Гл. 5 Цель и средство

Борис Крылов
     А сейчас, Уважаемый читатель, рассмотрим соотношение цели и средства. Само по себе соотношение не сложно – средство является возможностью достижения цели, ее инструментом. Цель – результат использования и применения средства. Цель – главное, средство – второстепенное, потому что одну и ту же цель можно достигнуть разными средствами. Цель, о чем мы поговорим позже в разделе с таким же названием, есть самосохранение системы, для человечества – это бессмертие. Повторюсь, что бессмертие всего человечества, а не отдельного индивида, бессмертие индивида – это остановка развития и фактическая смерть будущих поколений. Данный раздел будет во многом пересекаться с предыдущим, поскольку собственное счастье человек, не задумываясь, считает и своей главной целью. Хорошо, если понимание счастья совпадает с благополучием. Если оно представляется как очень-очень большое удовольствие, появляется большая опасность. Чего? Рассмотрим далее.
    Как-то на одной из лекций я спросил у старшеклассников, в чем они представляют цель своей жизни. Один из юношей с недоумением  ответил: жить, получать удовольствие, и товарищи одобрительно его поддержали, другой цели они не представляли. В принципе, юноша был прав, удовольствие, телесное удовольствие, является стимулом жизни, это ее средство, средство сохранения жизни.  Но удовольствие есть лишь средство поддержания и сохранения жизни. Если средство сделать целью, результат будет совершенно противоположным.
Рассмотрим данное явление в биологической составляющей человека.  Основными условиями существования биологической жизни являются питание, наличие экологической ниши – пригодного жизненного пространства,   продолжение рода и соперничество в данных сферах.  Без соперничества невозможен естественный отбор, а значит, и биологическая эволюция.
    Первое – питание, чтобы существовать организм должен питаться. Естественно, что сам процесс питания, поглощения пищи, должен составлять физиологическое удовольствие, и он таковым является. Если бы он не был удовольствием, организм просто бы умер с голода, он не знал бы, что ему делать. Процесс еды, утоление голода, насыщение являются удовольствием до момента достижения сытости, потом они перестают быть удовольствием, потому что цель достигнута, на определенное время энергия накоплена, и в данный момент ее больше не нужно. Чтобы вновь захотеть есть, надо накопленную энергию израсходовать, т.е. проголодаться. После этого еда вновь станет удовольствием.
    Теперь средство – удовольствие от еды, превратим в цель. В данном случае, во-первых, надо растянуть процесс во времени – есть долго и съесть как можно больше. Растягивание еды за счет маленьких порций задачи не решает, получится не удовольствие, а самоистязание, поэтому, если самоцелью становится получение удовольствия  от еды, надо съесть много. Но хлеба съешь ровно столько, чтобы утолить голод, а вкусного пирога намного больше. Чтобы съесть много, пища должна быть вкусной, для чего используются всевозможные приправы и кулинарные изощрения процесса приготовления пищи – варки, жарки, на пару, на углях и т.д. Если бы люди не ставили целью максимального получения удовольствия от еды, кулинарии как таковой бы не существовало, она просто не была бы нужна.
И вот цель достигнута, от еды получается максимальное удовольствие. Теперь результат достижения данной цели – обжорство, ожирение, одышка, нарушение пищеварения, атеросклероз, инсульт, инфаркт, смерть. Смерть значительно более ранняя чем, если бы человек не ставил своей целью максимальное удовольствие от еды. Поддержание жизненных сил организма за счет еды при цели максимального получения удовольствия от еды лишает организм этих самых жизненных сил. Результат обратный, вместо жизни – смерть.
    Далее, продолжение рода, это цель, ее средством является половой инстинкт. У животных это в чистом виде его удовлетворение и удовольствие от полового акта, у людей – любовь, тот же инстинкт, но осложненный духовностью. Удовлетворение полового инстинкта у человека называется сексом (sex – англ. пол, половая принадлежность, женский или мужской, а не тот, который досками стелют). Так вот, этот самый секс является средством продолжения рода, биологического бессмертия человека в его генах. Секс – средство, дети – цель, они будут, когда нас не станет.
    А что получится, если секс сделать целью? А получится, что главное – дети уже не нужны, более того они нежелательны, и секс делается «безопасным» - контрацепция или в случае нежелательной беременности аборт, фактическое убийство человеческого зародыша, будущего ребенка.
