Людмила Гордеева. Русь и Орда

Лариса Прошина
  12 июля 2021 года была опубликована
  статья Президента России В. В. Путина
  "Об историческом единстве русских и украинцев"

  Продолжение темы в книге Л. Гордеевой
  "Русь и Орда"

                ИЗУЧАЙТЕ ИСТОРИЮ СВОЕЙ СТРАНЫ,
                чтобы   
                ЕЁ НЕ ПРИДУМАЛИ ПРОТИВНИКИ

             
   Зачем каждому из нас надо знать историю своего народа и своей страны?
   Людмила Гордеева на этот вопрос отвечает так:
   «Затем, что, если вы не будете изучать свою историю сами, это непременно сделает ваш противник. И истолкует её так, как выгодно именно ему, вычеркнув, вымарав, а порой и уничтожив следы выдающихся, героических подвигов вашего народа, взамен же выпятив неблаговидные поступки, ведь их можно найти в действиях любой нации, особенно когда она существует более тысячи лет.
   Если таких тёмных пятен недостаточно – их придумают. И вот вы уже оказываетесь народом второго сорта, каковыми объявляли нас, русских, западноевропейские завоеватели – крестоносцы, Наполеон, Гитлер и их нынешние последователи.

   Вы становитесь людьми, не помнящими родства, которые и государства-то своего не могли создать, и города-то вам будто бы построили какие-то скандинавские викинги; объявляетесь потомками ордынских рабов, крепостничества.
   Этот приём, кстати, продолжается и теперь, когда наша страна вдруг оказывается второстепенной в деле победы над фашистской Германией.
   Народом, который не знает свою историю, легко управлять. Доказывать ему, что он не в состоянии самостоятельно жить и распоряжаться в своей стране; что лучше бы передать все бразды правления государством более развитым народам…».

   Людмила Ивановна Гордеева, выпускник факультета журналистики МГУ, член Союза писателей России.
   Её книги по истории России: «Иоанн III Великий» (роман, 2 тома), «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Иоанн III Великий, первый российский государь. Летопись жизни» (историческая монография), «Софья Палеолог» (летопись жизни супруги Иоанна III).

   Есть и многочисленные её статьи на по-прежнему животрепещущие темы.
   А именно:
   о происхождении русских, как нации;
   имели ли славяне азбуку и письменность до Кирилла и Мефодия;
   стали ли русские рабами Орды;
   о том, что русский язык –  он же язык коренного народа Украины;
   был ли Иван IV (Грозный; внук Иоанна III) злодеем или «белым и пушистым»;
   почему «Московия», «Московское царство» - это клички, придуманные для Русии (Руссии; Россия – со второй половины ХVII  века) её недругами;
   о мифах, унижающих честь и достоинство русского народа, и о других страницах истории  нашего дорогого Отечества – России.
 
   Немало новых изысканий на эти и другие темы, касающиеся истории России и личностей, оставивших свой след в отечественной истории, в новой исторической монографии автора - «Русь и Орда» (Издательство «ТЕРРА». Книжный Клуб Книговек. Москва. 2020 г.). Это сборник статей.  Некоторые из них я назову позже. 
    Понятно, что пересказывать всю книгу ни к чему. Её надо читать. А потому я возьму из неё то, что мне кажется самым важным на сегодняшний день; что вносит ясность в некоторые споры.

                ОРДЫНСКОЕ НАШЕСТВИЕ – НЕ МИФ

   «Не исключено, - уверен автор, - что в европейских и, в первую очередь, в архивах Ватикана, хранится ещё много ярких документов о славянской, в том числе, и нашей, российской, русской истории, не доступных пока исследователям.
   Возможно, именно в них черпал свои сведения уроженец Дубровника Мавро Орбини для своей знаменитой книги «Славянское царство», изданной в 1601 году. В ней, ссылаясь на древних авторов, в том числе и не известных ныне, он рассказывает о долгой и славной истории славян, о блистательных деяниях наших предков.
   Однако и тех источников, которые нам доступны, достаточно, чтобы по-новому взглянуть на некоторые важные события минувших веков».

   К тем важным событиях относится и нашествие на русскую землю степного народа, умудрившегося топтаться на ней несколько веков. Это и есть событие, получившее название «татаро-монгольское иго».
  Интересный факт: нашлись историки и не историки, оспаривающие существование ига. Они уверены, что никакого ига не было, что это придумки, фантазия. Есть даже версия о том, что «ордынское иго сочинили Романовы», для чего «написали новые русские летописи».
   Но Романовы, царская династия в России, появились спустя много веков от времени записей в древних летописях-хрониках о нашествии ордынцев.
 
