Что в имени тебе твоём...

Станислав Климов
(из цикла "Моя Семья")

     У дедушки Коли и бабушки Маши от двух дочерей и двух сыновей было четыре внука и столько же внучек. Все, как у всех, все по неписаным правилам жизни. Своим детям дед дал имена в честь бабушек и дедушек, а уже им строго настрого наказывал не называть "в честь меня, моей старухи и наших умерших родителей своих деток". Сказал и сказал, наказал и наказал, да не все дети его послушали. Дочки постарше были, может, попокладистей или поумней, но не стали повторять семейных имён. Иринка, Светлана, Елена и я, вообще в честь какого-то виртуального маминого школьного друга Стасиком наречен. А сыновья, видимо, поупрямее, посамостоятельнее себя считали, родили по двое детей и повторили имена прадедов - Андрей, Дмитрий да Сергей... Одна Анютка не вписалась в их семейную глупость...

     Дед, конечно, первое время бурчал в бороду и усы, как узнавал имена внуков, вопреки его наказам, да разве когда-нибудь молодёжь слушала стариков? Увы...

     А однажды его слова были обращены уже к нам, его внукам, кто постарше, что бы мы не повторяли своих родителей:
     - Не стоит портить своим детям жизнь. Не называйте их в честь бабушек и дедушек. Помните у писателя Алексея Максимовича Пешкова (а дед его называл всегда только так и не иначе) слова были "Не надо в мою честь ничего нарекать. Творческий псевдоним я себе взял от того, что детство мое не сладкое было. Не обрекайте никого на такую же тяжёлую судьбу". Не послушали и что получили...

     Ладно, я не о своём родном и любимом городе, а...

     Помню эти его слова, сказанные в самом начале 80-х, когда по выходным их с бабушкой гостеприимный дом принимал за большим овальным столом четверых детей с зятьями и снохами. Он моментально наполнялся шумом и гамом весёлых и жизнерадостных голосов восеми внуков, не забывая слушать рев и наблюдать слезы обид самых маленьких. Нам было уже от 4 до 18 лет. Однажды дед и сказал эту фразу, которую я помню до сих пор. А тогда они были больше предназначены старшей внучке Иринке, моей двоюродной сестре, которой приспичило замуж выходить...

     Свадьбу назначили на День милиции, да тут скоропостижно скончался товарищ Леонид Ильич Бежнев и все пошло вверх ногами с разного рода запретами на увеселительные и праздничные мероприятия. Всесоюзный траур, однако...

     Правда, я опять не об этом, хотя, к слову, у этой самой Иринки вся жизнь потом пошла вверх ногами, не пойми что, так до самой смерти в неполные 50...

     Спустя полгода после свадьбы не стало моего любимого дедушки Коли, а еще через полтора и бабушки Маши...

     Иринка родила мальчика в конце 80-х и назвала его в честь умершего дедушки - Коля. Не прислушалась...

     Тем самым обрекла единственного сына на тяжелую судьбу. Когда папа с мамой разбежались, при живых родителях, бабушках да  дедушках с обоих сторон, мальчишка с семи лет стал никому не нужен и пошёл попрошайничать вместо того, что бы сидеть за партой в школе и играть с ребятами во дворе. Иринку за пьянки и гулянки лишили материнских прав, а при куче живых и здоровых близких родственников двенадцатилетнего мальчика отправили в детский дом. Несладкая жизнь к шестнадцати годам привела Кольку в тюрьму для "малолеток" за воровство. Парню хотелось кушать и он залез в хлебный магазин. В тюрьме ещё что-то с ним приключилось и к двум годам добавили несколько лет, переведя во взрослую. Вышел, правда, скоро, но с нарушеной психикой и... Опять никому не нужным...

     Да и сегодня моему двоюродному племяннику живётся не сладко, точно знаю...

     Вот и не слушай старших, называется. Совпадение? Случайность? Не думаю, ведь, цепь оных продолжилась и дальше...

     Новый век пришёл стремительно и начал косить моих братьев, как сочную траву на августовском покосе. Первым ушёл самый младший - Серёжка, повесился на качелях своей маленькой племянницы в огороде у бабушки. Диагноз - нарушение психики, как последствия участия в Первой Чеченской кампании. Затем ушёл Андрей - воткнул себе в сердце столовый нож, не захотел подставлять жену и двух маленьких  сыновей, проиграв крупную сумму денег в карты. Потом ушла от водки Иринка. И совсем недавно, в 44 года, так же от водки умер Димка. Приступ эпилепсии накрыл моего последнего братика у прилавка вино-водочного отдела магазина, он упал на кафельной пол и разбил голову. Смерть наступила мгновенно...

     Бедный наш и любимый дедушка Коля, он наверное не лежит спокойно в гробу, крутится, неуютно ему от произнесенных когда-то в кругу семьи слов...

     Такие дела семейные... Вот и не верь потом...

     Не знаю, какие Ангелы-хранители оберегают нас четверых - Свету, Аню, Ленку и меня, но... Они точно существуют, я в этом уверен... Что это, дедушкина защита оставшихся в живых внуков или опять совпадение? Возможно...

     Знаю точно, что мы с сестрой моей, Светланкой, дедушкин наказ в свое время исполнили и имена наших сыновей - Евгений, Денис, Илья и Никитка - так же, как и наши, не повторяют имён ушедших из жизни родственников. Древа обеих семей, папиной и маминой, собраны и изучены мною до середины 19 века... Нет там таких... А уж тем более Стасиков...

     Не ведяю про семью Светланки, а я своим сыновьям историю дедушкиного наказа рассказывал много раз. Пока все хорошо, внуки у меня Артёмка и Ромка... У сестренки внук Мишанька... Повторов нет!!!

     Дай Бог здоровья всем моим любимым и близким людям... Дай Бог здоровья всем, кто обратил внимание на мой рассказ, написанный с душой и от души...

     Почему-то захотелось написать его именно сегодня. С Покровом Пресвятой Богородицы Вас...

14 октября 2020 года