Итак, секс становится целью, его средством становятся беспорядочные половые связи, искусственная стимуляция (биологические препараты) и даже, в крайнем случае, насильственный секс – изнасилования. Результат – у женщин гинекологические болезни и бесплодие, у мужчин – венерические болезни, импотенция или тюрьма, в случаях насильственного секса. Наконец, биологическое извращение – однополый секс, абсолютно безопасный в смысле нежелательной беременности, но по части передачи спида, самый эффективный. Общий результат – падение рождаемости, физическая и умственная неполноценность нежеланного потомства, падение морали и нравов, деградация этноса, в перспективе полное его вымирание.
    Рассмотрим борьбу за существование в дикой природе, соперничество в сфере добывания пищи, защиты своей территории, борьбы за самок. Данное соперничество является необходимым звеном естественного отбора и биологической эволюции.  Соперничество является средством выживания рода, более сильные особи с большим успехом обеспечивают себя пищей и оставляют более сильное потомство. Подобное соперничество существует и в человеческом  обществе – социуме, правда, здесь оно более проявлено в интеллектуальной сфере, более умный и образованный человек обеспечивает для себя и своей семьи лучшие условия существования. Но проявлено оно и в чисто физическом плане – драки молодых парней (самцов) за девушек (самок) – «пойдем выйдем», а также и в глобальном масштабе – войны, защита или захват территории. Таким образом, мы видим, что в социуме, как и дикой природе, существует соперничество, оно является средством развития как самого социума, так и человека в чисто биологическом плане. Соперничество, борьба за выживание – средство.  Самосохранение, бессмертие человечества – цель.
    Теперь соперничество поставим целью. В индивидуальном плане, если устранение соперника сделать целью, результатом становится бессмысленное истребление, превращается в преступное явление – серийные убийства. А поскольку убивать сильного мужчину опасно, серийные убийцы убивают чаще всего женщин. Результат – не выживание и оздоровление потомства, а наоборот – вообще никакого потомства, самоуничтожение.
    Если же соперничество становится самоцелью в этническом масштабе, оно ведет к расовой, религиозной, или национальной дискриминации, и в своем крайнем выражении приводит к таким явлениям как геноцид (истребление целых племен и народов), когда заявляющая свое превосходство сторона обладает достаточными силами, или  терроризм, когда она такими силами не обладает.  Фанатический терроризм – это, в первую очередь, самоистребление самих террористов (самоубийцы-смертники), а также истребление большого числа населения, которое террористам напрямую не противостоит. Террористы убивают в основном не представителей  органов правопорядка или военных, которые им непосредственно противостоят, а просто население: детей, женщин, стариков,  пассажиров заминированных самолетов и автобусов,  жильцов, когда они спят в своих домах, зрителей мюзикла «Норд-ост», школьников и учителей в захваченной школе, им все равно кого убивать, главное – убивать. При этом никаких политических или других целей они не могут добиться, если правительства стран, против которых совершаются террористические акты, обладают политической волей и гражданским мужеством.  В данном случае соперничество, ставшее самоцелью, фанатизм собственного превосходства ведут к самоистреблению фанатиков, но при этом они уносят с собой тысячи жизней совершенно невинных людей.
    Немного сузим масштаб примеров и обратимся к социальной сфере. Рассмотрим такой житейский пример, как любовь к детям – чадолюбие. Чадолюбие, забота о потомстве является средством обеспечить безопасность и выживание потомства в период детства, период наибольшей незащищенности маленького человека как в силу физического, так и умственного развития. Опека, забота, воспитание детей есть необходимое условие взращивания полноценного, здорового, социально приспособленного потомства, условие продолжения рода.
    Теперь заботу о детях сделаем самоцелью – дети уже выросли, могут жить самостоятельно, но родительская любовь их этой самостоятельности лишает. А поскольку человек по биологической сути ленив, то естественно, такие окруженные чрезмерной заботой дети не стремятся к материальной самостоятельности и сидят на шее родителей. Родители стареют, потом умирают, а лишенные личного опыта дети сразу оказываются в затруднительном положении, они не приспособлены, не научены сами зарабатывать на хлеб.  Итог - родительская любовь, ставшая самоцелью, оставила после себя оболтусов и рохлей, совершенно не приспособленных к самостоятельной жизни. На этом этапе род может закончиться.  Средство – чадолюбие, ставшее целью, приводит к вырождению.
