Кабанель Рождение Венеры

Алина Алексеева-Маркезин
     Александр Кабанель.Рождение Венеры. 1863.Холст, масло. 130 ; 225 см Музей Орсе, Париж

     Александр Кабанель (фр. Alexandre Cabanel( 1823- 1889, ) — французский художник, представитель академизма. Портреты Кабанеля были желанным товаром. Он был любимым портретистом самого императора Наполеона III , а также отказался выезжать за пределы Франции, чтобы принять заказ.

   Это требовало от американской элиты ездить в Париж, чтобы  попасть в мастерскую  художника. «Кабанель обладал способностью придавать своим образам вид аристократизма и вежливости, а также придавать им аристократическое очарование…»

         Ч. Странахан резюмировал привлекательность стиля Кабанеля незадолго до своей смерти, сказав: «… Он особенно мастер каждой привлекательной грации; великая рассудительность в передаче того, что дает ему его тонкое прочтение человеческого лица; огромная сила и знание рук, что приводит к тому, что он набрасывает завесу тайны на выражение лица, даже оставляя смягчающую неопределенность ...

Анри Перрюшо о картине РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ.

     "Подумать только, ведь Кабанель своим «Рождением Венеры» снискал в Салоне - уж это точно! - небывалый успех. «Распутная и сладострастная», как отзывались о Венере, но приходится признать, что это распутство и сладострастие благопристойны, поскольку критика дружно превозносит гармонию, чистоту, «хороший вкус» (*Paul Mantz, статья, цитированная Д. Ревалдом в «Истории импрессионизма».) картины Кабанеля, а Наполеон III в конце концов покупает ее.

     Везет же этому придворному поставщику сладостей Кабанелю. В двадцать один год - Римская премия; в 1852 году, когда ему было двадцать восемь лет, - медаль второго класса; спустя три года на Всемирной выставке - медаль первого класса и звание кавалера ордена Почетного легиона. Теперь его избрание в Институт предрешено. Вот это карьера!

Анри Перрюшо.из кн. «Эдуард Мане».

         Впервые картина была представлена на Парижском салоне 1863 года и пользовалась там большим успехом — её называли «гвоздём экспозиции» этого салона. Более того, его неофициально прозвали «салоном Венер», поскольку на нём экспонировалось ещё несколько картин с изображением этой богини. Прямо с салона картина была приобретена императором Франции Наполеоном III для его личной коллекции.

В то же время, Эмиль Золя так писал об этой картине:

"Богиня, утопающая в молочном море, напоминает прелестную куртизанку, но сотворённую не из плоти и крови — это было бы вульгарно, — а сделанную из белого и розового марципана."

      Перед нами роскошное, великолепное женское тело, раскинувшееся на морских волнах вокруг которого кружат пухлые ангелочки. Картина стала «гвоздевой» экспозицией. Успех был оглушительным. Безупречная, сияющая, так что кажется глянцевитое обнаженное тело, подчеркнутые эротические позы, чувственные образы - все это понравилось публике и было воспринято с энтузиазмом. Все-таки это чудесное тело принадлежит богине.

       «Рождение Венеры» - яркий пример того, что называют салонной живописью. Идеальное тело, мифологический сюжет, нежная, хотя и довольно банальная окраска.
   Таких картин было много, откуда такой успех? Канабель был любимым художником Наполеона Третьего.Это многое объясняет.
        Эротические образы Кабанеля, замаскированные под историзмом, обращались к приличиям высших слоев общества.

       Историк искусства и куратор Роберт Розенблюм писал о «Рождении Венеры » Кабанеля, что «Эта Венера парит где-то между древним божеством и современной мечтой»; он описал «двусмысленность ее глаз, которые кажутся закрытыми, но пристальный взгляд показывает, что она не спит ...  Обнаженная фигура, которая может спать или бодрствовать, особенно "устрашающа" для зрителя-мужчины».

   Кабанель был решительным противником импрессионистов , особенно Эдуарда Мане
   
     В 1896 году картина была передана в Лувр. С 1881 года по 1923 год она находилась в Музее в Люксембургском саду, а затем, с 1923 года по 1978 год — опять в Лувре. В 1978 году картина была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.

      В 1875 году Кабанель также написал уменьшенную версию картины «Рождение Венеры» (106 ; 182,6 см), которая в настоящее время находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке