Экзистенциальность существования

Антон Мордвинов
Личная TARDIS доступна каждому.

Любой способен путешествовать во времени. Да, буквально любой. Большинство пользуются базовым умением перемещения во времени, даже не подозревая об этом. По умолчанию, все перемещаются из прошлого в будущее, не задерживаясь в настоящем. Настоящее мелькает настолько незримо, что мгновенно становится прошлым. Выходит, что воспринимается настоящее уже как воспоминание, что-то только что произошло, попало в оперативную память, где с этим можно взаимодействовать.

Некоторые могут путешествовать и в других направлениях, например, в прошлое. И вновь в этом механизме задействованы воспоминания, ведь объективного прошлого не существует, оно основано на личном опыте, свидетельствах очевидцев, записях, памятниках истории. Более того, даже личные воспоминания уже не отражают полной картины, поскольку были восприняты сквозь призмы осведомлённости, эмоций, точки зрения, интерпретированы и поняты в соответствии с понятиями и приоритетами. Что уж говорить о чужих воспоминаниях, которые не только точно так же воспринимаются и интерпретируются, но и искажаются в процессе многократных изложений, прежде чем будут восприняты.

Путешествие в прошлое осуществляется погружением в воспоминания, чему в некоторых случаях может способствовать тёплая ванна, уютное кресло, мягкий диван. Можно путешествовать как в собственное прошлое, переживая его события вновь и вновь, так и в исторические события при помощи книг, фильмов, любых источников исторической информации, способных возбуждать фантазию. Фантазия является обязательным условием свободного перемещения во времени, в отличие от базового, неизбежного пути в будущее. Надо всего лишь отвлечься от сиюминутного и погрузиться в волнующие события, читая о них, слушая или вспоминая.

Аналогично можно путешествовать в будущее. Различие заключается в том, что прошлое определено относительно знаний о нём, а будущее может быть каким угодно. Поэтому, при путешествии в будущее долгосрочная память, хранящая воспоминания прошлого, будет задействована в меньшей степени, зато фантазия будет работать в полную силу. Свободному путешествию в будущее способствуют фантастические произведения, материализованные в книгах, кинофильмах, телесериалах. Также, можно создавать и собственные картины будущего, всё ограничивается неограниченностью фантазии.

При должном абстрагировании от сиюминутной действительности, описанные способы путешествий во времени ничем не отличаются от материальных. Сознанию в общем безразлично, оно получает информацию как извне, так и изнутри, таким образом формирует собственную действительность, в которую может поверить. Спорное на первый взгляд утверждение доказывается простыми наблюдениями: люди склонны искренне переживать события, в которые погружаются в воспоминаниях, читая  исторический или фантастический роман, слушая увлекательный аудиоспектакль или даже музыкальную пьесу. Происходит погружение в действительность, порождённую сознанием под воздействием внешних раздражителей точно так же, как и наяву.

Подобно Доктору, настоящий, уважающий себя путешественник во времени не может себе позволить что-либо изменить в прошлом, ибо возникнет временной парадокс, случится коллапс настоящего. Желающим исправить прошлое следует воздержаться от путешествий. Менять собственное будущее волен каждый, независимо от того, путешествует ли он только вперёд со скоростью пешехода во времени, либо мчится в TARDIS, куда душа пожелает.

***

Когда кукожит от стыда.

В бытовой обиход из жаргона малолетних вошло модное словечко - "кринж". Как часто бывает, слово является калькой с английского слова "cringe", буквально означающего съёживание, скукоживание. А ёжит или кукожит употребляющих это слово от стыда. Стыд сам по себе неплох в малых дозах, иногда отрезвляет, но речь не о стыде за собственные слова или поступки, а за чужие.

Ситуация весьма забавная: бесстыжим и наглым вдруг за кого-то становится стыдно. Неужели уровень общественной ответственности резко подскакивает у высказывающих чувство стыда, когда они наблюдают за тем, как некто иной делает нечто более мерзкое, чем обычно делают они? Крайне сомнительно. Да и почему вдруг кому-то должно быть стыдно за кого-то другого? Вероятнее всего, о стыде за чужие действия говорят чаще всего потому, что это вдруг стало модно, таким образом как бы демонстрируется собственное моральное превосходство. При этом не обязательно испытывать какие-либо чувства относительно критикуемой ситуации, достаточно просто ввернуть "кринж", комментируя или обсуждая.

