Русь, куда ж несёшься ты?

Иван Крутиков
                Прекрасное искать мы любим в пошлом,-
                Не так о том судили в веке прошлом.
                (А.К. Толстой)
           Мой небольшой непрофессиональный обзор, мои наивные размышления (как бы для себя, «в стол») о российской культуре на фоне высказываний специалистов и «гигантов мысли» современности далёкого - и не очень - прошлого. Это даже и не обзор а, образно говоря, эскиз к картине, которую я уже никогда, возможно, и не нарисую. Нет у меня физической возможности довести всё это «до ума», а поделиться наболевшим хочется.
              Предлагая для всеобщего обозрения свои «мудрые» мысли, которые, конечно же, «не фонтан», как любит выражаться в таких случаях мой младший сын, и которые я не решался показывать, но время не стоит на месте, время уходит; времена меняются и мы меняемся вместе с ними (tempora mutantur et nos mutamur  in illis)  и всё вокруг нас, - особенно с появлением этой напасти - злополучного коронавируса. Хорошо, если мне удастся его избежать. А если нет? То-то!
             В небольшом посёлке почти все жители знакомы друг с другом, а старожилов и вовсе сближает память о пережитом, где в те далёкие времена было в достатке всякого: печального и весёлого, грустного и смешного. Так друзья моих родителей иногда за праздничным столом в беседах на разные темы из своего прошлого вспоминали как Зот Ермолаевич в пору своей молодости за бутылку водки пробежал по сельской улице из конца в конец нагишом, что в те годы, да ещё в таких небольших поселениях, как наше, было явлением далеко не рядового порядка, и подвергалось самому жестокому осуждению. Современному же населению нашей страны такое уже не в диковинку. На его несчастную голову теперь ежедневно и в течении длительного времени сливается такой обильный поток информации, наглядно демонстрирующей «подвиги» современных российских граждан, по сравнению с которыми «шалости» наших сельских предков, как говорят наши украинские братья, «дитячи iграшки». Тут и попытки «по-пластунски» преодолеть двойную полосу главной автомобильной магистрали в центре большого города, и настойчивое стремление нетрезвой дамы в костюме Евы проникнуть в автобус, дабы как можно с наибольшим комфортом проехать по нужному маршруту в обществе дорогих её истомлённому сердцу сограждан.
               Из далёких пятидесятых я могу вспомнить лишь один единственный случай явления народу нетрезвых дам (п. Беловодское, Киргизия). Средь бела дня, где-то заполдень, две «весёлые» дамы идут по посёлку в обнимку и поют громко и задушевно «Хасбулат удалой, бедна сакля твоя». И всё бы ничего, с кем не бывает, но только уж больно резко бросается в глаза некоторый изъян в их гардеробе: увлёкшись пением, они не замечают, что их, и без того далеко не лёгкой походке должны мешать сползшие до щиколоток панталоны. Как бы передали свои впечатления от созерцания этой картины своим читателям наши великие классики прошлого? «А теперь позвольте спросить: как можно изобразить всю эту сцену обычными человеческими словами?» - приблизительно так, я полагаю, сказал бы великий и знаменитый мой тёзка – Иван Алексеевич Бунин. А какое впечатление произвело триумфальное шествие этих двух представительниц прекрасного пола на местное население, «предоставляю изображать другим. Я же, в бессилии, слагаю оружие» - так бы написал, наверное, Антон Павлович Чехов. Даже в настоящее «раскрепощённое» время такое экстравагантное выступление в посёлке имело бы заметный резонанс, а в те, много более строгие времена, это был вселенский позор.               
