О всяком страдании, скуке и несвободе

Вячеслав Абрамов
Любой человек страдает. Человек не может не страдать.

Он страдает от того, от чего действительно остаётся только страдать. Мучения, лишения, – мало что ли злобных или горьких событий даже в относительно благополучной мирной жизни?

Это мы даже  не вытаскиваем на обсуждение то, что люди всё время с кем-то воюют, убивают, издеваются над себе подобными.

Человек страдает и от того, от чего можно было бы и не страдать: от несправедливости, обделённости, – от того, что хочет получить больше того, что имеет, а не дают, и сам загробастать не может.

Вот он и страдает от того, что не может не страдать. Любой сознательный человек, homo sapiens, рано или поздно становится humanus – чем-то страдающим.

В чём разыгрывается трагикомедия – так это в том, что хотя он страдает большей частью и дебильно бессознательно, но всё время стремится бежать от страдания. И куда только он не бежит.
А все хуманусские трагикомедии смотрят и заценивают разные разноплановые сущности духовного мира. А может, ещё и подбрасывают проблемы, и делают ставки: чья сторона верх возьмёт, светлая или тёмная?

Впрочем, последнее время всё чаще верх берёт тьма. Всё больше человечек устремляется в искусственно созданные зоны, избавляющие от сознания, в водоворот удовольствий, на худой конец – в смартфон с гаджетами (слова-то все какие – двоякосмысленные!), или глушит себя тем, что сейчас называется «музыкой».
Когда и это престанет боль вытеснять – вот тебе алкоголь, или наркотики.

Высокие устремления, к которым традиционно относим творчество, искусство, религию, вытягивают кого-то на какое-то время из жизненного дурдома, но далеко не всех и не всегда спасают.

Спасти может только одно – погружение в своё страдание и осознание его причин. Это первый этап. Второй – переход от страдания к сопереживанию и сочувствию. Третий – и самый определяющий – переход к состоянию любви и отдачи.

Что за переход? Переход через дымящуюся и извергающую всяческие миазмы гору эгоизма в долину отказа от иллюзий про себя с последующим вступлением через отказ от себя в свежайшую и благодатную обетованную землю, в которой царит любовь. 

Красиво и несбыточно звучит! Что тут можно сказать? Блажен, кто верует, ищите и обрящете. Переход описан конечно же в Писаниях, а куда нас всех приведут - в Откровении.

Ведь что есть начальная точка перехода, то самое страдание? Страдание – это апофеоз эгоистического существования. Эгоизм вызрел и превращается в сплошной идиотизм, в хроническую, бестолковую пытку. Продолжая перезревать, он тянет своих безотказных носителей к трагикомическому, а то и трагическому финалу. В любом случае к финалу плачевному. А гадостно хихикать смогут только зрители. Только кто они?

Что может помочь это увидеть и почувствовать задавленную самолюбивой самостью душу?

Может, осознание своей страшной несвободы?

Ведь при желании можно убедиться, что в тебе нет ничего своего, ты – раб заложенных в тебя установок, стереотипов, программ восприятия и поведения. В нашем случае – исключительно самостийно-себялюбивых.
У тебя на всё есть стандартные ответы, готовые рецепты, а сомнения если и возникают, то и они разрешаются каким-либо из серии уже оприходованных вариантов.

Осознать эту рабскую зависимость умом можно, но такое теоретическое признание ничего не даст.
Расчистка канала между высшим разумом и душой – вот главная цель.
Не довольствоваться существованием в тесных рамках жалкой внешней личности, которая есть «сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями» ©.

Надо добраться до своей сущности, разглядеть её и ощутить.

– Не надо довольствоваться, надо добраться… Опять: то не надо, а это – надо… Ну, положим, я понял, что не надо довольствоваться, а надо добраться и ощутить! Всё?

Да, на этом «всё»! Всё и… ничего! Ничего, бляха-муха, не наступает! И так, и этак – ничего не происходит!

Потому что сам не сможешь ничего.

Ещё раз: ты – биоробот и выполняешь ту программу, которая в тебя транслируется, а ты её воспринимаешь. Менять параметры своего восприятия по заключению своего ума ты неспособен.

