Мини-лекции 27. Субконтуры

Владимир Сысолятин
   СУБ от латинского sub «ПОД». Под кем-то или под чем-то? Под бандитами, под США, под водой. Раньше подводную лодку называли СУБМАРИНОЙ... Под Мариной непутёвой стало быть?! А, «СУБКОНТУРЫ», это контуры под чем? Давайте разберёмся...

   Что такое контур? Это служебный, вспомогательный инструмент для создания неких областей, фигур. Тех самых из которых и строится вся эта векторная графика. Контуры существуют только внутри векторных программ. И даже если их переправляют за границу в особых файлах, всё равно они оживают только в тех же программах! То, что Вы видите на рисунке, контура здесь и сейчас, но это лишь фотография с экрана монитора, в окне Фотошопа! Фотошоп изначально создавался как программа для работы с растровыми изображениями, но? Но вот кому-то стукнуло и в нём решили применить элементы этой самой векторной графики. Да, существуют большие и шибко продвинутые программы как Adobe Illustrator и CorelDRAW. Но если есть такие продвинутые, то на кой хрен Adobe понадобилось ещё и в Фотошоп втюхивать эти самые вектора? Вот тут-то мне и вспомнились слова одного автора бесконечных сайтов и видео о векторах:
 — Чтобы убрать урожай с грядки, вовсе не обязательно загонять в огород целый комбайн?! Я ведь давно применял эти векторные фотошоповские штучки, не подозревая о том, что они векторные?!! И даже все эти Иллюстраторы с Драйвами не понадобились?!! Это я про фотошоповские комбайны с грядками!

   В конечном счёте контура заканчивают свою жизнь после того их зальют цветом или сделают обводку тоже цветом. А мы увидим всю эту векторную графику но уже в той же растровой или печатной продукции!

   Контура существуют в трёх режимах: обычный контур (рабочий), контурный слой и как его разновидность, контурный слой-маска. Для создания контуров в программе (здесь и далее в Фотошопе) существует целый набор инструментов. А кто, где и как руководит всем этим, существует переключатель, — три кнопки перехода из режима в режим рис1. Всё по-русски написано и думаю понятно?! Ниже три маленьких иконок-иллюстраций режимов, как раз визуально и в соответствие с расположением кнопок. Рис1а, — так выглядит контур с заливкой (контурный слой). Рис1b, — обычный (рабочий) контур. Рис1с, — растровая область. Все контура и фигуры созданы с помощью инструмента «ЗАКРУГЛЕННЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНИК». Хотя можно и другим инструментом... На документе-пустышке выбираете место (в зависимости от варианта построения) куда устанавливать (в виде крестика) указатель. И нажав левую клавишу мышки рисуете прямоугольник. В это время виден тот самый контур. Как только Вы отпустите клавишу, контур исчезнет и на его месте окажется растровый цветной прямоугольник в точности (ну почти) повторяющий форму контура! Тоже самое мы можем наблюдать и с контурным слоем, тот же растр, те же пикселы. И на их фоне линия контура. Разница лишь в том, что растровая область остаётся на месте, а в контурном слое заливка мотается вслед за контуром. В смысле до тех пор пока её не сохраним в растровом формате (BMP, JPG).

   Если в режиме «РАСТРОВАЯ ОБЛАСТЬ», растр появляется сразу, то в рабочем контуре с заливкой только после неких указаний... Нужно в палитре контуров, через пимпочку (верхний, правый угол) выйти на меню и выбрать «ПУТЬ ЗАЛИВКИ». Далее режим заливки: цвет или шаблон? После этого уже можете контур изничтожить, цветная форма (растр) останется Вам на память! Естественно всё нужно сохранить в формате (BMP, JPG или PSD).

   Наконец-то мы добрались до «СУБКОНТУРОВ»! Так кто же под кем ходит? Если в жизни всё и всем понятно, — под бандитами, а здесь под кем или чем? Умная книга нам втюхивает, что контур существует один, а все остальные входят в компанию и называются субконтуры. В смысле есть кто-то главный под кем они все?! А это кто? Если все субконтуры входят в один контур и все под ним, то почему он, контур тоже суб?! Хрень какая-то? Думаю тётенька Татьяна Панкратова, автор учебного пособия по Photoshop7 правильней обозвала эту банду СУБ компонентами контура. Тогда, контур это кто или что? Попробуем разобраться... А пока проведём эксперимент. Вы никогда не были в Лондоне? А вблизи Вестминстерского дворца? Нет? Но наверняка видели фотки оттуда из отстойника наших беглых воров-олигархов!? Вот на рис2,3 оно и есть. Поздний вечер. Лёгкий, лондонский туман. Биг-Бен стоит качаясь... Фонари на Вестминстерском мосту... И на их фоне (надо же?) шестигранник, созданный инструментом из семейства инструментов, — Poligon Tool.