           «Вдоль по улице в конец» на крыше легкового автомобиля катит небольшая компания обнажённых молодых людей, оглашая окрестности дикими воплями поросячьего восторга; стриптиз в центре города, - как женский, так и мужской,- стал рядовым явлением. А то, что творится сейчас просто и перечислить-то не представляется возможным - прежние «достижения» обновляются по нескольку раз в день. Одно только приколачивание гвоздями принародно (coram populo) на  площади средь бела дня своей мошонки представителем современной культуры интеллигентным ГОСПОДИНОМ Павленским чего стоит. А в конце две тысячи двенадцатого года, когда четыре «отмороженные» девицы на амвоне Храма Христа Спасителя в нашей Белокаменной устроили настоящий шабаш с дикими песнями и плясками?
             Попытки отдельных органов вернуть распоясавшихся особей в лоно нормальной жизни заметных успехов не имеют, обличение же и вовсе бессильно против людей, которые, как сказал бы древнерусский летописец, «ни бога ся боят, ни человека ся стыдят», а удары негодующей сатиры безболезненно падают на неудержимо укрепляющийся панцирь беспредельной наглости. Последние «достижения» кажется уже достигли такого уровня, что только остаётся развести руками, воздеть их к небу и воскликнуть, подобно Цицерону, в бессильном негодовании: О времена, о нравы!  (O tempora! O mores!)
              Так называемая копролалия («мания грязноругательства», сквернословие) поразила уже и довольно значительную часть прекрасной половины нашего отечества, даже преподавателями и воспитателями подрастающего поколения - нашей надежды и опоры, нашего будущего. Диалог двух симпатичных девушек-студенток педагогического колледжа с активным использованием современной «нетрадиционной лексики» я нечаянно подслушал в казахстанском городе Уральске. А что можно прямо сейчас прочесть в переписках по интернету? Там в словесном турнире некоторые наши красавицы - «одноклассницы», далеко оставляя за собой стиль бесед скромных девочек из не так далёкого прошлого, закручивают такие «устойчивые речевые обороты», что свободно могли бы дать фору иному бывалому боцману.
              Некоторые, пресытившиеся народной любовью «звёзды», овеянные эйфорией вседозволенности, ощутив лёгкий ветерок прохлады из «толпы», теряя самообладание и чувство меры, нимало не смущаясь, выдают с телеэкрана изрядно «просоленные» перлы из лексики пьяных портовых грузчиков и «конкретно» угрожают физической расправой засомневавшимся в исключительности их таланта «ренегатам». Мат у бесталанного артиста, что острые специи к неудавшемуся блюду бездарного кулинара: "у русского без мата – что борщ без томата". «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько и уши, в которые входят» - говорила Российская государыня Екатерина вторая Великая. «Бесстыдству тоже мера есть» - говорил великий русский поэт М.Ю. Лермонтов. Но вот уж двести лет минуло с того времени, а она, эта мера, благополучно растёт, ширится, «совершенствуется» и в благодатном климате безнаказанности (в довольно значительном количестве случаев) принимает всё более откровенные и омерзительные формы. «Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле- и киноэкранов, театральных подмостков. На литературной ниве не осталось и одной сотки, не унавоженной «экскрементами»… (Н Губенко, кинорежиссёр в интервью АиФ №34 2020)
             Мат в последнее время уверенно занял и подмостки большой эстрады. Слышал я, что группа «Ленинград», нимало не смущаясь, запросто пригоршнями швыряет в толпу слушателей бациллы вековой проказы русской словесности. «Моя дочь Серафима пьёт, курит и матерится. Горжусь»! (КП 12-19. 07. 2017) - говорит её руководитель, человек «приятный во всех отношениях», меценат, образованный, умный и, несомненно, очень талантливый (что особенно обидно). А ведь «хлёсткое слово, яркая метафора, особенно сказанное кумиром, будь то поп-кумир эстрадный, литературный, легко захватывают сознание людей, не получая никакой критической оценки». (Патриарх Кирилл). И как следствие некоторой частью нашей молодёжи выступление этой группы очень даже востребовано – она набирает полные стадионы поклонников. Мат, сквернословие, ругань – это восхваление дьяволу; способ самоутверждения и один из главных признаков комплекса неполноценности. «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков (Аристотель). Нет. Русский язык не нуждается в таких «украшениях».    