   «О существовании Орды повествует большое количество документов восточных и европейских сочинителей, - рассказывает автор, - которые побывали не только в Орде Волжской (Золотой, Великой, Большой), но и в центре всей татаро-монгольской империи – в Каракоруме -  на границе Монголии с Китаем.
   Мало того, европейцы оставили уникальные сведения о русах; например, об отравлении в Каракоруме великого князя Ярослава Всеволодовича Владимирского, отца князя Александра Невского.

   Сохранилось также множество подлинных посланий ханов Волжской Орды в Европу, в Крым и на Восток. Есть даже подлинники посланий знаменитой ханши Тайдулы, жены хана Узбека, которую, по преданию, вылечил от слепоты русский митрополит Алексий».
    А то, что написано пером – не вырубишь топором.

   Орда была! Свидетельство – многочисленные труды учёных, посвятивших свои жизни изучению этой трагедии русского народа. Известны и границы нашествия.
   Ордынцы дошли до Волги, но не остановились; были заняты все земли до Волжской Болгарии, Южный Кавказ, Причерноморье, Приазовье, Крым.
   Планы у Орды были грандиозные – владение чуть ли не всем миром. Возможно, кто-то думает, что татары топтались лишь на русских землях. Но это не так.
 
   В книге есть такие подробности: ещё в 1235 на всеобщем курултае в ставке ханов в Каракоруме было решено покорить Китай и Персию, и двинуться дальше. Хану Батыю, внуку Чингисхана, было поручено завоевать Европу. Он и повёл туда свою орду в 1240 году – через уже захваченные русские города и другие поселения.
   Батый разделил свою армию на две части. Одна пошла на Польшу; ордынцы разорили города Люблин, Сандомир; почти полностью уничтожили Краков. Была разгромлена Моравия.
   А сам хан пошёл на Венгрию, захватил её. Столица Будапешт была сожжена.
   «Напуганная Европа, - пишет автор, - собрала объединённое войско из тевтонов, поляков и силезцев во главе с силезским герцогом Генрихом Благочестивым. И это польско-немецкое войско было разбито в сражении под Лигницем; герцога убили.
   Его голову татары водрузили на копьё и гордо вознесли перед ханской ставкой».

   Следующей жертвой должна была стать Вена. Европейцы начали собирать войска, чтобы её защитить. Однако им «крупно повезло». Скончался великий хан Угэдэй (именно ему принадлежала идея завоевать Европу). Необходимо было выбрать нового предводителя. Между потомками Чингисхана началась борьба за власть.
   Хан Батый также хотел участвовать в дележе власти. А потому он, собрав свою армию, из Европы двинулся на восток, в Каракорум – через южнорусские земли.

    Интересно? Уверена, что многие ответят утвердительно. Таких любопытных фактов немало в   книге «Русь и Орда». Вероятно, в музеях истории упомянутых и не упомянутых земель Европы, где побывала нога татар, есть немало документов о нашествии «поганых»: названы цифры убитого населения; подсчитаны потери от разорений и грабежей ордынцев.
   А подобные документы – свидетели нашествия Орды.

   Уже из названия книги понятно, что тема сложная; есть вопросы и спорные факты; доказывая свой взгляд на какой-то раздел истории России, автор ссылается на древние летописи и не только на эти документы. Они названы в сносках.
   Однако рассказано обо всём так, что читается легко, словно роман о любви. Впрочем, «Русь и Орда» - можно спокойно назвать поэмой в прозе; объяснением в любви автора своей Родине – России. 
               
                ИХ НАЗЫВАЛИ ТАТАРАМИ

     Оказывается, есть повод поспорить и о привычном, устоявшемся определении «татаро-монгольское иго».
   В книге есть своеобразный анонс: «Сколько лет длилось так называемое татаро-монгольское иго на Руси? О его влиянии на русский характер».
   Автор пишет: «Почему я употребляю по отношению к татаро-монгольскому игу термин «так называемое»? Потому что, несмотря на утвердившееся в науке определение, ни один средневековый источник, ни одна летопись это явление так не называют.

   Слова «монгол» и «монгольский» в русских средневековых источниках мне практически не встречались. Все летописи, созданные в то время в разных краях страны, все древние документы – будь то духовные или договорные грамоты, описи или судебные документы – именуют нахлынувшие с Востока на Русь народы татарами.
   И если мы не ставим себе задачей искажение российской истории, то придётся называть захватчиков так, как их нам представляют многочисленные источники».

   В древних документах не было и слова «иго» - «это клише более поздних времён».
   Не существовало и термина «Золотая Орда». В русских летописях империю того кочевого народа называли «Орда» или «Великая Орда».

