Сказка о клене, который потерял любовь

Константин Матаков
                ***

  В одном лесу – не то что волшебном, но и не вполне нормальном, - жил клен. Обычный клен, не очень молодой и довольно высокий. И с некоторых пор по неизвестным причинам, он – как стал золотым осенью, - так и оставался таким дальше на протяжении долгого времени. И однажды мимо клена пробегал по своим делам енот: он внимательно принюхивался к дереву, обежал вокруг него, а потом спросил – сколько лет прошло, а ты все стоишь, и стоишь, - почему это? Ведь все деревья в нашем лесу ходят! А я нет, – ответствовал клен, - я наказан. Хм, - потер мордочку лапой енот, - за что тебя так?
«Когда-то в лесу я познакомился с белочкой, она была чудесная, и на нее можно было смотреть хоть всю жизнь; мне нравилось, как она прыгает по моим веткам, обвивается вокруг ствола, перетирает что-то лапками, собирает мои листья; как красиво она двигалась! Это был еще юный бельчонок, и мы разговаривали с ней о чем угодно; тогда я не знал, что порой мы общались стихами; но это не были специально сочиненные стихи, они возникали сами по себе, как от солнца возникает тепло; она рассказывала мне свои сны, и они были как сказки, только очень тревожные; казалось, ничего лучше ее общества, я не встречал никогда; иногда она поговаривала, что неплохо бы податься на другую сторону реки, - ей казалось, что там интереснее жить и общаться; а тут ведь только я.. Но я ведь только клен, - какое со мной будущее? Белочке нужны другие белочки.. И в один холодный день она пропала.. Мне передавали, что она нашла мост, и по нему попала на тот берег: с тех пор, больше никто ее не видел здесь..»
«Все это очень невесело, но.. Она точно пропала? Может, она еще вернется? Или.. Вдруг она умерла?»
«Нет, она не умерла и не вернется. Мне говорили, она там счастлива..»
«Но что же случилось с тобой: Почему ты перестал ходить?»
«Как только я потерял ее, я окончательно понял, что это была любовь.. Какие только наказания я тогда ни призывал на свою крону! Я хотел, чтобы меня ударила молния, сжег пожар, срубили дровосеки.. И однажды утром я понял, что не могу двигаться, - я не сгорел и не был срублен, - я просто был наказан за то, что потерял любовь. И теперь я заперт в кленовом аду своего существования; я не могу ходить, не могу выйти за собственные пределы, чтобы искать ту белочку; да и зачем искать ту, которая счастлива? Чтобы найти несчастье? Так я его уже нашел – я стою на одном месте столько лет; некоторые думают, что я полностью окаменел и потерял способность говорить; наверно, так было бы лучше, но нет, - способности говорить я не утратил»
«А золотые листья, почему они у тебя все время?»
«Это произошло вскоре после того, как меня парализовало; не знаю, почему это так; дело было осенью, - вероятно, поэтому; хотя, как ты знаешь, енот, у меня листья все-таки опадают, но тут же вырастают новые, тоже золотые.. Некоторые животные в нашем лесу думают, что мои листья волшебные: вот же глупцы! Дети любят срывать мои листья, и засушивать; и они говорят, что когда мои листья засыхают, они сворачиваются в подобие сердца.. Детей я люблю, они приходят ко мне, и я рассказываю им сказки..»
«Про белочку?»
«И про белочку тоже.. Еще дети берут у меня кленовый сок, нанося мне раны, но я не зол на них; в конце концов, даже хорошо, что они расцарапали меня и пробили ствол во многих местах, - страдания убеждают меня в собственном существовании; а детям нравится мой сок, он сладкий – пусть радуются»
«А мне можешь рассказать какую-нибудь сказку?»
«Так я уже рассказал»
«Но..это же на самом деле случилось.. а я прошу сказку, - из тех, что ты рассказываешь детям»
«Хорошо.. «Когда-то в лесу я познакомился с белочкой, она была чудесная, и на нее можно было смотреть хоть всю жизнь; мне нравилось, как она прыгает по моим веткам, обвивается вокруг ствола, перетирает что-то лапками, собирает мои листья; как красиво она двигалась!»
«Постой, ты ведь только что это рассказывал!»
«Да? Последнее время я все больше не помню, что со мной происходило когда-то.. Я точно уже это рассказывал?»
«Да-да, точно»
«Понимаю.. Тогда слушай.. В одном лесу жили заяц и барсук. И вот они поспорили, что реальнее: небо, или солнце. Заяц говорил, что реальнее небо, ибо какое солнце без неба? А барсук отвечал, что солнце, ибо какое небо без солнца; заяц возражал, что вот ночью же небо без солнца; а барсук ему на это говорил, что ночью неба вовсе не бывает; а заяц ему на это: а звезды на чем горят; а барсук заявил, что звезды теперь и вовсе гореть не будут; и когда он это сказал, посыпались звезды, и настала тьма; и о зайце и барсуке больше никто не слышал. Но как-то раз по лесу со свечой шел человек, и он увидел в темноте два небольших дерева на какой-то лужайке, и это были заяц и барсук; они бросали друг другу что-то блестящее; и это была маленькая луна, совсем как настоящая; человек спросил их, откуда они ее взяли, а те сказали, что когда светила попадали вниз, они подобрали ее где-то в траве; они перебрасывали другу другу луну, и продолжали спорить, что реальнее – небо, или солнце? В этот раз заяц говорил, что реальнее солнце, ибо без него вообще не было бы жизни; а барсук утверждал, что реальнее небо, ибо без неба не было бы земли; однако человек подошел к ним вплотную, сказав, что реальнее всего – свет, - и задул свечу. И потом человек думал, что это все-таки не настоящие заяц и барсук, а деревянные»
«И в чем смысл этой сказки?»
«А в чем смысл того, что у меня все время золотые листья? Это для того, чтобы прийти на собственные похороны, или тосковать о безвозвратной потере любви? А, может, это для того, чтобы однажды пришли люди, привлеченные необычным деревом, и начали ломать себе ветки на память? Пусть сломают хоть их все, – если это принесет им счастье.. Я готов..»
К чему готов? – хотел спросить енот, но клен молчал. И больше никто не слышал от него ни единого слова. И никто не понимал, умер он, или просто нем. Вскорости енот, придя к этому клену, обнаружил, что все его листья упали на землю. Странно, подумал енот, я ведь был здесь вчера вечером, и все листья были на месте. Он подобрал один из листьев, и увидел на нем изображение белочки. Оглянувшись, он увидел, что все листья клена были с такими изображениями.  Надо же, - сказал сам себе енот, - откуда оно взялось? Ведь я же хорошо знал этот клен: на его листьях не было ничего подобного!
..Потом эти листья растащили животные и люди, и надо сказать, что эти листья почему-то не увядали.. Целый месяц деревянные заяц и барсук ходили к этому «клену без листьев» – как к могиле.. А на следующий день, когда они вернулись к нему вместе с енотом, их ждало еще большее удивление: клена не было на месте! Его вообще нигде не было в лесу. «Он ушел к ней», – только и смог сказать им енот..