Первый Ключ к Модульной школе Ратушного

Алексей Ратушный
Есть два Универсума чистого разума – Пространство и Время.
Сегодня мы будем рассуждать о Времени.
Человек отличается от других разумных тем, что он способен предвидеть.
То есть видеть до того, как можно что-нибудь реальное разглядеть.
Рассмотрим основную ситуацию в учебном заведении.
Занятие запланировано на отрезок времени А-В
Преподаватель не вышел на занятие и оно не состоялось.
Таким образом Основная ситуация включает в себя ряд обстоятельств.
Учебную группу прибывающую на занятие ко времени А.
Преподавателя не прибывающего ко времени А.
Аудиторию, в которой планировалась встреча группы с преподавателем.
На этот момент я обратил внимание еще в пятом классе своей родной второй английской школы.

На стене висело под стеклом красиво заполненное расписание занятий старших классов.

А внизу, на стекле ютились маленькие бумажки с рукописным на скорую руку реальным расписанием занятий на сегодня. Эти бумажки - прямоугольнички втыкали в щель между стеклом и рамой, в которой это стекло держалось. Эти квадратики до сих пор стоят у меня перед глазами.

Потому чтио видел я их ежедневно – они были неистребимы!

Постепенно я научился понимать эту тайнопись жизни школы.

Основная причина всех коррекций расписания была проста: преподаватель заболел и не вышел на работу.

Бывало и круче – преподаватель умер. Преподаватель вышла замуж и её увезли в другой город или в другой конец страны. Преподавательницу убили или еще хуже.

Но в девяносто девяти случаях из ста это был элементарный грипп или что-нибудь вроде почек.

Иногда – случалось и такое, но не афишировалось – беременность со всякими побочными эффектами.

Таким образом еще в школьные годы я эту ситуацию для себя изучил довольно досконально.

Чтобы на занятия не явился целый класс или – учебная группа – например только девочки из класса или только мальчики из класса – такого моя детская память не просекла.

Вот сам я лично ушёл из школы в январе последнего года обучения. Просто бросил её, написав трактат о двойке и предвзятости педагога её ставящего.

У меня был личный конфликт с Еленой Дмитриевной – биологом школы.

Она на мой взгляд преподавала не интересно.

Всё что она рассказывала я знал еще во втором классе.

Кстати и логарифмической линейкой я успешно владел там же.

И потому ежеурочно она поднимала меня с вопросом выучил ли я заданный параграф а я честно и холодно признавался, что не выучил и не собираюсь этого делать.

И тут в секции лёгкой атлетики мой любимый тренер Валерий Иванович Никитин спросил меня: «»Сколько у тебя двоек в школе?» С ответом я не затруднился.

«Пока не исправишь – здесь не появляйся!» жёстко сказал мне мой личный высший авторитет.

Да! Валерия Ивановича я ценил выше и великой Веры Павловны Петрашень и всех своих наставников по шахматам во Дворце пионеров и школьников. А в шахматы нас учила целая группа выдающихся педагогов. Михаил Сергеевич Соловьёв был сподвижником величайшего специалиста – Виктора Голенищева! Орест Аверкин был восходящей звездой шахматного искусства в СССР. И остальные были им под стать! Свердловская школа шахмат справедливо считалась одной из сильнейших в России и в ней уже зажглась звезда Людмилы Сауниной!

Но Валерий Иванович – в прошлом замечательный барьерист и я еще застал его фантастический бег облизывающий барьеры, его потрясающую технику атаки прямой высоко поднятой ногой опасного препятствия на пути спринтера, - был вне конкуренции. Для меня его насупленные брови или его насмешливая улыбка значили больше, чем самые авторитетные внешне специалисты.

В общем я просто ушёл из школы. Тренироваться стал сам по собственной программе составленной в стиле рекомендаций Артура Лидъярда.

Например так: ежедневный объём не менее двадцати пяти километров.

Утром десять-пятнадцать километров легкий кросс по городу.

Вечером отрезки по тысяче метров с ускорением за три двадцать – три двадцать пять с заминочным бегом в четыреста в промежутках от пяти до восьми и общий лёгкий кросс – два-три километра в зависимости от самочувствия. Всю зиму, весну и начало лета я чётко выполнял этот план и вторая английская школа встала на уши.

Ко мне пришёл отец Володи – бит-музыканта из бит-группы нашего класса (Леня Морозов, Вова Кузьмин, Юра Пучинский и Юра мещеряков – «Кентавры», которым я уже тогда писал песни).

Он был авторитетом и возглавлял Родительский комитет в школе. Он предложил мне сделку со школой: меня тихо выпускают с тройками в аттестате без разборок и взаимных претензий, а я честно посещаю выпускные экзамены на которых сидят представители роно, гороно и иных организаций. Никого в школе не интересует мой реальный результат. Тройки мне гарантированы.

По этому случаю второго мая я выступил на ежегодном массовом кроссе, где взрослые бежали вместе с юношами восемь километров по улицам Малышева и Ленина от УПИ до Центрального стадиона. Старт на Площади 1905 года под памятником Ленину и финиш там же. В районе Центрального стадиона я осмотрел вяло бегущую толпу и резко пошёл в одиночку в отрыв. Поначалу на меня никто не реагировал и я спокойно уходил от пелетона всё дальше и дальше. В районе Центральной гостиницы меня догнала машина телевидения и был задан вопрос: до конца выдержишь? Я недоуменно развел руками – типа не вижу причин сбавлять темп.

