Три попытки

Виктор Сапёлкин
(Пьеса)


Комната. По центру диван с маленьким столиком, слева стол со стульями, справа балконная дверь. В глубине слева входная дверь, в глубине справа дверь в кухню, рядом дверь в ванную.

Попытка 1

Тикают часы.
Мужчина входит из кухни, запутавшись в длинной верёвке. Поскальзывается на куске мыла на середине комнаты возле журнального столика и падает на него, ломая к чертям собачим. Звонит городской телефон возле дивана. Мужчина ползёт к телефону.

ИВАН (в трубку, в неудобной позе). Алё! ... Что значит не беру? Вот. Взял же! ... На мобильном денег нет ... Нет не надо. Он мне не очень-то и нужен. Кто хочет и знает, на городской звонит. ... Нет. Сегодня не могу. Да и денег нет. ... Задолбался я в долг пить. Да и занят. ... Да. Жопа. ... Ага. (Сотрите на верёвку) Прям вот этим и занимаюсь. ... Да, да. Конечно будет. Ладно. Не получится повеситься, приеду. Давай.

ИВАН (распутываясь). Давай. Почему давай? Что кому Давай!? Давай...  Ладно, давай. Задолбался, блин, давать! (И всё в таком духе.)

При этом он убирает обломки столика, берёт стул, завязывает виселечный узел, гоняется за мылом по комнате, намыливает верёвку, встаёт на стул, закрепляет верёвку на люстре, надевает узел на шею. Тишина. Звонок в дверь. Иван смотрит то на дверь, то перед собой. Так несколько раз.  Зажмурившись, прыгает со стула. Приземляется на ноги. Верёвка оказалась слишком длинной. Тикание замедляется до почти остановки.

Попытка 2

Иван открывает дверь.

АНГЕЛ (вбегая в комнату). Ты с ума сошёл? Какого хрена??? Идиот! Ну зачем? Что тебе не хватает-то?
ИВАН. Мужик, ты кто?
АНГЕЛ. Я кто? Я кто??? Тот кто из-за тебя получит по шапке! Нет ну надо же дебил!
ИВАН. Так. Хватит орать! И пошёл вон. Наркоман этажом выше.
АНГЕЛ. Ты мне рот не затыкай!
ИВАН. Пошёл вон, говорю!
АНГЕЛ. А то что?
ИВАН. А то, то!
АНГЕЛ. Что то?
ИВАН. То то!
АНГЕЛ. Что то то?
ИВАН. В морду дам.
АНГЕЛ (спокойно). А давай.
ИВАН. Что?
АНГЕЛ. В морду дай.
ИВАН. За что?
АНГЕЛ. Ну... за то, что ору тут.
ИВАН. Так ты не орёшь уже вроде.
АНГЕЛ. Не ору?
ИВАН. Нет. Вроде...
АНГЕЛ. Может за орать?
ИВАН. Не. Не надо. Глупо как-то. (Пауза). Блин.
АНГЕЛ. Что?
ИВАН. Часы, кажется, сломались. Тикают медленно. Наверное батарейка.
АНГЕЛ (уставившись на верёвку).  Это. Что. Такое?
ИВАН. Это? Не твоё дело!!!
АНГЕЛ. Как раз-таки моё.
ИВАН. Что тебе нужно?
АНГЕЛ. Чтобы ты этого не делал. Что бы ты как можно скорее передумал.
ИВАН. Тебе-то что?
АНГЕЛ. Мне - то!
ИВАН. Что то?
АНГЕЛ. То то.
ИВАН. Что то то?
АНГЕЛ. Дежавю?
ИВАН. Бред какой-то.
АНГЕЛ. Бред- это вот это! (Показывает на верёвку). А я не должен этого допустить. И времени почти не осталось.
ИВАН. Так не трать время! И это не тебе решать.
АНГЕЛ. Как раз именно мне...
ИВАН. Почему?
АНГЕЛ. Я твой ангел хранитель.
ИВАН (Смеётся). Я ж сказал, что наркоман этажом выше.

Звонит телефон.