    Еще один социальный пример – законность и правопорядок. Законность и порядок в государстве обеспечивают исполнительные органы власти: прокуратура, суд, милиция. Без законности нет государства, только анархия. Люди стали социумом, обществом, когда признали над собой главенство закона и власти, до этого они были стадом, где правил вожак, и устанавливал порядки в зависимости от того, какая моча  ударит в его вожаковскую голову. Когда в обществе слабеют закон и власть, люди тут же возвращаются в свое обезьянье состояние, и тут же вместо власти и закона являются вожаки, к сожалению, преимущественно криминальные. Закон и порядок - цель государства, условие его существования. Органы правопорядка и их действия – это средство сохранения закона и справедливости. Но сохранение законности и порядка должно как-то оцениваться, и оно оценивается показателем – процентом раскрываемости преступлений. Чем выше процент, тем лучше работает милиция. От этого процента зависят и материальное поощрение, и продвижение по службе. Уже не сама законность определяет заслуги стражей закона и порядка, а процент. Естественно, что в этих условиях процент становится самоцелью. К чему это приводит?
    Во-первых, милиция старается, как можно меньше принять заявлений от потерпевших, если раскрыть преступление сложно. Чем меньше заведено заведомо нераскрываемых дел – тем выше процент раскрываемости. Но нераскрытые дела, где преступник не найден и не наказан, где справедливость и законность не восторжествовали, все-таки существуют. Такое уголовное дело называется «висяком» - висит и не снимается, или «глухарем» - глухо, о преступнике не слышно и не видно. Такие «висяки-глухари» снижают процент и являются постоянной головной болью стражей порядка. Чтобы избавиться от подобного «глухаря» есть несложный способ: на задержанного нарушителя по совершенно другому делу «навешивается» этот самый  «глухарь». Если задержанный растяпа или новичок, он часто сам на это соглашается, поскольку стражи порядка обещают ему всяческое содействие по его делу.  Видимый результат – повышение процента, и как будто бы торжество закона и власти. Фактический результат - милиция сама нарушает закон, а настоящий преступник остается на свободе, и может грабить и убивать дальше.
    Какой в данной ситуации может быть показатель, критерий? Только совесть представителей органов власти. Но эта величина сугубо нравственная, никакими показателями не измеряется, и звездочку на ней не заработаешь.
    Еще  социальный пример - игра. Не карточная игра, и не спортивная игра, я имею в виду детские игры. Детская игра – есть подражание жизни взрослых, она является необходимым условием воспитания, обучения, привития навыков будущей взрослой жизни. Дети играют во взрослую жизнь стихийно, к тому их подталкивает инстинкт подражания. Чему они подражают,  это тоже серьезный вопрос, но тема другая. Поэтому в данном случае будем рассматривать полезные игры: в «дочки-матери», магазин, автобус, дом и  т.д. Детская игра – это средство. Цель игры – взросление и развитие маленького человека, приобретение навыков взрослой жизни.
Но вот человек вырос, стал взрослым, но продолжает играть. Игра для него становится целью. Правда, это уже не детские игры, а азартные: карты, игровые автоматы, рулетка и пр., и еще, не азартные, но тоже очень притягательные – компьютерные.
    Азартные игры на деньги имеют цель – выигрыш,  но все знают, что выигрыши возможны только в дружеской компании, где игра идет честно, да и выигрыши-то так, символические. В любых других случаях – казино, лотереи,  выигрывают устроители или профессиональные шулеры. Т.е. для нормального, мыслящего, предусмотрительного человека  заранее известно: вероятность выигрыша мизерна, проигрыша – закономерна. Получается, что люди, ставящие своей целью игру и выигрыш, не нормальные люди, а они и есть таковые – одержимые. И на этой почве происходит очень много преступлений, которые  являются любимыми сюжетами детективной литературы. Игра, в детстве являющаяся необходимым средством, позднее ставшая целью, становится причинами воровства, разорения, самоубийств.
     Компьютерные игры, когда пацаны с криками и визгами сражаются в «пулялки и стрелялки», их еще понять можно, дети, но когда этим же занимаются взрослые и с неменьшими эмоциями, я понять не могу.  Конечно, интересно, азартно, любопытно, но что оно дает? В физическом плане только геморрой, в умственном – сомнительно, приобретение навыка – только этой самой игры. Наконец, придумали: эмоциональная разгрузка,  хотя, по-моему, не разгрузка, а еще один стресс.
