Теория поколений Х, Y, Z как с ними работать

Александра Олегова
Американские ученые Уильям Штраус и Нил Хоув в конце прошлого века разработали теорию поколений, согласно которой примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со принципами и убеждениями, которые кардинально отличаются от менталитета предшествующих генераций. В чем преимущества и недостатки этих поколений, и как находить среди них лучших работников?

В нынешнем году современный мир сильно штормит: сначала на человечество внезапно свалился неизвестный и опасный вирус, и вследствие карантинных мер спровоцировались стремления простого люда к глобальным изменениям во многих странах, потом революционные мысли стали проникать в умы народа все глубже и действеннее. Черные жители американского континента вдруг вспомнили о притеснениях и ущемлениях своих прав, явно «перегнув в этом палку», жители Хабаровска захотели вернуть «народного» губернатора, а заодно – перемен в своем государстве, а белорусы решили, наконец, скинуть со своих плеч десятилетиями давящее на них ярмо и заявить о своих гражданских правах и свободе.

Эволюционные трансформации в нашей стране влияют на кризисные перестройки и в корпорациях, и в небольших компаниях. Поэтому приходиться приспосабливаться к изменениям также руководителям компаний.

Давайте разберемся, как меняется менталитет поколений, и как искать и удерживать подходящих вам работников разных возрастных категорий.

Поколение X

Поколение Х (Gen X, Неизвестное поколение) – люди, родившиеся в период 1965-1979 годов. Их называют «поколение с ключом на шее», потому что они росли, пока родители проводили на работе большую часть совей жизни.

Отличительные черты поколения:
1. Ответственность и самостоятельность, организаторские способности.
Поколение Х отличает суперответственность, жизненный лозунг «должен», умение работать не только самостоятельно, но и хорошие управленческие навыки руководителя. Над такими сотрудниками не нужно «стоять», обычно при заинтересованности в работе они самомотивированы, являясь востребованными в любой компании. Большой опыт работы и высокая квалификация этих сотрудников помогут поднять вашему предприятию высокую планку. Зачастую седовласые иксы на руководящих позициях дают фору неоперившимся миллениалам, поэтому сотрудники после 40 могут оказаться для компании настоящими находками.

2. Соблюдение баланса «семья-работа».
Иксы в отличие от своих родителей-«беби-бумеров» не будут работать до седьмого пота, забросивши семью и детей, только потому что «родина зовет». Они уделяют большое внимание семье и личностному росту, иногда даже ставя интересы семьи на первое место. По крайней мере, вы вряд ли дождетесь, что представители этого поколения будут наращивать темпы производства в то время, когда их ребенок лежит дома с высокой температурой.

3. Хорошая работоспособность.
Х-поколение – настоящие «пчелки», которые к тому же способны решать сложные задачи и не боятся трудностей. Более того, эти люди любят бросать вызов в первую очередь самим себе, поэтому используйте их энтузиазм в решении серьезных рабочих вопросов и постоянно повышайте их заинтересованность, держа в курсе новых направлений и продуктов компаний. Иксы способны начать проект с нуля, доведя его до победного конца.

4. Склонность к предпринимательству.
У поколения Х хорошо выражена предпринимательская жилка. И если еще таковыми не стали, то уже находятся на пути к переходу к собственному бизнесу.
41 % этого поколения считают себя предпринимателями. Используйте это ценное в наше время качество для создания новых проектов или заинтересуйте иксов долей в вашем бизнесе: результат вас не разочарует.

5. Альтруизм и лояльность.
Иксы заинтересованы в саморазвитии, обществе нового типа, а также ратуют за спасение нашей планеты. Поэтому не удивляйтесь, если на собеседовании они скажут, что поменяли место работы, потому что предыдущая компания занималась разработкой ПО для игровой или развлекательной индустрии, а они предпочли работу, которая занимается проблемами экологии.
Еще одним преимуществом Gen Х является лояльность и не столь усердное по сравнению новыми поколениями, стремление к карьерному росту. Согласно статистике, чуть больше трети иксов собираются сменить работу в ближайшее время.

6. Наставничество для миллениалов и поколения Z.
Используйте опыт, квалификацию и менеджерские качества поколения Х для обучения и передачи знаний молодежи, и вы получите слаженную мультивозрастную успешную команду.

7. Хорошие знания цифровых технологий.
Не глядя на стереотипное суждение, что Y и Z-поколения родились с гаджетами в руках, иксы не сильно уступают своим потомкам в современных технологиях. Статистика утверждает , что 54 % иксов и 56 % миллениалов хорошо подкованы в ИТ-области. Увлеченность иксов социальными сетями ничуть не меньше подобных пристрастий миллениалов.