   И ещё одно уточнение. Одна из глав в книге названа «Пленение Волжской Болгарии».
   «Почему волжские болгары – не булгары? Потому что нет ни одного известного мне русского источника, - отвечает автор, - где бы эти жители левобережья Волги именовались через букву «у», хотя эта буква в русском языке существовала с древнейших времён.
   Авторы всех многочисленных документов кличут своих соседей болгарами. А русы знали их с самых древних времён, торговали, воевали; много раз упоминали в своих хрониках.
   Также, через «о», называют себя родичи волжских – дунайские болгары, которые, конечно, знают про себя лучше других. Так что и здесь, думаю, нам не стоит искажать нашу российскую историю.

   В 1232 году татары появляются на территории Волжской Болгарии и зимуют там, «не дошедше Великого града Болгарскаго, еже глаголется Казаньскаго» (из Патриаршей летописи). Замечание летописца интересно тем, что он уточняет до сих пор спорный вопрос о месте основания города Казани».
   Город Великий, известный на Руси с древних времён, стал Казанью – с середины ХV века; это  время окончательного поселения татар в Волжской Болгарии. А «Болгарская земля» стала «Казанской».
    
                РОССИЯ – НЕ МОСКОВИЯ, А РУСИЯ!   

   В сентябре 2020 года власти предержащие на Украине предложили своему народу называть соседа - государство Россия - «Московией». Видно, что тот, кто это придумал, в школе по истории имел «неуд».
   Л. Гордеева, словно предчувствуя подобный речевой каламбур, собрала все данные на эту тему в главе «Что такое «Московия» или «Московское царство»? И кто такие «московиты»?:

   «Русские люди никогда не называли свою страну или город Московией. А себя никогда не называли ни московитами, ни москалями. Эти, странно звучащие для русского уха термины, не встречаются ни в многочисленных русских летописях, ни в других древних или более поздних документах.
   Так откуда же они взялись?
   В момент своего первого упоминания в Воскресенской летописи в 1147 году, то есть около девяти веков назад, Москва входила в состав Владимиро-Суздальского княжества – как небольшой городок на Москве-реке, и называлась точно так же, как теперь.
   Тогда, как известно, князь суздальский Юрий Владимирович Долгорукий позвал к себе в гости своего родича Святослава: «Посла же к нему Юрьи, река: «Буди, брате, ко мне на Москву». Столь же древним является название жителей Москвы – москвичи. Оно также неоднократно повторяется в многочисленных российских источниках.
   
   Впервые самостоятельным княжеством Москва с её окрестностями стала после того, как великий князь владимировский Александр Невский передал этот город в управление своему младшему сыну Даниле. Тот правил долго – более сорока лет; правил рачительно, заметно расширив территорию своего маленького княжества, присоединив к нему крупный по тем временам город Переславль, а также немало сёл и деревень.
   Всё это время владения князя Данилы Александровича назывались Московским княжеством».

   Автор книги подробно рассказывает, как преемники этого князя продолжали разными путями увеличивать территорию Московского княжества. И пришло время, когда им захотелось иметь титул «великий князь», каковой имели князья владимирские.
   Но до конца ХV века, если можно так выразиться, чистого титула московские князья не имели; их называли «великий князь Владимирский и Московский». А княжество называли «Владимирское и Московское» или «Московское».
   «Понятно, - уточняет Л. Гордеева, - что Московское княжество не могло называться царством, потому как официально царства на Руси почти до середины ХVI века не существовало, как и царя».

   К тому времени, как юный князь Иван III (сначала как соправитель своего отца Василия II, а затем – правитель) стал великим князем московским, княжество приросло множеством новых городов и земель. Иван III (1440-1505) москвич; правнук Дмитрия Донского; из династии Рюриковичей, правившей на Руси более 700 лет.
    Он был замечательным стратегом с дипломатическим талантом; ещё более расширил границы своего княжества. И тогда уже можно было говорить, что княжество переросло в государство.
   В наследство от предков ему досталось и то самое ордынское иго. Природная мудрость стала основой его идеи: собрать все русские земли воедино и общими усилиями очистить их от «поганых».

   Именно Иван III Васильевич (свой народ и иностранцы за мудрость называли его Иоанном Великим) стал вдохновителем и организатором государства, в котором мы теперь живём. Он придумал для него название «Русия» или «Руссия».
   В названной выше главе есть пояснения. Это название стало широко известно в европейских странах и «во многих из них сохранило своё начертание до нашего времени. Где-то употребляется название «Russia» - из-за того, что в латинском алфавите нет буквы «я».
   «Русия» или «Руссия» окончательно преобразовались в «Россия» к концу ХVII века.