100 лет уже, как Георгий Гурджиев совершенно обоснованно назвал человека машиной. И не он один из знаменитых и непонятых. Машины «воистину не ведают, что творят». Потому поступки и повседневное поведение («веденчество», от «ведомый») преимущественно являются всего лишь механическими привычками. Это тогда. А сейчас – повсеместно все «цивилизованные» стали такие.

– Ну, и к чему мы пришли?
К скуке, опять к скуке. К скучности.

Если честно посмотреть на свою повседневную подведомственную жизнь, то наиболее точным словом для её определения будет – сукаскука.

Почему скука с такой некрасивой приставкой? Потому что она, скука – дающая всегда и задёшево привычкам, стереотипам, внушениям, иллюзиям – всему.
Всему, кроме того, чему надо бы отдаваться, и отдаваться задаром (и не обязательно за амбаром).
Кому не нравится этот образ, можно приставку переставить взад. Получится скукасука. От перемены мест смысл не меняется. И в этом – бессмысленность.

Именно скука и бессмысленность ещё больше толкают искать всякие разные развлечения, устраивая себе мнимое разнообразие жизни и её мнимую осмысленность. Со временем все развлечения приедаются, входят в привычку и становятся неотъемлемой частью всё той же скуки. Всё в жизни становится попытками убежать от реальности, которая есть скукотища.

Опять же: здесь не поминаем лиха. Придёт лихо – придёт со своей скукой, от которой, если жив останешься, обхохочешься.   А лихо приходит тогда, когда где-то, как-то, кто-то, хотя бы раз разрешит безнаказанно убить. Поэтому и сидим все тихо – не подзываем лиха. Точнее, тешим себя исчо одной иллюзией, что это от нас зависит. От нас не зависит ни-че-го.

Мы попросту деградируем, поскольку не в состоянии контактировать с Высшей силой, а значит не в состоянии эволюционировать.

Интеллектуала, чей мозг напичкан всякого рода догмами, истинами и рассудочными шаблонами, почерпнутыми из разных источников, простая правда сказанного никогда не пробьёт.
Пробьёт его только тогда, когда придётся штаны сушить. Хотя времена уже такие, что можно и не успеть в штаны наделать.
 
Но вот возьмём и предположим, что кого-то «пробило». Он понял, осознал, сделал правильные выводы и решил вступить в контакт с Высшей силой. Мало того, Высшая сила его как-то заметила и до него снизошла. Не вся конечно, а нечто ему непонятное, что обычно нисходит.

Что же будет? Скорлупа треснула, слизь так называемой «личности» вытекла. Он будет ощущать, что потерял себя. И одновременно ему станет ясно, что возврата к прежнему способу существования уже нет. Безотчетный страх и предчувствие неизбежного катаклизма.

Ощущение, надо сказать, не из приятных. Становится жалко себя и будоражит две мысли: «какого мне было надо» и «да ну его на...». А если он их сразу отгонит, то тут же за углом его начнут яростно атаковать какие-то идиотские проблемы, которые не решаются никак в силу их полного идиотизма и дебилизма.

Чем дальше в лес – тем толще партизаны. Как только он пытается вырваться из общей массы человеческих существ, заходит за флажки – бдительные стражи нашей нынешней территории, как свора цепных псов, врываются в жизнь и кусают сознание, попытавшееся вырваться на свободу. Наименование этой территории – ложь.

Надо как-то обороняться. Или сдаваться.

Сдаёшься – не спасёшься. Обороняясь, получаешь опыт, как минимум, обороны.

А теперь, кому на напоследок, а кому в напутствие – самая, пожалуй, полезная информация к размышлению и пониманию.

Все жизненные катаклизмы, лишения и испытания есть своеобразный пробный камень в достойном спасении сначала от этого мира с его страданиями и сукойскукой, потом – в переходе другому, более осмысленному состоянию.

Хорошо не то, что хорошо для тебя, а то, что обращает тебя к Творцу, каким бы неприятным тебе это не было.
И соответственно, плохо только то, что отвращает от Него, даже если при этом тебе хорошо.
Хорошее может прийти только в постоянном ощущении Бога и понимании, что нет ничего, кроме Него. Принимать всё как данное свыше. В таком ощущении иногда получается воздерживаться от вредных оценок происходящего, от лжи и заблуждений, поскольку наш аппарат оценок – инструмент эгоизма.