В бой идут одни старики

Юрий Гладышев
Сейчас на первом канале идёт сериал «Мосгаз. Новое дело  майора Черкасова». Сериал средненький, на твердую тройку, или даже на четверку с минусом. В общем, смотреть можно, если вечер свободный.
 Как-то взглянув на крупный план главного героя, я задумался, а сколько же майору лет? Первый сезон сериала рассказывал о событиях начала 60-х. Уже тогда майору-капитану Черкасову было далеко за сорок. И вот прошло лет пятнадцать, действия нового фильма происходят в 78-ом году,  а Черкасов всё ещё служит, и всё ещё майор. Майор, не смотря на то, что с генералом, видимо ровесником, на «ты». Не смотря на то, что его лично знает всемогущий министр Щёлоков. И наконец, не смотря на то, что он лучший опер МУРа. Но, я сейчас не об этом.

Так сколько же майору Черкасову лет? Получается плюс-минус шестьдесят. Роль доблестного майора играет актер Андрей Смоляков. Заглянул в Википедию, Смолякову через месяц шестьдесят два. Действующих  майоров за шестьдесят, что в армии, что в милиции-полиции не бывает. Они уже, как  минимум, лет пятнадцать должны быть на пенсии, полоть грядки на даче.

Шестидесятилетний действующий майор, это примерно то- же самое, что сорокалетняя  Джульетта. Но, в кино и в театре, и, то и другое дело обычное.
 Таких примеров в нашем кино много. Взять, например, нашего штатного киношного офицера и  генерала Бориса Щербакова.
Не смотря на свои семьдесят,  он вовсю ещё «служит». Играя то майоров, то полковников, то генералов. Сериал «Разведчики», например.
Дальше – больше.  Леонид Куравлев на девятом десятке успешно возглавляет отдел полиции в «Улицах разбитых фонарей».
Владимир Меньшов играет пятидесятилетнего Жукова. В семьдесят с лишним. Сериал «Ликвидация».
А вечный «капитан» Домогаров. «Марьина роща», «Убить Сталина». Такое ощущение, что его капитаны ещё в первом классе начали пить, курить, и спать с женщинами нехорошего поведения.

Все, выше перечисленные, конечно, талантливые актёры достойные больших ролей. Но, хоть убейте, но, не должна тринадцатилетняя Джульетта выглядеть на пятьдесят, и даже на тридцать.
Видя крупный план главного героя в таких фильмах, да и не только крупный, так и хочется сказать «Не верю».

Конечно, бывают исключения. Например, вечно молодой Александр Збруев. В свои сорок шесть он сыграл капитана Ермакова «Батальоны просят огня», которому максимум двадцать шесть, а то и меньше, и это смотрится.
Смотрится и тридцатисемилетний Олег Меньшиков  в роле семнадцатилетнего юнкера. «Сибирский цирюльник». Может быть,  дело  в каких-то искусных гримёрах? Может быть.

Видимо в кинематографе, в театре так заведено – главные роли в первую очередь народным и заслуженным. А несоответствие возраста персонажа и актера это дело третье.

Я не скажу, что эта тенденция нарисовалась недавно, только в современных фильмах. Нет, конечно. Вспомните, например, замечательный фильм «Деревенский детектив» с участковым Аниськиным. Лейтенанту Аниськину (Михаилу Жарову) семьдесят лет.
Ещё можно вспомнить, теперь уже забытый фильм «Скворец и Лира», где семидесятидвухлетняя Орлова играет двадцатипятилетнюю девушку.

Кто-то, может быть, скажет: «Я на эти нюансы не обращаю внимание. Для меня главное сюжет, и игра актёров».
Ну, не знаю. Лично я, при просмотре "иллюзиона", о такие нюансы «спотыкаюсь».   Картинка портится. Иллюзия, теряется.