   Свидетели названия нашего государства «Русия» - различные документы, которые отправляет Иоанн Великий с послами из Москвы в разные страны. Один из них приведён в книге «Русь и Орда»:
   «А се такову грамоту докончальную послал Князь Великий… к Максимиану Королю с золотою печатью, а писана на харатье: «По Божией воле и по нашей любви, Мы Иоанн, Божиею милостию Государь всеа Русии, Володимерский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тферский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных…».

   «Из этого документа, - пишет автор книги, - мы видим, что уже с 1490 года, то есть со времени своего зарождения, наша страна называлась Русия, и лишь спустя почти двести лет это название постепенно преобразовывалось в современное – Россия.
   И никогда официально оно не называлось Московией или Московским царством».
    Кто придумал эти клички?
   Ответ автора книги такой: «Все эти клички имеют один источник – Польско-Литовское королевство и его правители, которые с начала ХVI века стремились закрепить названия «Русь», «рутены» только за теми русскими землями, которые находились в их владении».

   А зачем это надо было полякам?
    В труде «История Российская с самых древнейших времён» замечательного русского историка Василия Никитича Татищева (1686-1750) на эту тему есть ответ:

   «Последнее имя Московия, Москов, москали, также недавно поляками образованное и от других за неведением было принято. Причина сему есть злоба и зависть поляков.
   Когда Россия от татар разорена и в бессилие приведена была, а более потому, что русские князи, вместо того чтобы объединиться на неприятеля, сами им на своих помогали, тогда литва, из лесов выйдя и от прежнего подданства русского отрекшись, с князем их многие города русские, а потом чрез много лет Червонную Русь, Волынь и всю Малую или просто Русь захватили, сами князями русскими, а по соединении с Польшею королями русскими писаться стали, о чем Стрыковский поляк точно говорит.
   И желая то свое насилие утвердить, а славу русскую и честь государей умалить, великим князям русским надлежащий от древности  титул дать не хотели, равняя их с удельными князями, по Москве граду престольному московскими именовали, чего мы никогда не принимали».
   Чего мы никогда не принимали!

    Вот так: «злоба и зависть поляков» тому причина. Чужими руками жар загребали.
   Будем ждать ответа от историков нашего времени: «С какой целью властные структуры Украины захотели использовать те клички - «Московия», «москали»?
   «Москаляки» - это их самостийное творчество. В истории это слово не известно.

    Ответ завистникам и злобствующим: мы – русичи, русские, россияне, а наше государство – Русия, Руссия, Русская земля, Русь, Россия.
   А ещё: мы – скифы, и
   …как послушные холопы,
   Держали щит меж двух враждебных рас
  Монголов и Европы!  (Александр Блок, 1918 г.)

                КОГДА НАЧАЛОСЬ ИГО?
   
    Автор книги «Русь и Орда» подробно рассказывает о нашествии ордынцев, ищет ответ на вопрос: какое время можно назвать началом «ига».
   Первая волна этого кочевого народа у границ Русской земли появилась в 1223 году. В Лаврентьевской летописи есть запись, что о пришельцах никто доподлинно ничего не знал: кто они и откуда пришли, на каком языке говорят, какой они веры. Их называли и татарами, и тауменами, и печенегами.
    Вместе с ними прилетели и слухи: что они захватили многие страны (ясов, обезов, касогов, половцев). И что пощады от них не будет; они убивают, грабят.

   Три князя Юго-Западной Руси, три Мстислава из числа старейшин – Киевский, Галицкий и Козельско – Черниговский и многие другие князья собрали большую рать. Прибыли они к острову Варяжскому на Днепре. И столкнулись две силы в битве, известной в истории, как «Битва на реке Калке» (1223 год).
   К Калке русов татары заманили приёмом, который потом хорошо изучили русы и пользовались им лучше противника: выставить вперёд небольшое войско и тем показать нарочитую слабость армии. А оно, отступая, завлекало неприятеля к тому месту, где находились основные силы.
 
   Битва была неравной; татар было значительно больше. К тому же, это было хорошо подготовленное, дисциплинированное войско; дисциплина держалась на жестоких наказаниях.
   А у русов в то время единой армии не было. Если где-то намечалось сражение с неприятелем, то удельные князья прибывали туда со своей дружиной. В книге есть подробности о том, как могли долго собираться те дружины; каким длинным подчас их был путь и каким тяжёлым было снаряжение воинов.

   В летописи о битве на реке Калке написано: всюду мёртвые лежали, «кровь яко вода лиашася». Погибло много русских князей и рядовых воинов; одних киевлян было «избито» шестьдесят тысяч.
   Однако и татары понесли большие потери. Они не остались на русской земле; ушли, как говорят, зализывать раны. Не ведомо было «откуда явились на нас и куда опять делись».
   
