Что такое любовь?

Аншей Дин
Вопрос, ответ на который ищет человечество  в течение многих столетий и на который пытались ответить величайшие мыслители своего времени, что в первом приближении подтверждает Шевченко А.Ю. в Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук  «Любовь как условие целостности человека», обращая внимание на многогранность этого понятия, затрудняя создать определение в кратком изложении отражающее суть этого феномена, остаётся пока без краткого определения сути этого явления.
Приведём кратко историю этого вопроса, не претендуя на авторство, позаимствовав у автора этой диссертации предложенную информацию:
«Первые формы философского осмысления любви связаны с деятельностью античных мыслителей, среди которых необходимо выделить Парменида, Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона. Особое значение для постижения любви имеют труды Платона «Пир» и «Федр».
Этической стороне любви посвящены работы христианских мыслителей. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Максим Исповедник, Григорий Палама внесли неоценимый вклад в осмысление природы любви к ближнему (милосердия), побуждающей человека вести праведный образ жизни. Рационалистическое понимание любви представлено в сочинениях Бонавентуры, Фомы Аквинского. Философское осмысление куртуазных отношений, сформировавших средневековый культ служения «даме сердца», отражено в трудах А. де Шапелена и Г. де Машо.
В эпоху Возрождения любовь представлена как образец светской культуры в трактатах М. Фичино, Дж. Пико дела Мирандола, Дж. Бруно. Поэтическая философия любви, превозносящая возвышенность любовных переживаний, отражена в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо.
В Новое время любовь рассматривается в русле рационалистического мышления. Исследованию любви посвящены сочинения Р. Декарта, Ф. де Ларошфуко, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Стендаля. Особый вклад в разработку этики любовных отношений внесли немецкие мыслители Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах, Ф Ницше.
В XX веке в период появления философской антропологии, феноменологии, экзистенциализма, любовь как тема философской рефлексии приобрела особую актуальность. Вопросами любви интересовались такие философы, как М. Шелер, М. Бубер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет, Ю. Эвола, Ж.-П. Сартр, Г. Маркузе, Э. Левинас, Н. Аббаньяно и другие.
Наряду с западными исследованиями неоценимый вклад в развитие любовной проблематики внесли выдающиеся русские философы Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Б.П. Вышеславцев. Отечественным мыслителям удалось развить гуманистические традиции в понимании любви и связать присущую данному чувству эротическую энергию с идеей андрогинного понимания природы человека, целостностью его духовно-душевно-телесной организации.
Половой аспект любви рассмотрен в работах Н.А. Бердяева, О. Вейнингера, А. Лоуэна, В.В. Розанова, Г.С. Семеновой, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, З. Фрейда, Ю. Эволы. Исследованиями проблемы любви в гендерном контексте занимались И.И. Булычев, Э. Гидденс, И.С. Кон, С.В. Климова, Ю. Кристева, Н.Х. Орлова, С.А. Ушакин. Любовь как способ межличностного единения нашла отражение в философии З. Баумана, М. Бубера, В.Д. Губина, П. Куттера, Ф.Г. Майленовой, В.В. Мартынова, Х. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, Ж.-П. Сартра, Г.Я. Стрельцовой.
Характером переживаний, формирующих особое пространство взаимодействий внутри пары, отличается романтическая любовь. Данный концепт, раскрывающий чувственную сторону межчеловеческих отношений и задающий один из стандартов понимания любви, представлен в работах Р.Г. Апресяна, Э. Гидденса, Т. Смита (T. Smith), Г. Франкфурта (H. Frankfurt). Противоположной направленностью характеризуется так называемая «земная» или обыденная любовь, которая отличается от романтических отношений нацеленностью на достижение значимых для партнеров результатов. Обоснование концепта «земной любви» отражено в исследованиях Р. Джонсона, Р. Нозика (R. Nozick).
Существует целый ряд работ, посвященных анализу видов любви, различающихся в зависимости от избранного объекта. Исследованиями материнской любви занимались Б.Г. Ананьев, О. Вейнингер, К.С. Льюис, С.В. Петрушин, В.А. Рамих. Отцовская любовь представлена в работах С.И. Самыгина, В.А. Сысенко, Э. Фромма. Анализ любви человека к Богу был предпринят Н.А. Бердяевым, С. Вейль, К.С. Льюисом, П. Тейяром де Шарденом, П.А. Флоренским, С.Л. Франком, М. Шелером.
Исследования любви к себе содержатся в трудах Х. Ортеги-и-Гассета, Ю.Б. Рюрикова, В. Соловьева, Стендаля, Г.Я. Стрельцовой, М. Штирнера. Проблемы любви, понимаемой в качестве дружеской, товарищеской связи затронуты в философии Ф. Альберони, Р.Г. Апресяна, Р. Декарта, И.С. Кона, В.И. Стародымовой, Л. Фейербаха, И.А. Шмерлиной.
Наиболее значимые в философско-антропологическом аспекте работы, посвященные любви как характеристике целостности человеческого бытия, отражены в философии М. Бубера, Н. Гартмана, Э. Фромма, Г. Хенгстенберга, М. Шелера."
Если Вас утомила эта информация, я попытаюсь  дать более краткий, почти академический, ответ на вопрос: «Что такое любовь?»
Моё мнение:
 Любовь – это состояние страстного желания к духовному общению и к физическому контакту с предметом любви.
Духовное общение – это получаемое удовольствие от информации, исходящей от предмета любви и воспринимаемое всеми органами чувств человека без физического контакта (зрения, слуха, обоняния, работа мозга по оценке положительных эмоций от полученной информации).
Физический контакт – прикосновение к предмету любви, рукопожатие, объятия, поцелуи, сексуальные отношения, вкусовые ощущения, работа мозга по оценке положительных эмоций от полученной информации).
Предмет любви – физически существующий человек, животное или образ, воспроизведенный фотографией, картиной предмета любви или воображением мозга по оценке положительных эмоций от полученной информации, например - Бог.
В таком случае, образ созданный работой мозга верой в совершенство и непорочность Бога часто переносится на предмет любви с применением таких определений, как: божественный, обожествлённый («божественная женщина», «божественный напиток») 
Всё вышесказанное относится к эгоистическому, потребительскому отношению к предмету любви и является недостаточным для более полного определения с общественной точки зрения, определяющей степень готовности принесения в жертву своего эгоистического начала для проявления взаимного чувства со стороны предмета любви, часто определяемое общественной мерой, ценой жертвы (принесением в жертву собственной жизни, отказ от собственного удовольствия в пользу предмета любви,  создание положительных эмоций и реакций предмета любви).

© Copyright: Sheidin Anatoly (Anshay Din) 2020