   А дальше начинается самое интересное! На рис7а переключатель и пять пимпочек. В умной книге так и написано, — «КНОПКИ РЕЖИМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНТУРОВ». По виду кнопок можно судить, что все они руководят этим взаимодействием как минимум двух контуров! А у нас на рис2 и рис3 в каждый момент только один контур! На рис2 взаимодействие нашего контура неизвестно с чем типа «СЛОЖЕНИЕ», а на рис3, — «ВЫЧИТАНИЕ». Правда, чтобы хоть, что-то произошло нужно шестигранник выделить! Скажем инструментом «ВЫДЕЛЕНИЕ ПУТИ» (контура). Как нам, безграмотным понимать эту картинку и всё остальное?

   Когда шестигранник создавался, пимпочки на рис1 были в режиме «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» (контур с заливкой). Стало быть он (контур) находился над заливкой из белого цвета. Чтобы всё это не выглядело скучным я её, заливку на 40% сделал прозрачной. Вот откуда лондонский туман! В режиме сложения шестигранник маскирует внутренности белым цветом (в моём варианте туманом). В режиме же вычитания, наоборот шестигранник ничего не маскирует, зато всё остальное скрыто заливкой тем же белым цветом (туманом). Вопрос о том что с чем складывается и что из чего вычитается остаётся открытым и шибко туманным?! Естественна! Ежели контур один на всё, про всё!!!

   Но вот, после появления шестигранника мы нарисовали эллипс одноимённым инструментом из Poligon Tool. При фиксированном режиме круг. Теперь в этом, уже втором эксперименте заливка зелёным цветом. Рисование круга происходила в режиме «СЛОЖЕНИЕ» рис5. Как представлять всё это? Прямоугольник (документ) залитый зелёным цветом. Над ним висят два контура (круг и шестигранник). Сами по себе контура визуально чёрные ниточки-границы. Кстати Вы можете проверить. Создайте документ-пустышку (белый фон). Затем нарисуйте в режиме «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» какой-нибудь контур?.. Затем в палитре «ПУТИ» (контуров) удалите контур. Ваш документ весь будет залит тем цветом заливки! Но почему прямоугольник не зелёный, а только то, что внутри контуров? Потому-как появился первый контур, а с заливкой «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ» в палитрах «ПУТИ» и «СЛОИ» рис4, (две картинки палитр, совмещённых в одну) произошли изменения. В «ПУТИ» появилась строка Shape/Vector Mask, Форма/Векторная Маска. А раз маска, значит она что-то закрывает, а что-то нет?! Вот она маска закрывает всё, что за пределами контуров и свободно открыта внутри. Поэтому мы видим зелёную заливку прямоугольника, слоя с заливкой. Естественно слой как бы был виден изначально в палитре слоёв. Хотя всё это появляется во время создания первого контура (контурного слоя). В слоях появляется кроме фонового (белым цветом), ещё и странное сооружение: зелёный прямоугольник и плюс рядом ещё прямоугольник тёмно-серого цвета и на его фоне ма-а-аленький, белый шестигранник, символизирующий МАСКУ пропускающую только то, что внутри шестигранника! Рядом надпись Shape1 (Форма1). А появление ещё одного контурного слоя (круга) привело только к появлению ещё одной дырочки как в палитре «ПУТИ», так и в «СЛОИ». Но для нас это всё та же картинка рис5 с кругом в придачу! Для нашего разбирательства это точка отсчёта, — режим «СЛОЖЕНИЕ». С него и начнём.

   Посмотрим, что изменится с картинкой и пр. в режиме «ВЫЧИТАНИЕ»? Для этого на рис5 выделим КРУГ (он появился вторым!!!), чёрные квадратики на окружности (в смысле контур выделен, а шестигранник, — нет). Теперь есть возможность продолжения эксперимента. Нажмём вторую, слева пимпочку режима взаимодействия и? И произошли изменения, рис6. Круг стал непрозрачным и вдобавок закрыл часть шестигранника. В миниатюрах слоёв и контуров (ПУТИ) символ круга стал тёмным! В режиме «ПЕРЕСЕЧЕНИЕ», только совместная область остаётся прозрачной рис7. Остался предпоследний режим «ИСКЛЮЧЕНИЕ». В этом режиме наоборот лишь область пересечения остаётся невидимой рис8. И главное, та часть за пределами контуров всё время остаётся невидимой. Остаётся последний режим «ОБЪЕДИНЕНИЕ». Это когда смежные части контуров как на рис5 исчезают и остаётся один общий контур как на рис10. После завершения и деактивации маски в палитре контуров, нам только и остаётся сохранить всё это в формате BMP или JPG. Можно оставить на память в фотошоповском PSD, правда толку-то с того?