             Всё найдёшь в языке богатом:
             Юмор, нежность и гневный меч.
             Так зачем же чугунным матом
             Уснащать человечью речь.     (Эдуард Асадов)
               
                ТИРАНИЯ  МОДЫ               
     Художник умирает с голоду или                Непотребная попса
    становится миллионером не по какой                В тыщах вольт и мраке…
    иной причине, как только по прихоти                Бьются в ритме голоса,
    моды или тех, кто спекулирует на ней.                Как крутые – в драке.
                (Ромен Роллан)                (Андрей Дементьев)               
            Где-то в семнадцатом веке французский философ Рене Декарт писал: «Я ещё в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов». Вот посему и я решил, не заморачивая мой до предела истомлённый мозг в длительной, многолетней борьбе за выживание попытками собственными усилиями объяснить некоторые новые явления в русской культуре, позволил себе свои мысли, надежды и чаяния, «озвучить» и подкрепить высказываниями людей известных и авторитетных. Вот, к примеру, такой способ общения с массами в некоторых моментах, мне кажется, можно объяснить словами великого немецкого поэта Генриха Гейне: «Тот, кто хочет влиять на толпу, нуждается в шарлатанской приправе. Даже сам Господь Бог, издавая свои заповеди на горе Синай, не упустил случая основательно посверкать молниями и погромыхать. Господь знал свою публику». Ну, конечно же, и господин (!) Шнуров также отлично знает свою публику. А феномен группы «Ленинград» в некоторых моментах, мне кажется, вполне могут объяснить слова американской писательницы Айн Рэнд, к которым я обращаюсь и которым тоже уже около ста лет, но написаны они как будто вчера, и почти как про нас, вложенные ею в уста одного из героев своего романа «Атлант расправил плечи» композитора Ричарда Халлея: «Получаемое удовольствие слушателями, того же свойства, что и сочинителей этих «творений»; тот же источник, тот же разум, способный оценить эти «произведения» по меркам ценностей, потребовавшихся для их создания». Отношение человека к того или иного рода музыке раскрывает его глубинную психологическую сущность. Хотя, в отношении Шнурова этого не скажешь, – здесь несколько иная интрига.
                Английский писатель Сэмуэл Батлер писал: «Дураки выдумывают моду, а умные вынуждены ей следовать», и кто-то сегодня успешно продвигает эти моды «в широкие народные массы». «Короля делает свита», – сказал когда-то великий итальянский мыслитель Макиавелли, а история не раз доказывала его правоту. ... Свита короля – это тот несокрушимый столп, на котором держится все королевство, а у нас «массовая культура». Не могу знать какова «свита» у теперешних «королей от искусства» (кажется «пиарщики» их имя), но то, что свита эта, как правило, напористая, наглая и чрезвычайно агрессивная ощущается «конкретно». Яркий пример – «Чёрный квадрат» Малевича. Надпись под картиной, сделанная вроде бы Малевичем, гласит: «Битва негров в темной пещере». Так вот на всякий случай напомню - существует предположение, что это плагиат! Эта надпись отсылает нас к названию картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», написанной в 1882 году и представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник. И вот тогда ведь она такого ажиотажа не вызвала. Почему? А потому, что видимо не было у шутника Альфонса такой «свиты», как у поляка Малевича (однако, какая символическая фамилия!), которая бы продвинула это творение для поклонения в массы, да и француз оказался не настолько тщеславным, чтобы предъявлять свои претензии, как это сделал современный его сородич – композитор, затеявший тяжбу с российским «королём эстрады» из-за нескольких песенок. А среди серой народной массы, лишённой истинного представления о «настоящем искусстве», несмотря на все старания «свиты», так оценили в сочинённом каким-то острословом анекдоте художественное достоинство «чёрного квадрата»: «администрация музея, где хранится этот «шедевр», жаловалась и одновременно гордилась тем, что так часто его воруют – музейный сторож уже устал рисовать его копии». Выросло уже несколько поколений научных толкователей ребусов и иероглифов, всяких там «мыслеформ»,  представляемых на полотнах представителей модных течений изобразительного искусства, облекая их некоей таинственностью; хитроумной словесной вязью украшая художественное убожество полотен роскошными одеждами подлинного искусства, одаривая их умопомрачительными экзотическими названиями, как будто бы уже одно только название исчерпывает достоинство данной картины и уровень таланта её создателя.
