Рассуждения о любви. Очерк

Ната Найко Савельева
                Я говорить не смела о любви

                Слова казались мне предвзятыми,

                Но кто бы ни был визави,

                От слов не накиваешь пятами...


                Автор

 

 Как общеизвестно, первым Катулл облёк слова любви в поэтические формы.

Звучало это примерно так -

 "Мой друг Катулл своей подружке Лесбии

  Грозился к свадьбе подарить серёжки,

  Но денежки с приятелем пропил

  И подарил он Лесбии бессмертие..."

Не правда ли, как по мужски и невероятно актуально. Но шутки в сторону.

В корне слова духовность, не душа даже- дух. Поэтому, будучи мнительной,

заранее попрошу прощения у тех, чьим духовным  наследием воспользуюсь

теперь для написания этих строк и ещё больше- у тех, о ком упомянуть забуду.

Мало сохранилось свидетельств любовных терзаний людей, живших и чувствующих

мого ранее нас. Даже Вечная Книга Любви- Библия, просто констатирует, кто

кого родил. Как будто то, что этому предшествовало, не так и важно...

Проникновенный Петрарка, боготворящий чужую жену, рано умершую, напишет:

  "Проснись, прозри, с невозвратимых лет

   Волшебное спадает покрывало..."

Бессмертные строчки о любви в переводе Маршака, принадлежащие Шекспиру,-

приводить не буду, они известны всем, но от этого не менее пронзительны!

Современных поэтов никто не знает, разве только тех, кто, подобно "Раненой

душе Татарстана", облекает свои немыслимые по накалу и трепету строки в баллады

и надрывно кричит их со сцен. Но это- акт самоуничтожения, по факту.

Так, в своё время сгорели Высоцкий и Маяковский. Последний не тогда,

когда он востребованный, влюблённый и не голодный, писал: "Не домой, не на

суп, а к любимой в гости, две морковинки несу, за зелёный хвостик", а когда:

"... боль моя острей, стою огнём обвит, на несгорающем костре, НЕМЫСЛИМОЙ

любви. Люблю это слово и часто заимствую. Но сначала был Пушкин!

" Я помню чудное мгновенье...", по форме и изяществу,- не знает себе

равных, но лично я, неизменно плачу от простых слов из "писем" Татьяны и

Онегина. А вечно юный Лермонтов! Читать "Мцыри" мне и теперь не менее больно,

чем в юности. Или Блок, с его "Кармен" : "В наклоне гордой головы

прямые признаки досады, так на людей из-за ограды, угрюмо взглядывают львы..."

И совсем уж неожиданно, у Некрасова: "Превратила всё в шутку сначала,

поняла, принялась укорять..."

Потом у нас царили дамы,- написала и подумала, что вот готовая строчка для

стихов.Но разве это может сравниться с ТАКИМ: "Детоубийцей на суде, стою

немилая, несмелая, вот, что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе

я сделала?". Она, Марина... Но и Ахматова, конечно же. Гонимая, гордая!

Порой мне кажется, что все мы, потомки, платим по её счетам и ходим Её

маршрутами: "А я иду, за мной беда! Не криво и не косо, а в никуда и в

никогда, как поезда с откоса..."

А у Гумилёва, вот как о ней сказано:..."и женщина, которою дано, сперва

измучившись,- нам насладиться..."

Ещё люблю Бернса. Великий шотландский поэт, выступающий из временных рамок:

  "Любимый мой вчера убит,

   Любимый, мой- в гробу лежит

   И солнца луч навек погас,

   Мой милый не откроет глаз..."

Даже те, кто любит песню на стихи Андрея Вознесенского "Ты меня на рассвете

разбудишь...", едва ли читали его "В ревю раздевается танцовщица дуря..."

Или это! - "Разве знал я, циник и паяц, что любовь великая боязнь!"

А Евгений Евтушенко с его отчаянным:

   "Любимая и это мы с тобой

    Измученные будто бы недугом

    Такою многолетнею борьбой

    Ни с кем-то третим лишним, а друг с другом..."

А как вам такое?  -" Можешь отдать долги, можешь любить других, можешь

совсем уйти... только свети, свети",- Юрий Висбор!

Недавно вспоминала забытого почти, Заболоцкого, у которого: "Стихи читайте

не на сон грядущий...". Или вот, посвящённое состарившейся рядом жене:

..."как эти кудряшки потешно, на тощей головке дрожат..."

А как то, пришла мне Вероника Долина со своим: "Была я баба нежная, а стала

баба снежная..." Поначалу было и не признала её. Подумалось даже, что сама

так умею...

А помнит ли сегодня хоть кто-то, Ольгу Бергольц:

  "Уже отступает пора звездопада

   И близится время навек нам расстаться,

   А я, лишь теперь понимаю, как надо

   Любить и жалеть, и прощать, и прощаться..."

Всё!


P. s. Приношу свои извинения графоманам,- цитирую по памяти