В общем меня снимали персонально вплоть до разворота на площади перед зданием УПИ, где меня догнала наконец раскочегарившаяся группа из пяти бойцов-удальцов и вплоть до Главпочтамта мы шли вместе. Сзади более не было близко никого. Начиная от середины Плотинки начался жесткий финишный спурт. Двое от меня оторвались на десять и пятнадцать шагов. Остальные отвалились. Так я стал третьим в области, что для юноши было совсем не хило. Ведь это был забег на взрослую дистанцию. Через год я стану чемпионом Краснодара в беге на три и пять километров.. И там была пара-тройка молодых легкоатлетов способных со мной состязаться. Но в целом для мальчика пришедшего в марафон «для здоровья» это было очень даже прилично.

Потом был перевернувшийся трамвай перед первым «договорным» экзаменом и со школой я расстался, как мне тогда хотелось «навсегда».

А потом была жизнь.
И в ней Основная ситуация в учебном заведении стала моим профессионализмом.
Рассмотрим её на графике.
Завуч как правило узнаёт о невыходе преподавателя за полчаса до начала занятий.
Иногда узнаёт только в момент начала занятия.
Иногда минут за десять-пятнадцать.
В общем это аварийная ситуация.
И в этой ситуации завуч начинает оперативно менять расписание под конкретную ситуацию.

Кажется совершенно немыслимым предусмотреть все конкретные ситуации и потому текущее расписание занятий всегда импровизация завуча, которая опирается на «здравый смысл» и свой опыт.

Между тем никто не задаётся другим вопросом: а что означает изменение расписания для ученика?

Мне довелось быть тем самым учеником, кого это касалось непосредственно ежедневно почти пять лет! И я не забыл! Я просто это помню!

С точки зрения Условий Договора между Школой и Учеником школа нагло и бесцеремонно нарушает взятые на себя высокие социалистические обязательства.

Среди требований, предъявляемых школой к ученику есть безусловное требование выполнения домашних заданий. Поэтому на выполнение домашних заданий ученик тратит время. И вот время он потратил, задание выполнил, а обязательной оценки его работы дома нету!

Никто не проверяет выполненную работу. Никого не интересует, что он сделал дома. А ведь было не просто «обещано»! Было «гарантировано»! И гарантом выступает государство!

Но продолжим разбирать ситуацию.

Завуч звонит преподавателю истории:

- Не проведёте ли урочек в девятом «гэ»? – у нас Анна Юрьевна приболела.

А ведь преподаватель к этому занятию реально не готов!
Урок должен состояться через день. В другое время. В другом месте.
В кабинете химии исторической карты нет.
Надо быстро собраться, наспех бросить кусочек сальца в рот и бегом в школу!
А ведь намечалось посещение стоматолога и библиотеке, поскольку сегодня методический день!
Девятый класс к уроку истории не готовился и реально не готов.
Педагог к этому уроку не готовился и тоже к нему не готов.
Завуч с примчавшегося на аварийную замену преподавателя строго уже не спросит, и сам педагог ведёт урок через пень-колоду, лишь бы удержаться в неких мифических «рамках приличия». В итоге падает всё: и качество занятия, и дисциплина учащихся и самоуважение преподавателя».

И Договора Школа, по существу, полноценно не выполняет.

Если расписание занятий нестабильно, нестабилен в первую очередь ученик.

Если расписание недисциплинированно, то откуда взяться дисциплине у ученика?

Срывы в расписании занятий гарантируют срывы в поведении учеников.
Нарушения в расписании занятий ведут к нарушениям в выполнении учащимися своих обязанностей в школе.

Расписание занятий – главный воспитатель в учебном заведении.
И есть структура в мире, которая с этим не просто согласна, а именно на этом и построена.
Это армия. Целый ряд элементов в армии выполняются в режиме нон-стоп.
Именно неукоснительное соблюдение этих элементов воспитывает защитника Отечества, формирует его глубокую дисциплинированность и ответственность.
Чисто юридически всё решается просто: в случае срыва одного урока директор школы немедленно освобождается от занимаемой должности, завуч превращается в простого преподавателя и более к работе в качестве завуча не допускается. Родителям детей выплачивается государством установленная фиксированная сумма за сорванное занятие.
Если занятие срывает класс, то устанавливаются виновные и из родители выплачивают государству компенсацию в размере той же фиксированной суммы, помноженной на число учеников, прибывших на занятие в классе.
Необходимо простым Законом запретить изменять утвержденное в августе расписание занятий в течение учебного полугодия.
Утвержденное расписание занятия должно оглашаться ученикам как минимум за неделю до начала занятий.
По существу, вместо импровизаций сколь угодно опытного завуча ПОСЛЕ возникновения основной ситуации, вводится система мер, гарантирующих проведение урока ДО основной ситуации.

Формируются предметные модульные группы педагогов.
Расписание занятий составляется не по преподавателям, а на модульные группы
В случае невыхода преподавателя А, его заменяет преподаватель Б из той же модульной группы.
В случае невыхода преподавателей А и Б урок ведёт преподаватель В из той же модульной группы.
Формируются общегородские методические объединения, в которые включаются все преподаватели города, в том числе и пенсионеры. Если модульная группа в школе на карантине, уроки ведут резервные педагоги модульного объединения.
Отдельную группу составляют наиболее универсальные преподаватели высочайшего уровня, и в случае кризиса преподаватели универсалы проводят гибнущее занятие.
Модульные группы имеют в резерве выпускников и договорников, которые готовы провести падающий урок.
В арсенале школы находятся заготовленные пакеты электронной версии падающего занятия.
В пакете поурочных общедоступных планов имеются резервные вставочные занятия в случае критической ситуации. И это далеко не весь перечень и далеко не весь арсенал школы.
Скорее небо рухнет на землю, чем сорвётся запланированное занятие.

Вместо завуча вводится должность Диспетчера расписания, задача которого – стабильность расписания и в его арсенале целый пакет техник замены не вышедшего на работу преподавателя.
В школе номер четыре города Урая такая должность была введена и показала свою эффективность!