С другой стороны, вспоминаются бабушки-дедушки, которым за внуков всегда было стыдно перед соседями, перед прохожими, перед близкими или совершенно посторонними людьми. Их стыд понять было можно, они старались воспитать внуков по образу и подобию, как их воспитали, как они уже воспитали своих детей. У пожилых людей особенно чуткое отношение к молодёжи, которая не оправдала их надежд, не окупила затраченных усилий. Старикам стыдно за лохматых, раскрашенных, за тех, которые одеваются согласно представлениям меркантильных модельеров, говорят и ведут себя без оглядки на окружающих. Им и вправду было стыдно за подрастающее поколение.

Но за что может быть стыдно ровесникам касательно сверстников? Ведь сейчас принято декларировать то, что никто никому ничего не должен, а значит, каждый волен вести себя как заблагорассудится. И всё же, молодёжи стыдно за других представителей своего поколения. И стыдно им, на самом деле, за себя. За то, что им тайно нравится то, что делают другие, такое, чего они сами позволить себе не способны. В этом случае "cringe" сочетается с "guilty pleasure" - тайным, постыдным удовольствием.

Есть ещё одно объяснение. Некоторые могут говорить друзьям о том, что им за них стыдно, побуждаясь страхом быть отвергнутыми своей компанией даже за молчаливое одобрение деятельности своих друзей, которые по той или иной причине не вписываются в компанию. И это тот случай, когда совсем не стыдно за то, за что должно быть стыдно. Такие заявления не вызывают ответного стыда за их страх, а, всего лишь, жалость и сожаление. Хотя, пускай их кукожит, не жалко.

***

Принято считать, что друзья - это приятели, проверенные временем и деяниями. И верно, за время дружбы можно человека рассмотреть поближе, оценить его мотивы, стремления, соотнести интересы. Также считается, что у друзей должны быть общие взгляды на мир, близкое мировосприятие.

Со временем людям свойственно меняться, развиваться, становиться иными или даже деградировать. И когда друзья меняются в разных направлениях, их пути расходятся дальше. Прежние увлечения уже теряют значение, цели меняются. И это нормальное явление, когда люди становятся более разными, но продолжают друг к другу тянуться. И если притяжение взаимное, происходит обмен опытом, знаниями, взглядами, что вновь сближает.

Но бывают и такие личностные перемены, которые без добровольной коррекции препятствуют поддержанию дружеских отношений. Пропадает терпимость к иным взглядам, исчезает стремление к взаимному познанию и взаимопониманию. Начинаются взаимные обвинения, ищется повод для ссоры. Позиции укрепляются в непримиримости.

Некоторое время такое состояние проходит пассивно, накапливая раздражение и разочарование. И вдруг становится очевидным то, что друг больше не ценит общения, не ищет встреч. Более того, ведёт себя избегающе по отношению к другу. И это тоже ещё может быть терпимо, как явная, но ещё не острая стадия заболевания.

Обострение наступает тогда, когда друг отказывает в поддержке, обесценивает слова и деяния друга, грубо критикует и унижает его ценности, открыто не уважает. Тогда становится мерзко от осознания того, сколько было принято решений, повлиявших на дальнейшую жизнь, выработано предпочтений, пережито совместных событий и взаимных влияний. Тогда прошлое становится тяжкой ношей, воспоминания гнетут. Растёт отвращение ко всему, что было связано с человеком, столько лет считавшимся другом.

Но прошлого не изменить, банально - но факт. Да и незачем его менять. Прошлое даёт бесценный опыт, являя собой фундамент дальнейшего существования. Исторгнуть из себя всё то, что было связано с бывшим другом практически невозможно, а если и удастся отчасти - только обеднит. Следует принять как факт - друга больше нет, но он был. И в те светлые времена всё было иначе, друзья составляли единую ценность, совместная деятельность имела значение. Теперь же следует идти дальше своим курсом, сбросив тех, с кем более не по пути, как балласт. Тогда будет легче идти к своим целям, когда их ценность не ставят под сомнение люди, называвшиеся друзьями.