                К сожалению, естественно, и в музыке, следуя общим естественным законам, также «свирепствует» эта самая мода. Чтобы не отстать от моды, чтобы не прослыть «ретроградами», некоторые настоящие таланты, похоже, нарочно опошляют своё творчество, засоряя эстрадный репертуар бесчисленным множеством музыкальных поделок, и в результате современная музыка в значительной части потеряла своё главное, воспитательное значение. Человеческая психика – это как сложный музыкальный инструмент с наличием множества струн, откликающихся на соответствующие количество звуковых комбинаций. Люди забыли о том влиянии, которое способны оказывать на человека слова в сочетании с мелодией определённого характера. Вот, к примеру, как были озабочены состоянием музыкальной культуры и её влиянием на мораль и нравственный облик соплеменников мудрые люди древней Греции. У них существовали своеобразные художественные советы, которые регламентировали как законы творчества для сочинителей музыкальных произведений, так и порядок использования их слушателями. Древние греки были очень чувствительны к музыкальному ладу: каждому из них они приписывали свой характер, способный вызвать соответствующие переживания. Так, к примеру, девушкам и молодым женщинам, чтобы оставаться нравственно целомудренными возбранялось слушать произведения, сочинённые в ладу, который Платон считал, что он разрушает равновесие психической жизни, и предлагал вообще изъять его из употребления.  Марши, гимны, хоры, жалобные погребальные мелодии – все они сочинялись в разных ладах, и только строго исходя из их индивидуального характера и назначения.
                Истошные вопли на бездарные, беспомощные, тусклые, вычурные тексты некоторых наших современных сочинителей в угоду низкопробным вкусам просто превратились в доступное средство зарабатывания лёгких денег. «Наш век торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет. Что слава? – Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата: Копите злато до конца» написал Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» в сентябре 1824 года, но как оно звучит современно. Таланту, чтобы иметь возможность привлекать своим искусством как можно больше слушателей, и тем самым увеличивать свои доходы, гораздо выгоднее упрощать своё творчество, мягко говоря, до уровня «широких народных масс» («пипл всё схавает», помните? Шутка, в которой, похоже, лишь доля шутки), чем поднимать их до своего; и в этой борьбе все средства хороши – «победителей не судят!» Здесь в жестокой конкуренции побеждает тот, кто посильнее, кто понаглее и, простите, пожаднее. (А жадность, издревле известно, бездонна – в эту пропасть можно падать бесконечно). Ведь не на пустом месте родилась поговорка, что помогать нужно талантам – бездари сами пробьются. Отсюда мат, «ужимки и прыжки», откровенные пляжные одежды на эстраде, что гораздо для них предпочтительнее рабочей спецовки у станка, медицинского халата у постели больного, учительской указки у школьной доски и т.д. и т.п. За ними, подражая, подстраивается и сонм тех, у которых и интеллект пониже, и голосок пожиже, но есть характер и упорство в достижении поставленной цели. А в это время человек, которому казалось бы самим Господом Богом было предопределено петь в опере, рубит уголёк в шахте Донбасса (Леонид Сергиенко – победитель конкурса 60+, «оттрубивший» в забое 25 лет), или за штурвалом комбайна трудится в поте лица, чтобы сытно накормить этих жадных до лёгкой жизни немалые числом «певцов» и оравы скачущих (по большей части без особой надобности) на эстрадных площадках России пышущих отменным здоровьем скоморохов-акробатов.
