Добрая память вам товарищ полковник

Александр Феоктистов
Знаете, как-то я замечал, что большинство хороших рассказов написаны людьми из своей памяти. Только единицы способны придумывать что-то новое. Да и вообще немногие способны писать рассказы. Не всем нужно это котобаюнство. Так вот, когда делать нечего, то мы порой любим послушать-почитать умиротворяющую болтовню, называемую задушевными рассказами. Это память, своя или чужая радует нервы. А все потому, что людям свойственно чаще помнить только хорошее, а плохое и больное чаще забывать.

Где их брать сюжеты для рассказов то? Только в памяти. А кто больше остается с ней один на один? Люди с ограниченной жизнью. Вдумайтесь, кто же больше живет прошлым и оно для него особенно ярко и счастливо?

Они это: Пожилые люди, больные прикованные к больницам, монахи в кельях, люди на больших сроках в тюрьме и колонии.

Эти люди в реальности чаще тихи и мало радуются и веселяться, ограниченны в передвижении и желаниях. Вот они у улетают в свои воспоминания от унылой обыденности сегодня. Нужно же хоть чем то радовать себя.

Вновь оживают эмоции, усиливаются разум, память, делаются выводы из старых ошибок. Жизнь, становится ярче, сказочней и проживается заново.

Сказка же от слова сказ! Байка!

Молодые люди чаще лелеют в будущем свои мечты и планы, люди же в ограничениях живут в ином времени. В прошлом и хорошо хоть это у них есть.

Лиши человека памяти и он станет никем. Когда мне становится тоскливо то, я вспоминаю добрых людей, которых я встречал когда-то на жизненном пути и пишу о них рассказы. Нет у меня особых ограничений в жизни, только порой тревожит не тщеславие, а недостаток общения. Потому-то я пищу рассказы. Не знаю - может быть я так вспоминаю, что еще жив.

Ну, да ладно закончил я нудное вступление. Теперь расскажу о того, о ком я сегодня вспомнил.

В голодные годы Перестройки совхозы начали понемногу давать людям земельные участки под дачи и приусадебное хозяйство. Получил ее и я, как работник бывшего моего родного совхоза. Я тогда работал ночным сторожем на травосушке и восстанавливался в академическом отпуске после травмы.

Давали по 6-15 соток. Мне дали 14, как работнику. Совхоз издал указ: Всем у кого больше 6 соток нужно отработать в совхозе бесплатно столько дней сколько лишних соток. Мне полагалось отпахать 8 дней.

Я пришел в тепличное хозяйство и получил в задание копать землю в огромной теплице. Со мной в пару поставили отставного полковника. Мужчину худого, очень грустного, лет 60ти. Ему предстояло отрабатывать 24 дня. Полковнику достался узкий, длинный участок 30 соток от матери в наследство и отказаться даже от части него он не мог - там было много строений.

Уж не знаю почему отставнику приказали отрабатывать наследство, но он человек не очень здоровый пошел спасать свою землю.

Сложность копания земли в теплице была в том, что там на глубине почти штыка лопаты проходила отопительная сеть из труб.

Лишнего копнешь - сломаешь лопату. Меньше копнешь - сорняки не вынешь все. А нам еще нужно было сорняки все руками выбирать и землю мельчить! Адский труд с непривычки. Вот и танцуй. Еще и поли от сорняков.

Условие отработки было таковым. Давали задание на 8 часой рабочий день, а там как успеешь. Примерно половину большой теплицы на двоих.

Мы копали с полковником каждый свой кусок и даже рядом не соприкасались.

Я выкопал свою долю часть за 4 часа. При этом мою работу постоянно приходил проверять бригадир. Он меня все время шутливо предупреждал: Найду корни или халтуру - будешь все перекапывать.

Мне-то что? Я деревенский. Мы привычные землю копать. Полковник же пыхтел и пыхтел, сделав втрое меньше меня.

Ну, так вот. Сдал я свою работу и было собрался уходить.

Бригадир принял работу и сказал, чтобы назавтра я отправлялся на другой участок. Тут мол все почти закончили.

Пошел я к выходу и оглянулся на согнутого, еле живого полковника, у которого чуть не заплетались ноги. Я вернулся к нему и предложил помочь. Он согласился, посмотрев на меня с надеждой.

Теперь мы копали вдвоем, но уже с перекурами. Он рассказал все мне свою службу и про свою ушедшую мать. Рассказывал, что карьеристом не был. Честно служил. Прошел всю армейскую дорогу от лейтенанта. Прошел и не канцелярской штабной крысой, а много где бывал и даже участвовал. Вот теперь списали его по здоровью. Вот наследство. Он и не знает зачем оно ему. Отработка эта. Для дочки только старается.

Вскопали мы остаток часа за 2. Еще раз тщательно все пробороновали.

Я простился с полковником тепло. Он сказал мне: Сашко! Всегда приходи в гости ко мне, если будешь в наших краях. Без тебя бы я тут загнулся. Ты хороший человек. Работаешь усердно и из тех про кого говорят: Коль любить так королеву, коли красть так миллион, коли пить так водку с перцем, коль любить так уж всем сердцем! Всего себя отдаешь работе.

Я вспоминаю его слова по сей день. Миллионы я не крал, а работе вот всего себя отдавал и конечно любил только королев.)

Жаль мы больше не встречались.

Хлопнул он меня тогда по плечу, пожали мы руки и я пошел домой собираться в ночную смену и в большую жизнь.

Больше я его не видел. На другой день я отрабатывал свои сотки уже на другом участке, а через 2 дня незаконные рабские отработки вообще отменили.

Прошло много лет. Товарищ полковник, если живы, то привет вам).

Вот так порой вспомнишь простого человека и на душе теплеет, хотя рассказ-то в общем почти ни о чем.