Итак, высокая степень ответственности и работоспособности, большой опыт работы, лидерские качества и способность идти в ногу со временем в некоторых ситуациях могут оправданно перевесить в пользу выбора кандидата поколения Х.

Миллениалы

Поколение Y (миллелиалы, поколение «некст») – поколение людей, родившихся с 1981 по 1996 (к дате начала поколения причисляют 1977– 1985 года, к дате конца – 1994 – 2003 года), встретивших новое тысячелетие в юном возрасте, характеризующееся глубокой вовлеченностью в цифровые технологии.
 
В настоящее время более 50 % самых активных работников во всех отраслях человеческой жизнедеятельности составляют именно миллениалы. Сейчас это 20-40-летние люди, которые являют собой самую серьезную движущую силу на любом предприятии.

Отличительные особенности поколения Y:
1. Ревностное отношение к личному времени и пространству.
Молодое поколение уделяет много времени семье, хобби, путешествиям и личностному росту. Поэтому никакие доводы поработать сверхурочно бесплатно на них не подействуют. Исключением могут быть увлеченные работой и проектом люди, и то скорее всего для них это будет форс-мажор на непродолжительный период.

2. Свободный график работы.
Жесткий режим рабочего времени некомфортен для игреков. Творческие миллениалы слишком любят себя и уважают свой темп жизни, чтобы не быть на построении в 9:00 на проходной. Это не самый большой их недостаток, и решить данную проблему можно отчетностью рабочего времени в бэктрэкинговой системе.

3. Амбициозность и высокие пожелания по оплате труда.
Нужно отметить, что пожелания по зарплате у миллениалов несколько завышены и могут не обязательно соответствовать опыту работы и навыкам, а быть связаны с практическим желанием обеспечить себе достойную жизнь. Зато свойственная им амбициозность может сыграть вам на руку, если вы хотите вырастить самодостаточного руководителя или высококвалифицированного специалиста.

4. Способность взять на себя руководство, не глядя на отсутствие достаточного опыта работы.
Смелости игрекам не занимать. Игреки считают, что нет ничего невозможного, и всему можно научиться, поэтому они готовы решительно ринуться в бой. Чаще всего их целеустремленность и самоуверенность оправдывает себя.

5. Многофункциональность и легкообучаемость.
Миллениалы учатся с удовольствием и быстро, однако они не любят тратить на это много времени. Поэтому краткосрочные тренинги или непродолжительные курсы блоками могут ненавязчиво, но результативно подтянуть уровень квалификации. Не упускайте из виду, что это поколение цифровых технологий, поэтому часть обучения им лучше предлагать посредством геймификации.
Стремление к постижению новых горизонтов и увлечение мэйнстримами, тоже могут пойти на пользу в случае, если вам понадобится переквалификация или многофункциональность сотрудников.

6. Вовлеченность в ИТ-сферу и жизнь в соцсетях.
Используйте эти увлечения Y-поколения в своих целях. Внедряйте и развивайте на предприятия информационные технологии, чтобы быть в тренде. Ищите новых работников в социальных сетях и создавайте там бизнес-экаунты и группы для того, чтобы повысить корпоративную культуру вашей компании.

7. Даун-шифтинг (в переводе с английского означает откат или шаг назад).
Да, с миллениалами может случиться и такое! Вы можете вложить кучу денег в их обучение, платить баснословные зарплаты, возлагать на них большие надежды, как в самый неожиданный момент нужный вам специалист заявит, что он непременно должен посвятить ближайшие годы изучению популяции пингвинов в Антарктиде или самозабвенно заняться йогическими практиками в Непале.

Бесспорно, миллениалы еще те крепкие орешки с большим количеством претензий и капризов. Но взвесив все «за и против», возможно, вы решите, что «игра стоит свеч». Не забывайте также о том, что завлечь игреков на работу не так уж и сложно, больше усилий вам понадобится, чтобы их удержать.

Поколение Z

Поколение Z (пост-миллениалы, зумеры) – самое юное в наше время поколение людей, родившихся после 1995 года, которые только начинают осваивать рынок труда. Поэтому рекомендации по найму этого поколения пока имеют прогнозируемый и экспериментальный оттенок.

Этому поколению свойственно:
1. Пропаганда равенства и отсутствие какой-либо дискриминации.
Современная молодежь постепенно меняет мир, ратуя за равенство всех людей и доказывая, что никакой человек не может считаться хуже другого ни по каким признакам, будь то положение в обществе, цвет кожи, пол, инакомыслие, инвалидность или сексуальные предпочтения. Нынешние 18-24-летние не терпят высокомерного обращения, формальных условностей и, ломая стереотипы, считают, что собеседование можно пройти и по скайпу, а вместо резюме они могут прислать спонтанно снятый о себе видеоролик.