          «Когда я вижу на экране безголосых певцов и слышу бездарные и пошлые песни, за которыми зачастую стоят богатые спонсоры, я негодую и выключаю телевизор. Но безликие мальчики и девочки продолжают выпендриваться на сцене, заглатывая микрофон и обнажая свои сомнительные прелести. В зале кайфует молодёжь, потому что её уже приучили к серятине, которая вытесняет понемногу истинное и высокое искусство эстрады. Даже на концертах, посвящённых «Песне года», немало халтуры и бездари. Говорят, чтобы пробиться туда, нужны тоже большие деньги». (Андрей Дементьев). 
            Похожие мысли можно проследить и в стихотворении-письме Валентина Гафта Юрию Визбору: «Попса дробит шрапнелью наши души, /Её за это не привлечь к суду./ Часть поколенья выросло на чуши,/ И новые рождаются в бреду» и т.д. А в это время правительство ломает голову как решить вопрос со сроками выхода на пенсию в условиях недостатка рабочих рук, способных обеспечить достойную старость людям, добросовестно отработавших определённые законом сроки.
           «Возьмите современные эстрадные песни, особенно те, что нам навязывают через телеэкран «новогодние концерты» и прочие насильственные зрелища. Культуру какого народа, вообще говоря, нам показывают?! Нет, это даже не голос обезличенного «населения». Это крики ведьмаков, отчаявшихся биороботов и материализовавшейся нежити. Какое неуважение к слову, к красоте, к слушателю, к человеку! Какое самолюбование и самоуверенность исполнителей и авторов!.. Чванство самозванцев» - пишет писатель Лидия Сычёва («МК. РРЕ» 6 - 13 июня 2018 года). Теперь не только сочиняют, но и поют песни все, кому не лень, а знаменитый «киношный» композитор Александр Зацепин перестал писать эстрадную музыку, говоря, что для этого сейчас нет достойных эстрадных исполнителей.
                В 60-х годах прошлого столетия в печати прошло сообщение, что где-то в джунглях было обнаружено до сих пор неизвестное племя людей, у которых вместо документов, удостоверяющих личность, всяких там «ненужных» бумажек типа паспортов, удостоверений личности, визитных карточек и пр., была просто песня, песня сугубо личная, собственная, сочинённая усилиями собственных мозговых извилин. Не в ту ли сторону смотрит вектор развития нашей культуры? И через несколько столетий не запляшут ли далёкие наши потомки вокруг костра в набедренных повязках из пальмовых листьев? Может быть совсем и не зря некоторые древние мудрые люди считали, что падению Рима во многом поспособствовало слушание его гражданами пошлой и разнузданной музыки. Не берусь судить в какой степени наивно подобное суждение, но влияние всей духовной культуры, в комплексе, (особенно на воспитание молодого поколения), на общее развитие общества, неоспоримо. Так «в той же Японии, которая добилась огромных успехов в создании научных технологий, говорят: если бы нам удалось соединить достижения современной отечественной техники с той духовной культурой, которая была в России (!) в начале века (ХХ), мы, несомненно, обогнали бы Америку на пути социального прогресса».  (П.С Гуревич «Человек» - учебник 9 кл).               
              Даже и в классике появилась своя мода, но уже наоборот, - мода на усложнение музыкального материала. Опять, почти так же, как у Айн Рэнд: «…хриплые визги современных симфоний, словно плевки из заразной глотки громкоговорителя, выкашливающего злобную ненависть ко всему сущему». Совершенно похожие мысли высказывают и наши современные, и очень авторитетные, исполнители. «Особенно трудны для исполнения современные композиторы, – говорит Анна Нетребко в интервью газете (АиФ №37 2016), – они любят изощряться и издеваться над певцами. Я, к счастью, такую музыку не исполняю. Но у меня есть коллеги, которые специализируются на современных операх. Они говорят, что вокальный век может сократиться очень сильно от таких произведений».               

           Р Э П
     «На железе я сижу», - Этак в прозе я скажу,   Известно испокон веков:
     «На сижу железе я», - Это уж поэзия.        Новинка - слабость дураков.
