На днях исполнилось сорок лет со дня выхода на экраны страны всенародно любимого фильма "Афоня". И вот ведь что занимает - почему так полюбилась эта картина многим поколениям зрителей ? Ведь, несмотря на весь свой юмор, фильм скорее грустный, нежели смешной . Да и сам герой картины , Афоня ,если честно, отнюдь не самый симпатичный персонаж . Мало того,что на протяжении всего фильма нам постоянно намекают, что он любитель хорошенько поддать ( хотя бутылки и появляются на экране всего лишь дважды),и к тому же уже приобретший характерные для злоупотребляющего алкоголем человека черты -хитрость , лживость, ,изворотливость, и общий пофигизм. Так нет же - авторы фильма настолько хотят вызвать симпатию к своему герою , заблудшему сантехнику -алкоголику с нежной и ранимой душой, что постоянно придают его образу загадочности , и устремляют его взгляд куда-то в далшь светлую... То есть, алкаш -то он алкаш, но не мы такие- жизнь такая. Однообразная малооплачиваемая работа , подбивающая на шабашки , унылый и скудный быт убежденного холостяка ,и даже служебная однокомнатная халупа с продавленным диваном , от которой он "сдаст ключи", когда уедет в деревню- все это наталкивает нас на мысль о "временности" такого существования . То есть наш герой вовсе не так и плох, как кажется вначале, он просто проживает не самый лучший период своей жизни, погрязнув в безысходности , и закоснев от одиночества.Борщов почти стоит в одном ряду с Онегиным, Чацким, Печориным и Обломовым. Афоня-это ведь практически классический "лишний человек", излюбленный русский персонаж.Он тоже пребывает в перманентном "сплине", тоже скучает... А в грезах ему мерещится совсем другая жизнь.Дом- полная чаща с "финской" раковиной, жена -красавица с толстой русой косой , и целый выводок детишек. И он сам -в роли положительного и заботливого отца семейства : " Учитесь , дети, учитесь...Без образования -то сейчас нельзя..."Но этого авторам фильма явно не достаточно, и чтобы окончательно убедить зрителя в скрытой положительности своего героя,достойного лучших чувств высокого накала, они придумывают трогательную историю, когда в Афоню без памяти влюбляется молоденькая медсестра Катя Снегирева,"кареглазая". Влюбляется совершенно без причины и мотивации , как это и бывают в столь юном возрасте . Впрочем , нет -очарованная им, для себя она придумывает оправдание для героя своего романа -для нее он и красивый , и добрый. Но мы то с вами знаем, что это не совсем так ! А вернее, совсем не так. Афоня не красивый ,не модный, а уж тем более, не добрый. Он имеет совершенно стандартную внешность среднего советского работяги , не очень опрятен ,от него не веет чистотой и здоровьем, и не пахнет дорогим одеколоном.Борщов-он и есть Борщов. К тому же он ведет себя не как опытный соблазнитель, рассыпающийся в комплиментах и целующий ручки молодой симпатичной особе.Афоне вообще не присущ мачизм. Скорее наоборот -он с присущим ему цинизмом и заученными остротами , прикинувшись "рубахой-парнем", начинает ловко "слезать с темы" , следуя давно заученному им алгоритму,и избавляясь от наивной девы , влезшей к нему в кровать, которая ну абсолютно не его "типаж" -Борщову нравятся взрослые дамы "корпулентных" форм. Так что же так вскружило голову Кате ? А вот с этого момента позвольте мне начать рассыпаться в комплиментах и авторам фильма ,и Леониду Куравлеву, виртуозно сыгравшему эту роль ,и прелестной Евгении Симоновой , так как они, может быть , намеренно, а может, и совершенно об этом не подозревая, создали исключительно правдивую историю почти по Фрейду, прямо таки энциклопедию по психоанализу. Тут надо признать, что юная Катя не является исключением- Афоня нравится женщинам. То ли тут играет роль присущее ему обаяние , то-ли все эти его шуточки -прибауточки :"Алле! Крокодил Гена слушает !Вот и созвонились." Он с легкостью охмуряет случайных знакомых (помните ту знойную даму на танцплощадке ? ) По Афоне уже как два года сохнет Тамара ( Нина Русланова) - вполне приличная дама с усталым лицом.У него даже есть свой "донжуанский список"- в минуты душевного (или похмельного ? )кризиса Афанасий достает потрепанную записную книжку, и , не особенно надеясь на удачу, обзванивает знакомых женского пола , большинство из которых уже не так легки на подъем , как влюбленная Катя, а некоторые и вовсе давно повыскакивали замуж.В оправдание Афони надо признать, что он вовсе не является коварным соблазнителем. Похоже, ему просто лень тратить свою энергию на охмурение дам, которые и сами , без особенных усилий с его стороны, летят "на огонек". А с наивной Катей и вовсе "по пьянке завертелось".Прилипла она к нему, как репей, ну что с ней поделаешь ? А вот тут снова потирает свои ладошки дедушка Фрейд. Ведь молодым девицам вполне хватает загадочного выражения лица и устремленных в потолок, грустных, как у спаниэля, голубых глаз, , чтобы такого себе навоображать!И в расписных красках придумать историю о несчастном, бедном, добром и умном принце, которого надо спасать, любить, и оберегать от злых мира сего, наставляя на путь истинный . Хорошо, что эти истории из жизни юных дев, большей частью, случаются все-же со счастливым концом, и вспоминаются потом, как страшный сон. А иначе трудно без содрогания представить, что ждет бедную Катю Снегиреву,поселившуюся со своим Афоней, который старше ее лет на десять, в полуразвалившемся деревенском доме.
И все же, как это знакомо :" Афанасий ! Мне кто-то звонил, я подумала, что это вы..."