ИВАН. Алё
АНГЕЛ (пародирует человека на том конце провода). Здравствуйте, могу я поговорить с таким-то таким-то?
ИВАН (не обращает внимания на АНГЕЛА). Да. Я вас слушаю.
АНГЕЛ. Меня зовут так-то так-то. Не охренели ли вы Иванушка?
ИВАН. Да есть такое.
АНГЕЛ.  И что мы будем с этим делать?
ИВАН. Я делаю что могу.
АНГЕЛ. У вас совсем не осталось мозгов!
ИВАН. Да я в курсе.
АНГЕЛ. И где будем брать их?
ИВАН. Мне негде взять!
АНГЕЛ. Попросите у кого-нибудь в долг!
ИВАН. Мне не у кого просить. Времена тяжёлые.
АНГЕЛ. Что, ни у кого мозгов нет?
ИВАН. Да. Нет ни у кого! Простите, но мне пора.
АНГЕЛ. Куда это вы намылились?
ИВАН. Пойду заработаю хоть часть.
АНГЕЛ. Ну вы же понимаете, что без мозгов в рай не пускают?
ИВАН. Я все понимаю. И мне правда пора.
АНГЕЛ. Обещайте, что не натворите глупостей.
ИВАН. Я не могу обещать.
АНГЕЛ (выходит из образа). Не понял. В смысле.
ИВАН. У меня есть дело, которое решит все проблемы... До свидания. (Кладёт трубку)
АНГЕЛ. Ты с кем это?
ИВАН. Коллектор. Ладно, мужик, давай. Тебе и правда пора.
АНГЕЛ. Я не могу уйти.
ИВАН. Можешь. Иди.
АНГЕЛ. Как?
ИВАН. Ногами!
АНГЕЛ. А...
ИВАН. Я сам разберусь.
АНГЕЛ. Точно?
ИВАН. Иди.
АНГЕЛ (подходя к выходу). А записку ты написал?
ИВАН. Какую?.. А, да. Написал.
АНГЕЛ. Покажи.
ИВАН (через паузу). Задолбал. (Идёт к столу, берёт лист бумаги, идёт обратно). На! Дарю!
АНГЕЛ. Не... мне не надо. Я просто почитать.
ИВАН. Читай и вали.
АНГЕЛ (читает, смеётся). Ну что ты пишешь? А ошибки? Сколько ошибок! Ну это никуда не годится! Ну какая «сиситема»? Система! Ты лишнюю «и» добавил. Выходит одни сиси на уме! Это ж психологам и психиатрам покажут! Ты войдёшь в сотню самых нелепых суицидников.

ИВАН разрывает лист. Молча идёт к столу, берёт лист, ручку. Пытается что-то писать.

АНГЕЛ. Что? Не пишет?

ИВАН молча идёт на кухню. Возвращаясь оттуда, демонстративно держит карандаш. Садится за стол. Пишет. АНГЕЛ слева у плеча.

АНГЕЛ. В... моей... смерти... Ой ой! Там и на конце. Исправь. Смертииии... прошу никого... слитно. Слитно говорю. Не винить - раздельно. (Берёт лист, читает). Ну уже лучше. Надо добавить, что сам дурак.

ИВАН. Это и так понятно.
АНГЕЛ. Теперь перепиши красиво. А то я не уйду.
ИВАН (зло смотрит на Ангела). Хорошооооооо. (Начинает писать)

АНГЕЛ делает манипуляции с верёвкой. Пытается надрезать её.

ИВАН. Ты что делаешь?
АНГЕЛ (срывается) А ты? А ты??? Нельзя так! Это глупость! Ты одурачиваешь этим поступком всё! ВСЁ! Понимаешь? Надо выколотить из тебя эти мысли! (С ругательствами бежит на ИВАНА, начинает колошматить его с остервенением. Тот убегает. Некоторое время бегают по комнате)

ИВАН, уворачиваясь от ударов, хватает доску от сломанного стола и бьёт АНГЕЛА с размаха по лицу. Тот, как в фильмах Джеки чана, падает и не двигается. Долгая тишина. ИВАН замер.

ИВАН. Нет, нет, нет, нет... ты что умер? Эй, мужик. А ну вставай! (Толкает, проверяет  АНГЕЛА) Да чтоб тебя! Ты не можешь..! Это я должен был..! Ааааа!!! Да что за невезение?!

Звонит телефон.

ИВАН. Нет никого! (Звонок). Сказал же!!! (Звонок). Никого нет дома! (Звонок). Да заткнись же ты!!! (Звонок). И не перебивай!!! (Звонок). Хватит звонить!!! (Звонок). Так, ещё один раз... (Звонок). Разобью нахрен!!! (Тишина). Молодец. Так. Что делать?