               
              (Игорь Тарабукин)              (Брант Себастьян, немецкий сатирик)
               Вот опять объявилось некое новое течение в музыкальной (или какой) культуре – РЭП баттлов, куда хлынули все те, у кого недостало таланта заявить о себе среди более-менее культурно образованной публики в сфере традиционных видов искусства.  РЭП-баттлов – это, как говорят, такое состязание двух рэперов с целью словесного унижения оппонента в рифмованной форме. Это что-то вроде казахского айтыса, хотя казахи свои тексты читают (или поют) под собственный аккомпанемент на своём национальном казахском музыкальном инструменте – домбре, и в этом их художественном споре, всё-таки, угадываются и рифма и мелодия, и совсем отсутствуют «матерки». А вот из всего такого, мною слышанного у рэперов, рифма, как таковая, в беспорядочном наборе слов, как правило, не удавалась. Если о мелодии, основе любого музыкального произведения, о его ведущем начале в большинстве современных песен говорить уже не приходится, то в РЭПе такая «роскошь» вообще исключена совершенно. Мне кажется, что я уже довольно давно встречался с чем-то похожим, когда по салонам автобусов или железнодорожным вагонам ходили странные субъекты и с такой же, похожей, подобной современным рэперам экзальтацией декламировали свои «творения», упиваясь восторгом; своим собственным, надуманным величием. Люди того времени, понимавшие что к чему, сочувствовали этим несчастным, ибо у такого модного эстетического течения вполне можно было подозревать что-то вроде диагноза, «озвученного» в начале Х1Х века знаменитым психологом Максом Нордау как «проявление умственного гниения».
            Но, как бы то ни было, как уже было сказано выше у Рэнд, по тем же причинам, эта новинка мировой культуры удивляет стремительным ростом числа её поклонников. «Миллионы детей от 10 до 18 лет ушли к Фараону (рэпер Глеб Голубин.Ред.) Ни церковь, ни школа, ни политика, ни ТВ, ни радио, ни канал «Культура», вместе взятые, не смогли победить Глеба Голубина. У одной из самых страшных его песен 60 миллионов просмотров в Ютубе… Каждое прослушивание Голубина – удар плёткой по спине учителя музыки, учителя литературы, учителя мировой художественной культуры. (Михаил Казиник – скрипач, искусствовед, АиФ №44 2017)». Вот ещё яркие характеристики РЭПа, выбранные мною из еженедельников «Аргументы и Факты» и «Комсомольская Правда». «Баттл – современнейшее взаимное хамство. Цензурная, а чаще – нецензурная перебранка какого-нибудь Оксимирона и ему подобных, на мой взгляд, ничем не отличается от ругани трамвайных хамов-мужиков или базарных хамов-баб. То, что в баттлах матерщина перемежается высоколобыми цитатами из Шекспира или Бальмонта, не оправдывает, а лишь усугубляет мерзость происходящего». (Аркадий Инин, писатель-юморист, АиФ №52 2018) «Думаю, что только массовые казни рэперов помогут спасти русскую культуру» (Виталий Милонов, депутат Госдумы. КП 11-18 октября 2017г. Но вот в интернете 7 января этого года уже появляется сообщение, (не ошибаюсь ли я) что тот же самый В. Милонов сочинил и исполнил в Государственной думе сочинённый им самим РЭП в защиту группы рэперов, которой запретили выступление.)
