Подготовка технических специалистов

Валадар Шушкевич
ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (122)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1732

 
 Может даже общесоюзным было решение открытия при районных объединениях «Сельхозтехника» учебных пунктов по подготовке технических специалистов низшего звена для колхозов и совхозов. Ещё в начале 60-х годов МТС (машинно-тракторная станция), позже переименованная в «Сельхозтехнику», готовила трактористов.

 Во второй половине 70-х вообще построили большое здание, на первом этаже которого расположили линейно-монтажный участок по механизации животноводческих ферм, а на втором – учебный пункт. Оборудован он был по тому времени классно. Имелись всевозможные плакаты, модели механизмов, преподавали учебные дисциплины лучшие инженерно-технические работники «Сельхозтехники». Возглавил учебный пункт Михаил Павлович Подалинский, прибывший в качестве парторга СХТ с должности директора совхоза «Боброво». Готовили не только трактористов. Ещё обучали и другим специальностям несельскохозяйственного профиля.

 В 1977 году даже меня заставили выучиться на комбайнера и отправили на уборку зерновых в Брагинский район Гомельской области. Об этом будет следующий мемуар, поэтому подробности моей комбайнёрской деятельности опускаю. Сейчас же разговор поведу о том, как сам стал преподавателем учебного пункта, ничего не соображая в том, чему учил других.

 Работаю в ремонтной мастерской «Сельхозтехники» старшим инженером-контролёром. Однажды к концу рабочего дня как обычно изрядно поддаю. Вдруг является ко мне Подалинский с кипой бумаг. Говорит, что в учебном пункте открываются месячные курсы по подготовке машинистов паровых котлов низкого давления. Нужен преподаватель дисциплины «Котлы и оборудование». Начальство решило таковым сделать меня.

 Я взмолился: я же баран в этом деле.

 - Диплом механика имеешь? – парировал Подалинский. – Значит, и преподать котлы сможешь.

 - Да я изучал тракторы, - чуть ли не по-настоящему причитаю. – А котлы в глаза не видел. Не разбираюсь, что такое низкое, а что за высокое давление.

 - Разберёшься! Вот тебе учебник, экзаменационные вопросы, в учебном пункте есть плакаты. Прочитаешь и научишь колхозников. Всего-то 30 часов уроков. За каждый получишь рубль. Тридцатник в мастерской не найдёшь, а учить ведь будешь в рабочее время. Занятия начинаются завтра. Сегодня можешь сходить на склад обменного фонда и за сеткой посмотреть на новый котёл низкого давления.

 Лезть на рожон побоялся, чтобы парторг не просёк моё пьяное состояние. Забрал бумаги и уныло поплёлся на склад. За сеткой действительно стоял отопительный котёл, которым обогревают небольшие помещения типа колхозных мастерских.

 Дома взялся учить уроки как когда-то в школе. Но в голову не лезло то, к чему душа не лежала. Потому взялся переписывать текст из учебника в тетрадку. Весь вечер занимался. Утром со страхом пошёл на работу и в назначенное время – на занятия. Моему предмету отводилось два часа в день. Что я буду говорить столько времени, если сам ни хрена не знаю?

 В аудитории расселись три десятка будущих машинистов паровых котлов, а попросту кочегаров. Шесть десятков глаз уставились на меня. С чего начать? Ответ пришёл сам по себе. Представился. Попросил всех назвать себя и место жительства. Начались шуточки, подтрунивания друг над дружкой. А мне это на руку: время бежит. Как же приступить к основному занятию? Ага, придумал!

 - Я буду диктовать лишь то, что будет включено в экзаменационные билеты, чтобы не забивать лишней ерундой ваши головы, - сказал. – Прошу записывать. Дома выучите, а завтра будете отвечать на мои вопросы.

 Фу ты! Кажется, начало получилось. Я медленно диктую, повторяясь по несколько раз. Курсанты старательно пишут, будто диктант в школе. Краешком глаза поглядываю на часы. Урок подходит к концу. На перемену ухожу в учительскую.