   Возвратимся к началу разговора, кто из этих двоих (контурных слоёв) субконтур? Или они оба на равных? И оба субконтуры, литература умалчивает! А мы проверим. Выделим не круг, а шестигранник (он ведь первым был создан) и? И перейдём на режим «ВЫЧИТАНИЕ». Результат на рис9! Вопросы есть? Есть! Фильм такой был, есть «Королева бензоколонки». Нет, не та, западная хренотень, а то, что снято на «Довженко» аж в 1963 году. Это ещё в бывшей УССР. А теперь это шибко незалежная в которой живут бывшие украинцы. Фильм, где любимый актёр Александр Хвыля, светлая память, в роли попа-пассажира: «Кто здесь главный? Кто главный я спрашиваю?.. ...Почему радио не глаголит?» Ну вспомнили? Вот и я спрашиваю кто из контуров главный? И кто на подтанцовках, субконтурах? Если бы они были на равных, то при выделение любого из контуров и последующем переходе в режим «ВЫЧИТАНИЕ» результат был бы один и тот же. Но не получается?! Значит не смотря, что они оба в одном пространстве, главным будет тот кого создали первым! Вот поэтому получаются все эти фокусы-картинки рис5,6,7,8, на которых выделен второй на очереди контур (круг)! В противном случае (выделен шестигранник) мы видим то, что на рис9! А в остальных режимах только то, что на рис5! Значит система работает только с тем, кто второй?! Не даром же авторы пособия «Photoshop7» А. Тайц, А. Тайц и М. Петров все взаимодействия назвали «ХИТРЫМИ»! Такое впечатление, что контурные слои де-факто находятся один над одним и поменять их как в случае с обычными слоями мы не можем?! Да, создать два разных контурных слоя можем и поиграть с перестановками, а вот с субконтурами в одном слое, — увы?!

   Ну, хорошо, все эти передряги происходят с контурными слоями-масками. А, как с обычными контурами? Включим режим рисования второй кнопкой «РАБОЧИЙ КОНТУР», то есть без всяких заливок... Создадим в той же последовательности шестигранник и круг (окружность). Что произойдёт? В палитре «СЛОИ», ничего (на рис4 внизу иконка ФОНА). В палитре «ПУТИ» появится строка с иконкой такой же как в первом случае, но программно уменьшенной. И вдобавок в строке не векторная маска, а «РАБОЧИЙ КОНТУР»! То есть без всяких заливок та же картина, но? Но, в палитре слоёв не появился заливочный слой, который мы ожидали (красный крест). В смысле вообще ничего нет! Правильно, контура-то чисты и сухие как лист?! Нажмём пимпочку «ИСКЛЮЧЕНИЕ» рис7а. Контура как на рис8 стоят неизменно и ничего не меняется?! Зато в палитре «ПУТИ» картинка скачком с прежней перешла на ту, что расположена ниже. Если мы пощёлкаем по другим кнопочкам, всё будет происходить в соответствии как и с контурными слоями. Вот только с контурами ничего не происходит, заливки-то нет! Аналогично при выделенным шестиграннике картина повторилась, как на рис9, только без заливки. Значит первый (шестигранник) главный и такое понятие как «СУБКОНТУРЫ» не совсем корректно?!

   Проверим под занавес ещё одну загадку. Контурный слой (с заливкой конечно) и слой с заливкой это одно и тоже, или где?! Нарисуем контур как «РАБОЧИЙ КОНТУР» и попробуем его залить цветом! Но как? Ведёрко растровое здесь не подойдёт, однозначно! А, как? В палитре «ПУТИ», в верхнем, правом углу пимпочка. Далее, меню и «ПУТЬ ЗАЛИВКИ». Далее, тип заливки: цвет или шаблон. Всё готово! Вот только судя по палитрам не совсем всё?! И чтобы всё сравнялось, контур с заливкой стал контурным слоем-маской нужны ещё некоторые телодвижения!
1) Удалите всё нарисованное-залитое.
2) Создайте новый слой (над фоновым) и залейте его тем цветом, основным.
3) Нарисуйте Ваши контура.
4) Зайдите в Уровень (Layer) в верху окна программы. Далее в меню, «ДОБАВИТЬ ВЕКТОРНУЮ МАСКУ» и в выпадающем меню «ТЕКУЩИЙ ПУТЬ» (контур). Всё, готово! Вы увидите то, что на рис5! С чего мы и начинали. Вот только на кой хрен козе баян, когда проще начать с первой кнопки «КОНТУРНЫЙ СЛОЙ»! Но не торопитесь?!! Этот маленький опыт даст Вам возможность сделать маску которой является не заливка, а изображение как описано в http://proza.ru/2020/10/03/688 Вам понравится! Желаю удачи!