    «Таким образом, событие на Калке 1223 года, - пишет Л. Гордеева, - мы не можем назвать началом «ига», ибо это было, по сути, хоть и тяжёлое, но сражение, после которого татары с горизонта русов надолго исчезли.
   На Руси продолжается обычная жизнь; князья снова сражаются между собой за власть в городах, строят храмы, женятся, рожают детей. Отбивают очередное нашествие семи тысяч литовцев от Смоленска и Полоцка; воюют с немцами в Прибалтике.
   Что касается северных земель – Владимира, Суздаля, Смоленска и до самого Белого моря – их битва на Калке совсем не затронула. Настолько, что некоторые псковские, новгородские и прочие летописцы о ней ничего не сообщают».

   Но «безбожнии Татарове поплениша» вновь появляются в 1232 году, теперь – на территории Волжской Болгарии, зимуют. А через четыре года полностью уничтожает там всё и всех: «и град их Великии взяша, и иссекоша всех: мужи, и жёны, и дети, а прочих в полон поведоша».
   А затем они разгромили и сожгли Рязань (1237 год; не последний раз). Пятнадцать дней жители держали оборону, ждали помощи из северных княжеств, от киевлян.
 
   То, как татары расправлялись с населением города, можно назвать живодёрством. Князя, его семью, дворян, их жён и детей, монахов и монахинь секли мечами, убивали стрелами, бросали в огонь; связав некоторых несчастных, груди им вспарывали и желчь выпускали; «а с иных кожу сдирали, а иным иглы и щепы в ногти вбивали».
   Сожгли много храмов, монастырей, сёл. Прежде чем жечь, грабили.
   Такая же участь постигла Коломну, Владимир, Ярославль, Юрьев, Переславль, Дмитров, Тверь, Кашин, Торжок, Козельск… Потом была небольшая передышка. А в 1240 году орда хана Батыя захватила Киев. Именно после этого Батый двинулся в Европу.

   Чуть подробнее о Киеве.
  К тому времени потомки Рюрика, занимая трон правителя – великого князя, превратили маленькое деревянное поселение на реке Днепр в красивый город с многочисленными каменными зданиями: храмами и теремами. Он был обнесён мощной каменной стеной.

   «Разгромив Рязань, Владимиро-Суздальскую Русь и часть небольших городов на Киевской земле, - рассказывает автор, - хан решился на захват Киева».
   Сначала он отправил на разведку своего «соглядатая». Тот рассмотрел город с противоположной стороны Днепра и был восхищён его красотой и величием. О чём и доложил Батыю.
   Чем руководствовался хан, не известно; возможно, ему не чужд был романтизм, но он отправил к князю Михаилу Всеволодовичу Черниговскому (сидел на киевском троне) своих послов с предложением: сдать город без боя – чтобы сохранить его.

   А князь приказал убить послов. Зная, что татары будут мстить, убежал в Венгрию. А жителей города оставил на растерзание врага. Что и случилось. Огромная орда окружила Киев.
   Из Патриаршей летописи: «… и обсела его сила татарская, и было невозможно никому ни из города выйти, ни в град войти. И невозможно было слышать в городе собеседника из-за скрипа телег и рёва верблюдов, из-за звуков труб и арганов (средневековый инструмент), и от ржания стад конских, и от криков и воплей множества бесчисленных людей, и была заполнена вся земля татарами».

   Но и тогда Батый предпринял ещё одну попытку уговорить жителей открыть ворота, пообещав не разрушать город и не причинять зла людям. Однако народ не поверил татарам.
   А для недоверия были причины. Не раз жители разных русских городов, поверив врагу (а нападали не только татары), открывали ворота и, надев лучшие наряды, с хлебом и солью встречали иноземцев. Заканчивалось такое гостеприимство жестоким истреблением всех: от мала до велика.

   В декабре 1240 года татары захватили Киев; «всюду лежали мёртвые, и всюду текла кровь, как вода». Но Батый не сжигает город дотла, и не уничтожает всех жителей. Однако каменные храмы и другие строения сильно обгорели.
   «И постепенно превращались в развалины, - пишет Л. Гордеева. – Еще сотни лет после этого погрома город стоял в руинах. Подлинное его восстановление началось лишь после избавления от чужеземного владычества и воссоединения с Северо-Восточной Русью, с Россией».
   Батый поставил своего наместника-воеводу править в Киеве (а также - во Владимире Волынском, Галиче).
   Татаро-монгольское иго для Юго-Западной Руси и началось в 1240 году.