     В последнее время на это обратили внимание и психологи, увлечение компьютерными играми ведет к нарушению психики, прежде всего у детей, но не только. Появился даже термин «киберзависимость», т.е. увлеченность компьютерными играми рассматривается наравне  с наркозависимостью. И не беспричинно, вспомните модную в начале столетия песню: «Девочка живущая в сети, забывшая про сон…», все точно, киберзависимые ночами не спят. Здесь видим яркий пример порабощения человека машиной, в данном случае компьютером. Причину этой зависимости я объясняю принципом первого легкого шага. Нажатие клавиши на клавиатуре производит огромное несоизмеримое с физическим усилием действие, пусть и виртуальное. Эта иллюзия личного могущества притягательна как наркотик,  и на психику действует примерно также.
      Впрочем, на этом остановлюсь, ибо предвижу ярые контраргументы любителей компьютерных игр, а в азарте и побить могут. По-моему, в игре, как и в толпе, главенствует первобытная животная эмоциональность, в ней мало интеллекта, духовной составляющей нет вообще, это возврат в первобытную стихию, это счастье. Но в этом счастье мы уже не люди.  Что наша жизнь? игра!
     Вернемся к самому началу раздела, вспомним о том, что удовольствие – это средство, когда оно становится самоцелью, ведет к потере здоровья, духовной деградации, т.е. вместо самосохранения к самоуничтожению. Это закономерно как для отдельного индивида, так и для социальных структур. В этом смысле интересно рассмотреть западную цивилизацию, я имею в виду Западную Европу и Америку, наиболее развитые в промышленном отношении и самые богатые страны мира, или как их еще называют – золотой (благополучный) миллиард. У этих стран, как и у нас сейчас, нет идеи. После второй мировой войны, когда была преодолена разруха и начался мощный промышленный рост стран Западной Европы, родилась идея «общества всеобщего благоденствия». На промышленном подъеме была преодолена бедность,  любой работающий имел возможность пользоваться всеми благами цивилизации, стирались классовые противоречия. На этой волне возник девиз: «живи, работай, отдыхай», в обществе всеобщего благоденствия все равны, если ты работаешь, имеешь право на все блага, даже если не работаешь, ты получаешь пособие и с голоду не умрешь. Пример богатой капиталистической Европы подорвал идею коммунизма, поскольку коммунистические страны такого богатства не достигли.
    Но сама идея общества всеобщего благоденствия, это не перспективная идея, в принципе, она уже осуществилась, все сыты, одеты, у всех есть жилище, автомобиль, а в жилище некуда повернуться, чтобы не наткнуться на бытовую электронику, не жизнь – а рай, нажал на кнопочку – и все тебе подано. А что дальше? А дальше начинаются игрушки, уже не вещи для удобства, а вещи для игры. Рассмотрим такой пример, телефон, это средство голосовой связи. Проводной телефон привязан к одному месту, поэтому не всегда достижим. Появляется сотовый радиотелефон, который постоянно находится с человеком-абонентом. Все, цель достигнута, создано компактное мобильное средство связи. Но развиваем его дальше и снабжаем видеокамерой, чтобы посылать mms с попами приглянувшихся девиц, средство связи превращается в игрушку.
     Мощнейшим современным средством пропаганды является реклама. Хотя сама реклама пропагандистских целей, как таковых не ставит, но, тем не менее, рекламируя товары, она одновременно пропагандирует идею удовольствия: купил стиральную  машину-автомат, и она стирает сама, а ты в это время можешь получать удовольствие; купил новую «тойоту» и, управляя ею, получаешь максимум удовольствия; выпил «фанты» - и оторвался по полной. Покупай товар - и удовольствие тебе обеспечено. Вся информация второго плана, вся пропаганда на удовольствие. Но как мы уже рассмотрели выше, удовольствие и игра, становящиеся целью, ведут к упадку и деградации. Отсюда я делаю вывод, что западную цивилизацию с ее идеей максимальных удовольствий, которые скрытой пропагандой преподносятся как цель, ждет неминуемый крах. Исторический пример тому есть – Римская империя.  Могучее государство, объединившее все Средиземноморье,  имевшее отлаженную систему производства и финансов, обладавшее самой многочисленной и прекрасно обученной армией, развалилось под натиском  полудиких варваров. Ну, а о том,  каких удовольствий наизобретали древние римляне, мы говорили неоднократно.
     Современная Западная Европа, как и в свое время Римская империя, живет под постоянным давлением,  этническим давлением со стороны своих бывших колоний. Правда, вооруженное давление сейчас осуществляется в виде дикого, варварского терроризма, но иммиграционное давление намного мощнее. В современной Европе уже до половины населения составляют иммигранты из Ближнего востока, Северной Африки и даже Дальнего востока, а если учесть, что они размножаются намного интенсивнее чем коренное население, то через два поколения белая европейская раса может просто ассимилироваться и исчезнуть.