2. Амбициозность и карьерный рост.
Личные жизненные достижения для поколения Z – основа их существования. Однако, главными приоритетами для них необязательно будут деньги, хотя пожелания по зарплате у них обычно завышены и так же, как у игреков не всегда коррелируют с их уровнем квалификации. Юное поколение стремится достичь максимального результата за наиболее короткое время и всегда ищет новые возможности, поэтому однотипная работа в течении достаточного с их точки зрения времени может побудить на поиск новой компании. Поэтому важно постоянно находить им новые задачи, повышать обучаемость и заинтересованность в процессе работы.

3. Частая смена интересов и работы.
Пост-миллениалы вряд ли будут всю жизнь работать в одной области, в которой они получили высшее образование, как их родители и бабушки с дедушками. Прогнозируется, что зеты сменят за жизнь 3-4 совершенно разноплановых специальностей. Поэтому не удивляйтесь, если увидите в резюме смену работу каждые полгода. Единственное, что в ваших руках – найти «горячие точки» этого стремительного, и как его еще называют «молчаливого поколения».
Зумерам также свойственна многозадачность, они привыкли с детства эффективно выполнять много дел одновременно. Расплата за это – «клиповое мышление» – неспособность долгое время сосредоточиться на одной задаче. Решить это вопрос можно выставлением зетам одновременно нескольких задач, между которыми они будут переключаться в течении рабочего дня.

4. Стертые границы виртуального мира с реальностью.
Новое поколение фактически с рождения живет с гаджетами в руках, поэтому неудивительно, что информационные технологии являются продолжением их личности. Они выросли на лайках в соцсетях, поэтому не представляют жизнь без фидбеков. Не забывайте давать им обратную связь об их работе, иначе они начнут вянуть, как цветы без полива.

5. Заинтересованность в удаленной работой.
Смешав реальностью с виртуальностью, зеты не видят преград ни в чем. Они считают, что можно работать в любой точке мира, и офис – не обязательный атрибут рабочего пространства. К тому же, для них важно иметь достаточно времени для своего хобби и личной жизни. Жесткий график работы с 9 до 6 будет становится менее востребованным для Z, и ему на смену придет оценка работы по качеству, а не по количеству затраченных часов.

6. Личностный рост и самосовершенствование.
Люди, рожденные в конце прошлого – начале этого тысячелетия уделают много внимания личностному развитию и здоровью. Привлекая в свою контору молодежь, не забудьте составить расширенный соцпакет. Медицинское страхование, фитнес и увлекательные тимбилдинги – минимальные «плюшки», которые могут помочь заинтересовать и удержать этих вечно ищущих себя молодых людей.

7. Увлеченность экологическими проблемами и волонтерским движением.
Поколение Z идет в ногу со временем, поэтому ему важна забота о планете и помощь нуждающимся. В трендовых компаниях становятся все более популярны здания с элементами «зеленого офиса». Частичное освещение на солнечных батареях, велопарковки, раздельный сбор мусора: это поможет не только сберечь ресурсы нашей Земли, но и привлечь в компанию небезразличную молодежь.

Помощь животным и волонтерство становятся актуальными тенденциями в нашем мире. Пост-миллениалы при выборе работы чаще интересуются компаниями, имеющими значимый статус на рынке и способными вкладываться в волонтерские программы. Например, в компании State Bags продажа каждой сумки сопровождается передачей такой же сумки нуждающимся американским детям.

Осознавая, что работа в компании приносит еще и пользу планете, животным и нуждающимся людям, поколение Z будет повышать свою рабочую мотивацию и, возможно, они станут преданы вам надолго.
 

Время не стоит на месте, и чтобы не отставать, нужно двигаться вперед вместе в современными тенденциями. Приходят новые поколения, меняется мода, дух времени, поэтому чтобы оставаться на плаву, приходится постоянно держать нос по ветру. Как бы нам не нравились некоторые качества возрастных групп, приходится нам их принимать так, как мы принимаем собственных детей или родителей. Безусловно. Мы их принимаем и любим такими, какие они есть. Принимаем и стараемся меняться сами. Поэтому что новое поколение – наше будущее.

Им строить историю и вершить изменения, поэтому руководителями компаний и главам государств стоит присмотреться к тому, что отражают чаяния молодежи, если они хотят позитивных перемен и лучшей доли, как в своей компании, так и в целом – в стране.

Статья была опубликована в журнале "Генеральный директор", декабрь, 2020