               А главный ведущий телеканала «Россия 1» Д.Киселёв в итоговых воскресных новостях от 2 декабря 2018 года встал грудью на защиту этого «яркого, судьбоносного» явления в истории российского поэтического (или какого) искусства. И это уже говорит об уровне культуры в России на всех её уровнях (да похоже и не только в России). В качестве надёжного, фундаментального аргумента была привлечена ссылка на авторитет знаменитого пролетарского поэта В.В. Маяковского, которого Киселёв назвал первым российским рэпером. Здесь я хотел бы оградить себя от презрительных выпадов в мою сторону со стороны особо ярых поклонников великого поэта заявлением, что поскольку я, будучи абсолютным дилетантом в области поэзии, и не вхожу в число почитателей данного поэта, то буду ссылаться в основном на мнение людей известных и авторитетных, хотя и коснусь слегка народной молвы конца 40-х годов прошлого столетия в лице старых, опытных журналистов редакции районной (Убаганского р-на Кустанайской области Каз.ССР) газеты «Большевик». Дело в том, что в те далёкие времена, когда ещё как-то сохранялись традиции прежней высочайшей русской культуры, признанной во всём мире, новшества Владимира Владимировича воспринимались с трудом даже молодёжью, и среди любителей поэзии он не пользовался достаточным признанием и авторитетом. Стихи он начал писать ещё в детстве, но уже в то время ровесники обращали внимание на некоторые странности в его поведении. Так И.А. Бунин в книжке «Окаянные дни под серпом и молотом» (3 марта) писал, что Маяковского звали в гимназии Идиотом Полифемовичем. А став признанным поэтом, он возомнил себя настолько великим, что стал позволять себе запредельные выходки и сумасбродные высказывания, как к примеру: «Сбросим Пушкина с корабля современности» (!), о любимой миллионами игре: «Футбол – игра для лошадиной расы и шоу для дебилов», или вот такая строка одного из ранних, дореволюционных стихотворений: "Я люблю смотреть, как умирают дети"(!); начал экспериментировать - придумал и ввёл в поэзию такую литературную форму как «Лесенка». Из-за этого многие поэты обвиняли и ненавидели Маяковского, ведь в то время газеты и журналы платили не за количество слов или знаков, а за количество строк, а такая лесенка могла увеличить количество строк в стихотворении в 2-3 раза. По этой же причине он бывал нередко стаскиваемым с «пьедестала» после прочтения своих поэтических «перлов» и побиваемым служителями Эвтерпы и её поклонниками. Опять же у него были и постоянные трения с издателями и, будучи человеком весьма скандальным, свой гонорар он нередко выбивал при помощи первым попавшимся под руку предметом. И даже вождь мирового пролетариата довольно откровенно сомневался в наличии высокого поэтического дара у главного пролетарского поэта. Вспоминая свои беседы с Лениным в первые годы революции, Горький писал: «К Маяковскому относился недоверчиво и раздражённо, - «кричит, выдумывает какие-то кривые слова, и всё у него не то, по-моему, не то и мало понятно. Рассыпано всё, трудно читать. Талантлив? Даже очень? Гм-гм, посмотрим!»
             «Его (Ленина) отрицательное отношение к Маяковскому с тех пор осталось непоколебимым на всю жизнь». (В.Д. Бонч-Бруевич)
              6 мая 1921 года, очевидно во время заседания, Ленин писал Луначарскому записку:               
             «Как не стыдно голосовать за издание «150 000 000» Маяковского в 5 000 экз.?
             Вздор, глупость, махровая глупость и претенциозность.
             По-моему, печатать такие вещи лишь 1 из 10 и не более 1500 экз. для библиотек и для чудаков.
             А Луначарского сечь за футуризм».
              Откуда же, с какой стороны явилось признание и всемирная слава поэту? А ларчик-то оказалось открывался довольно просто. Лиля Брик, его любовница, которая получала отчисления от издания произведений Маяковского, написала в 1935 году письмо Сталину с просьбой издавать поэта большими тиражами и увековечивать его память активнее. Как раз на этом письме Сталин начертал знаменитую резолюцию «Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей эпохи». Уверен, люди моего поколения хорошо помнят силу слова великого вождя: сразу вслед за тем Маяковского, действительно чуть-чуть отодвинутого в сторону, начали превозносить, как гения. По выражению Пастернака, его «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине»…  (Денис Корсаков КП 3-10 июля 2019). А дальше всё по теории Макиавелли.