выражено в романе «Воскресение», где автор вкладывает даже в название произведения такой смысл, которым пытается опровергнуть фундамент христианства. Ведь «…если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор. Пав. 15:17).
      Таким образом, с позиции верующего в бессмертие души (пусть даже не обязательно христианина), никакого  воскресения в романе Толстого «Воскресение» нет. Есть утопические тезисы и учение о непротивлении злу насилием, следуя которому, Толстой полагал возможным строить «рай на земле», который базируется, по сути своей, на чистом атеизме.

Список литературы:
1. Андреева В.Г. О нескольких центральных антитезах в романе Л.Н.Толстого «Воскресение» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012, № 4. - С. 114-117. - C. 117.
2. Виноградова О.Н. Жанр романа Л.Н.Толстого «Воскресение»: закодированное авторское евангелие // Человек и современный мир. - Владивосток, Эксперт-наука, 2018, № 11(24). - С. 224-255. 
3. Густафсон Р.Ф. Обитатель и чужак. Теология и художественное творчество Льва Толстого. - СПб., 2003. - C. 64.
4. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 -ти частях. Ч. IV Издание второе, испр, доп.. - М., Христианская литература, 2003. - Ч. IV. - C. 3-395.
5. Журина О.В. Роман «Воскресение» в контексте творчества позднего Л.Н. Толстого: картина мира и ее воплощение: автореф. дис. … к. ф. н., спец. 10.01.01. - СПб., 2003. - 24 с.
6. Ильин А.И. О сопротивлении злу силой. – М., Дар, 2017. - 480 с. 
7. Кондратьев А. С. Творческие искания Л. Н. Толстого 80-90-х годов : Поэтика прозы : автореф. дис. ... к. ф. н. , спец. 10.01.01 / ЛГПИ - Липецк, 1998. - 16 с.
8. Кондратьев А.С.  и Белянин М.Ю. Толстой в кривом зеркале толстоведения. -  URL: (дата обращения: 26.12.2018).
9. Леонтьев К.Н. Наши новые христиане, Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой. - М., 1882.
10. Масолова Е.А. «Евангельский текст» в русской литературе / Христианский реализм художественной прозы позднего Толстого: народные рассказы и роман «Воскресение». - НГТУ // Культура и текст.  №1, 2018 (32). - 
URL: http://www.ct.uni-altai.ru/wp-content/
uploads/2018/03/Masolova_2018_1.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
11. Масолова Е.А. Евангельский текст в романе Л. Н. Толстого «Воскресение». - НГТУ - Новосибирск, 2015.  URL: http://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1449823550.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
12. Набиев Н.Г. Человек в мире Л.Н. Толстого. – М., 1999. С. 40.
13. Ореханов Г. Пророк без чести. Хроника катастрофы. - М., Эксмо, 2016.      
14. Ореханов Ю.Л., Постернак А.В.  Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и К. Н. Леонтьев: смысл и значение спора о «розовом христианстве» // Ярославский педагогический вестник, 2011, № 3. Том I (Гуманитарные науки). - С.34-40. - С. 35.
15. Рехо К. К истории восприятия романа «Воскресение» в Японии // Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: Историко-функциональное исследование / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1991. - С. 165-188. - URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/rtv/rtv-165-.htm (дата обращения: 26.12.2018).
16. Сабиров В.Ш., Соина О.С. Жизнь и смерть, любовь и ненасилие // Философия ненасилия Л.Н. Толстого: точки зрения. - Екатеринбург, 2002.
17. Сливицкая О. В. "Человек Толстого" как динамическое тождество // Русская литература. - 2010. - № 4. - с. 3-14. - С. 14
18. Соина О.С. От этики непротивления - к философии права (Современная версия старого спора). - С.2-6.  - URL: http://www.sibstrin.ru/files/ot_etiki_k_filosofii.pdf (дата обращения: 26.12.2018).
19. Соколов Н. Н. Кто воскрес в романе графа Л. Н. Толстого «Воскресение»: реферат, читанный 11-го февраля 1900 года / Н. Н. Соколов. - Москва: издание книжнаго магазина Е. Д. Добровольновой, 1901. - 67 с.; 18 см. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003700315 (дата обращения: 26.12.2018).
20. Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч.: В 2 т. М., 1988. - Т. 2. - С. 635 -762.
21. Тарасов А. Какую правду проповедовал Толстой? // Литература в школе. - 2003, № 3. - С. 17-18.
22. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений Л.Н. Толстого в 90 томах. - М., Художественная литература, 1928-1958. - Т.32. - URL: http://tolstoy.ru/creativity/90-volume-collection-of-the-works/ (дата обращения: 26.12.2018).