 Второй час прошёл гладко. Я диктовал. Они записывали. Идя на рабочее место, ликовал: совсем просто получилось моё преподавание, а два рубля заработал! Это почти две бутылки яблочной червивки, а если не пить, то за месяц туристическая палатка «Малютка» получится, которую давно присмотрел в «Спорттоварах»…

 Дома подумал: а зачем мне переписывать из книжки в тетрадку? Буду диктовать прямо из учебника. В начале занятий стал опрашивать курсантов. Отвечали, кто уверенно, кто запинаясь. Тем временем у меня сами по себе формировались дополнительные вопросы. Задавали их и колхозники. И… о чудо! У меня легко находились ответы на интересующую их непонятливость.

 Повесил плакаты, которые дома изучил по книжным миниатюрам, и по ходу диктовки объясняю процесс работы котла на схеме. Кстати поступает вопрос: как бы посмотреть на котёл вживую? Обещаю завтра показать им агрегат, умело управлять которым они станут через месяц. А мне это на руку – лишь бы время протянуть. После занятий иду к начальнику обменного пункта Володе Песецкому и договариваюсь с утра отпереть ворота, за которыми ржавеет паровой котёл низкого давления.

 Это надо видеть, с каким интересом и воодушевлением будущие кочегары осматривали агрегат. Каждую деталь ощупывали. Спрашивали, для чего это, и как работает то. Я важно объяснял. Здорово помогали знатоки, имеющиеся в каждом коллективе. Они также вдалбливали прописные истины совсем уж истуканам, а заодно и мне.

 Шли дни. Учебник мой заканчивался, опережая время, отведённое на учебный процесс. Надо как-то хотя бы пару часов заполнить чем-нибудь посторонним, чтоб не диктовать, да и диктовать уже практически нечего…

 И выход сам пришёл в мою голову. Вспомнил, что городской котельной, которая уже находилась на нынешнем месте, заведует бывший энергетик сельхозтехники Гайсёнок, с которым был в хороших отношениях. Смотался к нему, чтобы договориться об экскурсии по котельной. А тот ещё и бутылку водки мне поставил в честь встречи.

 Когда в конце очередной пары объявил, что завтра предстоит интересный и полезный поход в городскую котельную, группа взорвалась восторгом. Проблемные два часа покрылись с интересом даже для меня. Экскурсию воодушевлённо проводил сам Гайсёнок. К сожалению, имя его не помню.

 С облегчением вздохнул, когда программа обучения закончилась. Радовался, что на экзамены меня не пригласили. Все курсанты их успешно сдали. В получку мне включили 30 рублей, доставшихся не так уж и легко. На них действительно купил себе одноместную «Малютку», в которой много лет помещался со своими сыновьями.

 И лишь через много лет, а конкретно – в 90-е, когда стал безработным, начал жалеть, что в 70-е не сделал себе корки машиниста парового котла низкого давления: была бы возможность работать кочегаром. А так пришлось стать челноком – перевозить товары из Беларуси в Россию и обратно в зависимости от их наличия, дефицита и спроса. Но это у меня получалось успешно, поэтому перестал себя корить, что лоханулся во время своей преподавательской деятельности.

 Часто после рассказывал при случае, как учат людей профессиям абсолютные профаны в преподавательской деятельности. Подкреплял утверждение собственным примером. Кстати приходился и рассказ о технических знаниях самого начальника учебного пункта Михаила Подалинского.

 …В те времена бензин для собственной техники не покупали, поскольку его можно было свободно слить из любой машины на производстве. Однажды таким образом парторг Михаил Подалинский на автомобильной стоянке «Сельхозтехники» через шланг наполнял собственную канистру. Кто-то из водителей спросил:

 - Михаил Павлович, зачем вы это делаете?

 - Да вот в моём мотоцикле бензин заканчивается. Пополнить бак надо, - просто ответил начальник учебного пункта.

 - Так вы же доите МАЗа, а в нём не бензин, а солярка.

 Подалинский забежал вперёд кабины автомобиля и смотрит на эмблему, как будто понимает свою ошибку. Потом много лет этот случай со смехом обсуждали в «Сельхозтехнике».

 Вот такие были преподаватели в то время. А, может, и теперь похожие имеются? Не знаю.


18 октября 2020 года.