ИВАН открывает балкон, смотрит вниз, возвращается в комнату. Балконная дверь открыта. Подходит к АНГЕЛУ. Смотрит то на него, то на балкон. Потом пытается поднять. Потом волочит, падает. Опять поднимается. Пытается катить. Тащит за ноги. У АНГЕЛА слетает ботинок, ИВАН опять падает. И так некоторое время. Затянуто и долго.

ИВАН (Неожиданно срывается). Да пошёл ты! (С разбега прыгает в дверь балкона).
АНГЕЛ. Стой! Не надо!!! (Срывается к двери. Возвращается). Дебил ,(бл@ть).

АНГЕЛ спокойно садится на диван, надевает ботинок. Потом идёт на кухню, ставит чайник. Идёт к столу, берёт карандаш, дописывает, проговаривая.

АНГЕЛ. Сааааммм дуууу раааак.

Идёт на кухню, возвращается с двумя кружками чая.

Попытка 3

Входит ИВАН с веточкой в руках.

АНГЕЛ. Чайку?
ИВАН. Не откажусь.

Проходит, берёт кружку. Сидят молча. АНГЕЛ прихлюпывает.

ИВАН. Не делай так.
АНГЕЛ. Как? (Прихлюпывает)
ИВАН. Так.
АНГЕЛ. Как так?
ИВАН. Не хлюпай.
АНГЕЛ. Хорошо. Вот видишь, я тебя слушаюсь. А ты меня нет. (Пауза). Не получилось, да?
ИВАН. Да...
АНГЕЛ. Хочешь поговорить об этом?

ИВАН сморит грозно-вопросительно.