       Примерно в подобной ситуации находятся и США,  легальная и нелегальная иммиграция латиноамериканцев плюс легальная со всего мира. Но американцы молодой этнос, и ситуация здесь иная, у них идея есть. Правда, ее не афишируют, но вся их политика направлена именно на это – мировое господство. Это прекрасная конструктивная идея, но она стара как сам человеческий мир. В принципе, других глобальных идей и не было, коммунистическая идея всеобщей справедливости в итоге тоже предполагала мировую революцию и единое планетарное коммунистическое государство. Та же идея и у мусульманских фундаменталистов – священный джихад во имя мирового ислама.  Идея мировой империи будет до тех пор терзать мир, покуда не осуществится. Рациональнее всего эту идею может осуществить Западная цивилизация, добровольное объединение Евросоюза с его единой валютой и прозрачными границами прекрасный тому пример, пример главенства разума и доброй воли. Исламская идея, если ей суждено осуществиться, прольет не реки, моря крови, и в итоге отбросит мир на века назад, при этом неизбежна потеря промышленного и научного потенциала. Коммунистическая идея, к сожалению, не устояла, хотя в критической ситуации, когда на карту будет поставлена жизнь всего человечества, без тоталитарной жесткой системы не обойтись. Кстати, носитель коммунистической идеи остался, это Китай, пока он никаких программ мирового господства не заявляет, но кто знает, при его интенсивном промышленном росте и избытке населения это вполне может произойти.
    В настоящий момент столкнулись две идеи мирового господства: Западного мира, который осуществляет ее научно-техническим объединением потенциала планеты (глобализ) и неоисламизм - мусульманский фундаментализм. Последний ведет мировую войну, но своими подлыми азиатскими методами: терроризм, захват заложников, бандитские нападения на силовые органы.
    Кстати, о терроризме, его существование чем-то сродни телевизионной рекламе. Людям она не нравится, люди плюются, переключают каналы, но все равно иногда рекламу смотрят, и главное,  при покупках  предпочитают  рекламируемые товары, чем оплачивают рекламу будущую. Так и с терроризмом, силовые структуры всех западных стран борются с ним, тратят огромные деньги на системы безопасности, но при этом за нефть продают исламским странам Ближнего Востока вооружения и технологии, а это база терроризма.  Финансовое и материальное богатство нефтедобывающих стран связано с высокими ценами на нефть, при этом добычу нефти ведут западные компании, восточные королевства, эмираты и каганаты только стригут купоны и нефтедолларами оплачивают джихад. Если бы страны Запада в этом вопросе отказались от «священного права» частной собственности и установили мировой контроль над нефтересурсами, терроризм постепенно бы угас, как и сама идея неоисламизма.  Это произойдет в условиях мирового государства, но до его становления жертвы терроризма будут только расти.
     Духовный кризис Запада мог бы быть преодолен идеей объединения человечества в единое государство, она стала бы мощным противовесом  как скрытым, так и явным имперским идеям. Если об этом будет заявлено на международном уровне, политика разных государств волей-неволей будет приспосабливаться к этой идее и процесс объединения человечества ускорится. Пока же разделенное человечество  тратит силы на межнациональные, религиозные, этнические, территориальные  и   прочие конфликты, не решая своей главной задачи – обеспечения бессмертия человеческой цивилизации в условиях возможных космических катаклизмов.
    Но оставим глобальные проблемы и вернемся к отдельному человеку. А отдельный нормальный человек, прочтя данный раздел, придет в большое замешательство и возопит: «Так что же я должен совсем отказаться от удовольствий?!» Любая мать гневно спросит: «Так что я, для блага ребенка должна кормить его  невкусно? Он у меня и так ничего не ест!». Отвечаю: «Да ни Боже упаси».  Обречь себя на аскетизм во имя идеи способны немногие, их называют фанатиками или пассионариями (по Л.Н.Гумилеву), но в любом случае это единицы. В том, что их мало, есть рациональный смысл. Если бы их было много, человеческий мир стал бы очень нестабилен, человечество постоянно бросалось бы  из одной крайности в другую. Но наличие многочисленной инертной массы амортизирует и компенсирует толчки, которые производят пассионарии,  и все-таки, эта масса хоть и медленно, но вынуждена двигаться туда, куда ее толкают. А Вы живите, как жили, если жизнь Вас вполне устраивает, удовольствие – необходимое средство жизни.
Но не превращайте удовольствие в самоцель.