   В 1255 году умер хан Батый. А на трон в Каракоруме сел великий хан Мунке. Он и повелел провести перепись всех подвластных народов татарам.
   Несколько лет шла та перепись. Одновременно налагалась и определённая дань на русские земли (Суздальская, Рязанская, Муромская и др.).
   «Очевидно, - рассказывает автор, - эта дата – 1257 год – и есть начало настоящего татаро-монгольского ига. Правда, летописи вновь не сообщают о том, что в русских городах поставлены татарские наместники. Тут по-прежнему правят собственные князья.
   Как правило, это те князья, что имеют право на княжение по своим законам – по праву наследования, но с утверждением – ярлыком хана».

                КАК ГРОМИЛИ «ПОГАНЫХ»

   Да, с того 1257 года и до декабря 1480 года, когда великий князь Иван III на реке Угре, можно сказать, забил гвозди в гроб татаро-монгольскому игу, много утекло воды. Оно, несомненно, оставило чудовищные последствия, прежде всего – огромным количеством убитых и угнанных в рабство русских людей.
   То нашествие ордынцев на Русь сродни фашистским ордам, разрушающим мир на планете Земля в ХХ веке.
  Сожжённые города и уничтоженные в них богатства можно восстановить. Нет способа вернуть к жизни убиенных.

   Стал жертвой ордынского ига русский полководец Александр Невский (1220 (или 1221)-1263).
   Александр Ярославович, князь новгородский, великий князь Владимирский был прозван народом Невским после блестящей победы над шведами (Невская битва; 1240 г.)  Он был также  вдохновителем и мудрым стратегом  победы при сражении с немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище; 1242 г.)
   
   Из книги «Русь и Орда»:
   «Подлинного чужеземного ига русский народ не выдержал и пяти лет. Освоившись на Руси, ордынцы начали злоупотреблять своим господствующим положением, грабить не в меру, отнимать у людей всё, что приглянется.
   И не выдержал народ. Вспомнили свои древние принципы управления, созвали в городах вече и приняли решение избавиться от угнетателей. Начался тот самый русский бунт…».
   Живота своего не пощадили ради того, чтобы избавиться «от лютого томления бесерменскаго».
   Взбунтовавшийся народ выгнал «поганых» из Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля, Переславля. Много ордынцев убили.

   Это было в 1262 году. Конечно, тогдашний предводитель татар – хан Берке (Беркай) стал готовиться к карательному походу. Чтобы «отмолить» свой народ от беды, отправился Александр Невский в ставку хана. Князь знал о тех несчастных соотечественниках, которые не возвращались из ставок.
   «Так ведь «положить душу за други своя» всегда было главным принципом во взаимоотношениях русских дружинников, - пишет автор. – И каждый князь, от самого первого призвания Рюрика, для охраны городов брал на себя обязательство не жалеть своей жизни за народ.
   Сотни князей за столетия пали в битвах за Русь. В этом был главный смысл их существования. То, что Александр предпочёл пасть не в сражении, что было бы естественным для любого князя, а поставил под удар не только жизнь, но и свою гордость, честь, говорит о великой его ответственности за свою землю, за людей».

   Князь повёз в Орду многочисленные и разнообразные дары, деньги. Он умолял хана Берке не разрушать «провинившиеся» города, давал обеты. Хан долго не позволял князю вернуться домой. Отпустил, когда он заболел. Есть версия, что в ставке Берке его отравили.
   Александр Невский не доехал до родного Владимира. Он умер в Городце 14 ноября 1263 года. Князю было сорок три года.
   Он канонизирован Русской православной церковью.

                ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ

   Невозможно рассказать подробно о том, как хозяйничали татары на русских землях.  Безропотно ли русы принимали незваных гостей? Вовсе нет. Летописи сохранили свидетельства о том, как мужественно сопротивлялись владычеству татар, например, в 1259 году храбрые новгородцы.
   И о том, как против татар подняли бунт в 1327 году тверичи. Из книги «Русь и Орда» видно, что Тверское княжество было жестоко разорено, прежде всего, из-за того, что другие княжества не поспешили ему на помощь:
  «И Тверская земля загорелась и застонала, порушились города и потянулись в сторону Орды вереницы пленных».

   В том кровопролитии участвовал (надо думать, лишь как организатор, и головы несчастным не отсекал) великий московский князь, не забытый и до сих пор. Однако, прочитав о его беспощадности по отношению к населению Тверского княжества, не хочу здесь его называть.
   При этом «герое» и последующих правителях после названных событий наступило затишье на много лет.  Об этом рассказано в главе «Тишина на Руси на сорок лет».
 
   Сопротивление тверичей «надолго, если не на всегда, отбило охоту у ордынцев к личному вмешательству в русские дела, к личному управлению русскими землями».
   Русские князья управляли своими вотчинами, а в Орду ездили за ярлыками, возили дань. Татары дважды (в 1334 и 1340 гг.) пытались захватить город Смоленск. Но он «никогда не поддался ордынцам».