АНГЕЛ. Всегда мечтал сказать эту фразу! Ну, как в Кино же! А тут и в жизни пригодилась. (Пауза). Может пойдём погуляем?
ИВАН. Я уже нагулялся.
АНГЕЛ (смеётся громко и резко. Прекращает). Вот видишь, не судьба тебе сдохнуть сегодня.
ИВАН. И тебе к сожалению.
АНГЕЛ. Шутник.
ИВАН. Я не верю в судьбу. Человек сам творит свою судьбу.
АНГЕЛ (ржёт). А я тогда зачем нужен?
ИВАН. Вот и я спрашиваю.
АНГЕЛ. Ну как я могу тебя отговорить не совершать тебя... Ну это...
ИВАН. Я понял.
АНГЕЛ. Ну и как? Что мне сделать?
ИВАН. Долг мой оплати!
АНГЕЛ. И всё?
ИВАН. Я много должен.
АНГЕЛ. Должен?
ИВАН. Должен.
АНГЕЛ. Много.
ИВАН. Чуть больше, чем дофига.
АНГЕЛ. Да вообще не вопрос! (Достаёт пачку денег) На!
ИВАН (берет, пересчитывает) Тут точная сумма всех моих долгов.
АНГЕЛ. Ну да. Это всё? Всего лишь деньги?
ИВАН. Ты коллектор! Выбивальщик долгов! Вот ты кто!
АНГЕЛ. Не понял.
ИВАН. Ты даёшь мне точную сумму! Так сказать объединяешь все долги, чтобы потом требовать возврата с большим процентом!
АНГЕЛ. Каким процентом?
ИВАН. Это я спрашиваю! Какой процент ты хочешь?
АНГЕЛ. Да не нужен мне процент! Мне даже возвращать не надо!
ИВАН. То есть ты просто так даёшь?
АНГЕЛ. Просто так! Как в мультике, помнишь? «А за что? Просто так!»
ИВАН (через паузу). Такого не бывает!
АНГЕЛ. Ну я даже расписки не требую!
ИВАН. Ты говорил, что ты ангел…
АНГЕЛ. Но самый.
ИВАН. Хранитель.
АНГЕЛ. Твой.
ИВАН. Мой. (Пауза).  Это ты постарался, чтобы я не разбился, когда с балкона сиганул?
АНГЕЛ. Нет. Это случайность. Или может правда я?.. кстати, как ощущения? Говорят прыгуны от разрыва сердца умирают, не долетая до земли.
ИВАН. Нет. Сердце выдержало. Я был так счастлив... всего несколько секунд. А потом это дерево. Я бился о ветки, как Винни Пух. И всего лишь больно ударился... Забирай своди деньги.
АНГЕЛ. Почему был счастлив?
ИВАН. Когда?
АНГЕЛ. Когда летел с балкона.
ИВАН. Думал, что хоть что-то доделаю до конца. Но не доделал.
АНГЕЛ. Ты же высоты боишься.
ИВАН. Боюсь.
АНГЕЛ. А как тогда прыгнул?
ИВАН. Понял, что боялся именно того что в конце падения. А теперь не боюсь. Хочу этого. А откуда ты знаешь, что боюсь высоты?
АНГЕЛ. Я ж ангел. Мне по должности положено.
ИВАН. Хреновая должность у тебя. Не благодарная.
АНГЕЛ. Так значит не из-за денег..?
ИВАН. В том числе.
АНГЕЛ. А зачем отказываешься? Ведь вот же! Часть проблем решается!
ИВАН. Ты не поймёшь. Помнишь игра была такая? Электроника. Советская. Ну погоди. Там волк ловил яица. Помнишь?
АНГЕЛ. Ну.
ИВАН. Но их много! Слишком много!
АНГЕЛ. Кого?
ИВАН. Яиц. То есть проблем.
АНГЕЛ. А! Аллегория!? Ну ну. Продолжай.
ИВАН. Деньги – это всего лишь одно яйцо. И вот я поймаю это яйцо. Но это всего лишь одна проблема! А их… много! Они валятся со всех сторон. Понимаешь? Слишком много яиц.
АНГЕЛ. Сделай яичницу!
ИВАН. А ещё можно просто выключить игру.
АНГЕЛ. Да ладно. Весёлая же игра.
ИВАН. Я – лишний человек. Не нужный Миру. А мир не нужен мне. Знаешь чем я занимаюсь?
АНГЕЛ. Знаю.
ИВАН. Статистикой! Грёбанной статистикой, которая никому не нужна! Её всё равно от балды рисуют!
АНГЕЛ. А родные, друзья?
ИВАН. Нету у меня родных! А друзья выливают на меня свои проблемы. И всё. А когда мне надо поделиться, они говорят: «не надо, не расстраивай нас».
АНГЕЛ. Ты уверен, что нет родных?
ИВАН. Уверен. Год назад я потерял любовь. Она говорила, что я - это худшее в её жизни. Я потерял эту любовь. А другую найти не могу. Да и не хочу искать.
АНГЕЛ. Потерял? Потерял??? Это что вещь какая-то? Блин, ну как вы не можете понять, как вы не можете дойти до этого.? Какую любовь вы постоянно ищите? Её не надо искать, она есть! Она живёт в каждом человеке! В каждом живом существе! Любовь невозможно потерять, да это правда. Потому что она есть. Она как свет, она как воздух… Любовь - это путь по которому можно идти! Выбрать путь любви, и всё. Да, дороги бывают разные. Иногда тропинки похожи одна на другую. Но это разные тропинки, это разные дороги, но путь один. И ты идёшь с человеком в одном направлении, в направлении любви по широкой дороге. Потом дорога начинает сужаться, превращается в тропинку, потом тропинка исчезает. И тебе кажется, что вот исчезла любовь, но нет направление осталось. А вы, потеряв тропинку, разбегайтесь. Но все равно каждый из вас двигается по своему пути любви. И на этом пути можно встретить другого человека! Который идёт тем же путём что и ты! Если вдруг когда-нибудь тропинка исчезнет, надо просто взяться за руки идти выбранным путём. А если вы всё-таки расстанетесь, значит у вас разные пути любви, и не надо переживать поэтому поводу и отвергать то что было. Ведь вы помогали друг другу на каком-то этапе на этом пути любви!
ИВАН. Это бред. Бред годный лишь для романтичных подростков.
АНГЕЛ. А ты ей звонил? Писал?
ИВАН. Нет.
АНГЕЛ. А может стоит ей позвонить?
ИВАН. Зачем?
АНГЕЛ. Ну хотя бы попрощаться.

Иван смотрит на телефон.

АНГЕЛ. Подсказать номер?
ИВАН. Я помню.

ИВАН берёт трубку, набирает номер. Долго стоит, слушая гудки.

ИВАН. Не берёт.
АНГЕЛ. Подожди ещё.

Ждут. ИВАН кладёт трубку.

ИВАН. Не судьба.
АНГЕЛ. А как же «человек сам творит свою судьбу»?
ИВАН. Сам. По этому пойду в ванную.
АНГЕЛ. Искупаться решил?
ИВАН. Ага. В водичке кровавого цвета.
АНГЕЛ. А вдруг опять не получится?
ИВАН. Получится. (Уходит)

Слышно, как набирается вода. АНГЕЛ нервно ходит по комнате, поглядывая на телефон. Потом на часы.