***

Парализующий страх не позволяет обратиться с просьбой. При лёгкой форме поражения страхом, просьба извращается в робкий вопрос, который строится по формуле "можно, пожалуйста ... ?". Вопрошающий уже не просит, а проявляет удивительную двойственность самоунижения и неосознанной манипуляции. Унизительным, в данном случае, является сочетание допущения того, что вдруг может оказаться, что нельзя и псевдовежливого применения "волшебного слова". А скрытая даже от скромного просителя манипулятивность кроется в том, что на вопрос "можно?" в большинстве случаев трудно ответить "нельзя".

И дело ведь не в том, что люди склонны к бытовому мазохизму или управлению сознаниями окружающих, а только в страхе получить отказ. Применяя различные по форме, но одинаковые по эффекту словесные формулы, люди будто перестраховываются от неудовольствия, которое они могли бы испытать в случае отрицательного ответа на их запрос.

При более тяжёлом угнетении страхом, вопрос и вовсе не задаётся. Люди продолжают бояться отказов, всячески избегая вопросов. Боятся и остаются в неведении, сохраняют уютные заблуждения, не покидают зоны комфорта. Страшен отказ грубый, разрушающий наивное представление о доброжелательности окружающих, ставящий под сомнение адекватность самооценки. Особенно страшен грубый отказ от значимых персон. Такой отказ способен разрушить идеализированный образ авторитетного человека, нанести глубокую рану в виде вынужденной переоценки суждений и вещей, связанных с ним. Грубый отказ способен разрушать глобальные планы, испортить отношения, глубоко разочаровать.

На самом деле, сам по себе отказ вовсе не страшен. Он, всего лишь, обозначает развилку в алгоритме действий, указывает направление следующего шага. "Если не А, значит Б или В". Если сделать над собой усилие и абстрагироваться от эмоций, сопровождающих процесс принятия решений, можно оценить отказ хладнокровно, по-деловому. Отказ - значит отказ, найдётся и другой путь достижения цели. Даже если отказ высказан грубо - не беда, это всего лишь даст повод для переосмысления значимости конкретной персоны. С близкими немного иначе, но тоже не фатально. Близким грубость можно и нужно прощать, как прощают они неадекватные слова в свой адрес.

Не надо бояться отказов, страх безотказно сковывает и ограничивает число вариантов.

***

  Ранним октябрьским утром стояла ясная и тёплая погода. За окном буро-жёлто-зелёными мазками писали прощальный пейзаж листья каштанов. День обещал быть приятным, предвкушение долгожданной встречи наполняло силами, оттесняя ослабевающие объятия сна. Плотно позавтракав, варил в дорогой сердцу турке кофе, периодически любуясь беззаботной игрой солнечных бликов на увядающих листьях.

Вдруг взгляд притянула сцена, сперва показавшаяся занятной, но, при внимательном рассмотрении, пугающая. У стены противоположного дома кот игриво ходил следом за голубем. Казалось бы, обычный городской сюжет, межвидовая борьба в иерархии пищевой цепочки. Но был один нюанс, заставивший с замиранием сердца пристально наблюдать за развитием драмы. Голубь не улетал. Он не мог улететь. Кот подходил, а голубь отбегал. Голубь никак не мог взлететь без хвоста. Вместо картины равновесной борьбы хищника и возможной жертвы, каждый из которых обладает собственными уникальными тактическими преимуществами, назревала кровавая сцена растерзания беззащитного существа.

Пока действие разворачивалось на открытой сцене, можно было видеть то, что несмотря на природные наклонности, кот не нападает. Действующие лица буквально играли в догонялки. Но вот они скрылись под припаркованным автомобилем, от чего стало по-настоящему жутко - оттуда выйдет живым только один, известно кто. Из оцепенения вырвало шипение сбежавшего на конфорку кофе. С трудом преодолевая сковывающий ужас, перекрыл газ.

Уже ни на что не надеясь, вновь взглянул в окно, и буквально пошатнулся от ударной волны внезапной радости - из-под автомобиля вышли оба! После такого финала настроение не только вернулось в фазу расцвета, но и вспыхнуло яркими бутонами. Оказалось, не всем необходимо убивать друг друга, некоторым хочется просто мирно поиграть в меру своих наклонностей. День был спасён.