   А о битве русских воинов с ордынцами на Дону 8 сентября 1380 года уже в те времена были написаны прекрасные повествования: «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие.
   «Ординский князь Мамай поганы» (ханы менялись, Орда распадалась, но татары не убирались восвояси - домой), недовольный тем, что народы на захваченных территориях перестали платить дань или она была значительно меньше, для похода на непокорных начал собирать «вояк изо всех орд и улусов; нанимал людей с Крыма, Кавказа и Поволжья, даже из Европы. Присоединился к нему и литовский союзник».

   Без поступления из русских городов дани – продовольствия и много другого разного – татары не могли существовать. Сами-то они ничего не производили. Жили тем, что грабили. Всё своё возили в кибитках, на лошадях. Лошади у них были и рабочей силой, и едой.
   Не надо забывать и о том, что возы с награбленным и полученным, как дань, беспрерывным потоком шли в главную ставку татарских ханов – в Каракорум. Туда же тянулись вереницы русов, угнанных в рабство.
   Таким путём обогащаются все захватчики.

   Под знамя рати великого князя Московского и Владимирского Дмитрия Ивановича (1350-1389; сын Ивана II; внук Ивана I Калиты) встали, в общей сложности, 400 тысяч обученных воинов и добровольцев. Битва на Дону была русами выиграна. Но какой ценой!
   Подсчитали оставшихся в живых и прослезились: уцелели лишь 40 тысяч.
   Победа омрачилась великой печалью и значительным обезлюдением. Восемь дней хоронили погибших; выкапывали огромные рвы и, оплакивая, складывали туда тела своих братьев, друзей, соратников.

    В историю Руси князь Дмитрий Иванович вошёл, как Дмитрий Донской. Он был первым, кто передал великое княжение своему сыну Василию I, выражаясь современным языком, без санкции на то хана Орды.  Он не ездил с дарами к хану за ярлыком.
   Словом, подули другие – сильные ветры, ураганы, от чего стали ёжиться ордынцы и те, кто им помогал грабить русские земли.

   При Дмитрии Донском в Москве в 1367 году был построен белокаменный кремль. При этом великом князе, как написано в одном источнике, «Москва утвердила своё руководящее положение в русских землях».
   Русской православной церковью Дмитрий Донской причислен к лику святых.

   Безусловно, кроме Александра Невского и Дмитрия Донского, в истории России есть имена многих наших предков, которые самоотверженно защищали от врагов (шведов, немцев, литовцев и прочих «викингов») границы своей земли; строили и благоустраивали города; развивали культуру.
   А в лихое время – при многолетнем присутствии ордынцев - своей мудрой политикой всячески смягчали тяготы ига. Об этом подробно и с уважением рассказано в книге «Русь и Орда».
   Возможно, кому-то будет интересна такая информация: в Москве первый кремль – «дубовый», в 1339 году – построил великий князь Московский и Владимирский Иван I Даниилович, прозванный Калитой. Прозвище «Калита» князь получил за то, что «неуклонно пополнял свою казну» (калита – кошель, сумка).
 
                РУСИЧИ НЕ БЫЛИ РАБАМИ

   Так сколько же длилось иго и что это было? Споров, очевидно, хватит не на один век.
   Вот ещё одну трактовку его я вычитала в «Советском энциклопедическом словаре» (Москва. «Советская энциклопедия». 1983 г.):
   «Монголо-татарское иго на Руси (1243-1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо - татарскими феодалами. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто Иваном III в 1480 г. («Стояние на Угре»).
   Было тормозом экономического, политического и культурного развития, одной из главных причин отставания Руси от западно-европейских стран».
   
    Интересные выводы делает Людмила Гордеева в главах «Повлияло ли татаро-монгольское иго на характер русского народа?», «О роли Орды в создании Российского государства», «Последствия татаро-монгольского нашествия для Руси» и в других.
   Главный вывод писателя-историка:

    «Русские, в отличие от большинства народов, в частности Европы, вообще никогда не знали самого страшного и унизительного вида рабства – иноземного.
   Татаро-монгольское иго не приносило унижений самому русскому народу; никак не формировало у него комплекса неполноценности. Над ним никогда не стоял иноземный властитель, считавший себя выше по положению и культуре, как это было, например, в Западной, Киевской Руси, где над местными русскими людьми господствовали сначала ордынцы, потом литовцы и польские паны.
   Северо-Восточной Русью, Россией, как мы уже знаем, никогда не правили ни татарские наместники, ни какие-то иные иноземные властители».