АНГЕЛ. Как ты там?
ИВАН (голос). Отстань.
АНГЕЛ. Ещё живой?
ИВАН. Пока да.
АНГЕЛ. Не передумал?
ИВАН. Нет.
АНГЕЛ. Точно?
ИВАН. Да.
АНГЕЛ. Передумай! А то будет поздно.
ИВАН. Нет.

Опять АНГЕЛ мечется по комнате. Смотрит на часы. Выдыхает. Плюхается на диван.

ИВАН (голос). Ты не ушёл?
АНГЕЛ. Нет.

Звонит телефон.

АНГЕЛ. Не хочешь подойти?
ИВАН (голос). Нет.
АНГЕЛ. Уверен.
ИВАН (голос). Да.

ИВАН выбегает с красными полотенцами на запястьях.

ИВАН. А вдруг это она?
АНГЕЛ. Это она.
ИВАН. И что мне делать?
АНГЕЛ. Человек сам творит свою судьбу.
ИВАН. Не смешно. Взять?
АНГЕЛ. Бери.

ИВАН берёт трубку.

ИВАН. Алё?
АНГЕЛ (зло пародирует). Ванечка, это я. Узнал?
ИВАН. Всегда шёл с ума от твоего голоса.
АНГЕЛ. Ты злишься на меня! Я знаю. Но прости меня!
ИВАН. За что?
АНГЕЛ. За то, что разозлишься ещё больше!
ИВАН. Тебя плохо слышно. Там кто-то орёт.
АНГЕЛ(своим голосом). Орёт.
ИВАН (не веря в услышанное). Кто?...
АНГЕЛ. Кто-то очень родной…
ИВАН. Чей?
АНГЕЛ. Нет конечно… я не злюсь…
ИВАН. Конечно нет! Я не злюсь! Как я могу злиться?
АНГЕЛ. Я… тебя… люблю…
ИВАН. Я люблю тебя!
АНГЕЛ. И не переставал… любить.
ИВАН. И не переставал любить не на секунду!
АНГЕЛ. Прости меня… прости…
ИВАН. И ты меня прости! Я приеду! Прямо сейчас… конечно я помню адрес!.. я еду! Еду!!! (Кладёт трубку)

ИВАН бегает по квартире, бинтует руки одевается.

ИВАН. Ты представляешь! Она позвонила! Она позвонила! Я должен ехать! У меня сын! СЫЫЫН!!! Это как же так!? Подожди… как быть с этим? (Показывает руки)
АНГЕЛ. Там ничего нет.
ИВАН. Как нет?
АНГЕЛ. Так нет.
ИВАН (смотрит на руки). Это ты сделал?
АНГЕЛ. Нет. Ты.
ИВАН (смеётся). Шутник!!! Спасибо!!! (Обнимает АНГЕЛА). Представляешь, сын!!! Надо купить цветы. Нет, нет. Скорее ехать. Сын. Мой сын! Вот я капуша. Меня ждёт сын.  А я копаюсь. Дурацкие штаны. СЫН! Я уже еду к тебе!

В это время свет уходит оставляя лишь верёвку видимой. И вырисовывающуюся тень силуэта, как продолжение верёвки. Восторженный ИВАН, одевшись, открывает дверь. А там просто свет.

ИВАН. Это что?
АНГЕЛ. Всё.
ИВАН. Что всё?
АНГЕЛ. Всё!
ИВАН. Как?
АНГЕЛ. Так.
ИВАН. Как так?
АНГЕЛ. Как-то так.
ИВАН. Как, как-то так???
АНГЕЛ. … Пойдём…
ИВАН. Я не хочу…
АНГЕЛ. Поздно. Я опоздал.
ИВАН. Куда опоздал!?
АНГЕЛ. Ты не передумал.
ИВАН. Передумал!
АНГЕЛ. Поздно. Время вышло. У меня было всего несколько секунд.
ИВАН. Для чего?
АНГЕЛ. Что бы ты передумал.
ИВАН. А когда я… ну…
АНГЕЛ. Когда сделал шаг со стула.
ИВАН. А звонки? Разговоры по телефону?
АНГЕЛ. Так могло быть. Если бы передумал.
ИВАН. А сын?
АНГЕЛ. Пойдём.
ИВАН. Нет…
АНГЕЛ. Пойдём.
ИВАН. Я не хочу!
АНГЕЛ. Давай...

Уходят.

Дверь закрывается. Темнота. Часы постепенно входят в обычный ритм.