   Одна из оригинальных трактовок автора:
   «Отношения ордынцев и русских напоминали, скорее, отношения рэкетиров и предпринимателей: налетели, разгромили, ограбили, пригрозили - если не заплатите, в следующий раз будет хуже.
   И чтобы они снова не налетели и не грабили, русские князья ездили в Орду и возили дань; откупались. Такой вот парадокс: унижаться приходилось, в основном, князьям».

   Князья откупались и унижались. Ради благополучия своей земли в будущем. В это время уже копилась грозная сила, появлялось новое вооружение, в том числе и огнестрельное оружие. Мужало новое государство на карте Земного шара - Русия.
  Но самое грозное оружие у того народа, который кто-то пытается поработить – патриотическое самосознание и стремление к  независимости.

   В книге есть любопытная информация о том, как русы что-то полезное для себя (лишь один пример: обустройство постоялых дворов для путешественников, купцов) перенимали у татар, а эти многому учились у русов (переходили на оседлый тип жизни). Таких примеров в книге много.

   А из грустных информаций приведу такую:
   «Печальным последствием татаро-монгольского ига, отозвавшимся эхом и на наши времена, стало разделение русского народа на три нации – русских, украинцев и белорусов.
   Пока Северо-Восточная Русь из последних сил билась на юге и востоке с татарами, литовцы, поляки и немцы громили и завладели когда-то независимыми русскими городами на западе.

   Так были захвачены Киев и Минск и ещё многие западнорусские города. Затем эти города сотни лет управлялись поляками и литовцами; местное население было превращено в народ второго сорта. Тут насильно насаждалось католичество; менялся язык, характер и менталитет.
   Особенно сильно пострадало Киевское княжество, где коренное население было почти полностью уничтожено ещё в 1240 году татарами либо бежало от непосильного ига на север. Затем на протяжении сотен лет киевская земля заселялась народами Запада и Востока».
                *********

   «Русь и Орда» - сборник статей и очерков. Кроме темы об иге, в книге есть такие статьи: «Русы-варяги – не викинги»; «Русское письмо от Кирилла и Мефодия»; «Русский богатырь Алёша Попович и его время»; «Как Пётр I стал императором. История царского и императорского титула на Руси» и другие – интересные для тех, кто изучает историю нашего мира.
   В книге, как и положено быть в серьёзных исторических исследованиях, есть «Список использованной литературы», а в нём: «Российские источники», «Российские летописи», «Европейские источники» и «Литература».
                -------------------     ------------------      ------------------
                ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПИСЦОВ

Мудрые писцы
Времён преемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся навеки…
Они не строили себе пирамид
Из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя
Наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили своё наследство
                в писаниях,
В поучениях, сделанных ими…
Человек угасает, тело его
               становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют
                вспоминать его
Устами тех, кто передаёт это в уста
                других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.

       Египетский текст конца II тысячелетия до н.э.
       в переводе АННЫ АХМАТОВОЙ

(Стихотворение взято из «Календарь «Круг чтения» 1990». Москва. Издательство Политической литературы. 1989)
   Точнее, чем в приведённом «Прославлении писцов», не сказать о важности для человечества летописей, хроник, книг во все времена и всех народов.   

                *********
   И совсем неожиданное продолжение темы о татаро-монгольском иге в художественном фильме «Плащ Казановы». Для тех, кто его не видел, коротко.
   Ещё СССР. Венеция. В Италию отправили (наверное, профсоюз) группу женщин, чем-то отличившихся на своей работе. Среди них водолаз. Средних лет женщина, в теле, в отеле ходит в длинной тельняшке; видно, что затюканная работой, бытом и семьёй.
   Живут они в самой дорогой гостинице Венеции. Здесь же туристы и разные дипломатические чины из других стран.

   Женщина, которая водолаз, и ещё две туристки, поплавав в бассейне при отеле, надели белые махровые халаты и возвращаются в номер. Им нужно пройти через зал. А там большая компания – народ из других стран; мужчины при галстуках; дамы в парадных нарядах…
 «Европейцы», увидев наших дам в халатах, онемели, перестали пить и есть. А ещё на лицах многих был испуг. Возможно, авторы фильма так (с иронией) хотели показать, что советских людей боялись, как дикарей, в городах которых бегали медведи.

   Появляется официант с подносом, на котором бокалы с шампанским. Женщина-водолаз,  нисколько не смутившись,  берёт бокалы для себя и подруг, и произносит речь (передаю лишь суть, а не слово в слово):
  «Благодаря нам, вы не увидели Мамая. Мы защитили вас от ига. Но потом у нас были Энгельс и Маркс. Не дай вам Бог ни Фридриха, ни Карла. Это похлеще любого ига».

   18 октября 2020 года