Как начиналась Школа Старшеклассников в Урае

Алексей Ратушный
Итак. Краха Ратушного  не случилось. И тогда ему дают новое абсолютно невыполнимое задание.
Невыполнимо оно было сразу по многим параметрам. В первую очередь по срокам.
Но присмотримся к тексту этого выдающегося документа.

№15  от 26.01.1989

«О школе старшеклассников»

В соответствии с Концепцией и Программой эксперимента «Интегрирование учебно-воспитательного процесса в условиях УПВО» предусматривается открытие школы старшеклассников на базе УПК г. Урая.
Для разработки конкретного проекта организации школы
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.За счёт средств планируемых на школу старшеклассников установить единицу руководителя проектной группы с окладом завуча средней школы.
2.Назначить руководителем проектной группы тов. РАТУШНОГО А.А. учителя истории СШ №4 с 1 февраля 1989 года сохранив за ним руководство эксперимента в СШ №4 и 9 часов истории.
3.Тов. РАТУШНОМУ А.А, укомплектовать состав творческой группы из активистов проявивших себя во время проведения ОДИ-1 и ОДИ-2.
4.Оргпроект школы предоставить на рассмотрение горсовета по народному образованию к 15 апреля 1989 года.
5.Назначить временно исполняющим обязанности директора школы старшеклассников тов. ВИНОГРАДОВА Ю,.Ф. без отрыва от исполнения обязанностей директора УПК.
6.Директору школы старшеклассников тов. ВИНОГРАДОВУ Ю.Ф. в хо


Таким образом планировавшийся ещё Вторым Приказом «вынос тела Ратушного» не состоялся и тогда ему решили вырыть яму поширше и поглубже.
Во-первых его не освобождают от руководства ЛЭП «Школа №4».
Никакого эксперимента в школе не продолжается.
Эксперимент свёртывается.
Но 26-го января никто дразнить педагогическую общественность, явно поверившую в Эксперимент, не собирался.
Людей инициативных растащили на более мелкие общегородские проекты.
Все, кто надо, попали в приказы по надбавкам и занялись конкретикой.
Завуча школы, явно симпатизирующую эксперименту перевели в штат школы старшеклассников.
Типа: справились там, справляйтесь и здесь.
Школа старшеклассников постепенно и очень системно становилась «Кавказом» эксперимента!
В неё ссылали, как на убой, подобно тому, как сослали на Кавказ в своё время Лермонтова.
Куркин сам в Школу старшеклассников не верил.
Он исходил из того, что эксперимент провалится и поскольку все виновные уже назначены, останется предоставить общественности справочку о виноватых и понесших справедливое… а школы вернуть в первоначальное состояние.
И «искать другие формы» в порядке «эксперимента».
Но дымовую завесу на полгодика-годик создать можно!
А там и в Москву в качестве руководителя уже Системы экспериментальных площадок.
Таков был замысел.
Но был и просчёт.
Активного молодого директора школы номер пять явно недооценили.
И уж совсем странна недооценка «учителя истории СШ №4».
Но на всякий случай ни с кем не советуясь Куркин опубликовал в местной газете «Знамя» свой проект «Школы старшеклассников» типа «Кушайте и не подавитесь!»
Эта публикация мистическая!
Учащимся старших классов было предложено самостоятельно выбирать себе предметные области для изучения в выпускных классах!
Эта публикация шла резко в диссонанс с текстом процитированного пятнадцатого приказа.
В приказе мне предлагалось разработать конкретный проект, а в публикации проект более чем конкретный был уже опубликован. Напоминаю – я был командирован в Москву к доктору архитектуры В.И. Степанову. Для проработки идеологемы целого комплекса Модульной школы города Урая.
Каким чудом руководитель группы разработчиков должен был, находясь в Москве, руководить творческой группой в которую он физически не успевал никого набрать, и при этом контролировать развитие ЛЭП СШ№4 и вести девять уроков истории в неделю – оставалось неясным. ЛЭП – локальная экспериментальная площадка – термин предложенный Ратушным и внедрённый в Эксперименте в Урае.
А к 15 апрелю проект Школы старшеклассников уже требовалось положить на стол Куркина.
Мы конечно помним, что мартовские каникулы заканчивались первого апреля, а с первого апреля «учителю истории СШ№4» предлагалось решить задачу запуска модульной школы на базе школы №5.
Подведём сухие итоги этого момента.
Ратушному предлагалось одномоментно
1.В рекордные сроки прописать конкретный проект Школы старшеклассников
2.При этом удовлетворить творческий вклад в этот проект в виде публикации Руководителя, где учащимся предлагалось выбирать себе индивидуальные учебные планы.
3.Продолжать руководить Модульной школой в школе №4
4.Вести девять уроков истории в неделю в четвёртой школе
5.Выехать на две недели в Москву в лабораторию архитекторов для работы над проектом зданий комплекса Модульной школы в Урае.
6.Вести конкретную работу со старшеклассниками в городе Урае уже обеспечивая набор заявлений о приеме в проектируемую школу старшеклассников.
7.Составить теоретически невозможное модульное расписание занятий в четвёртой четверти для Школы №5. При этом три завуча школы и опытнейшая А.В. Андреева уже пробовали и уверяли Куркина, что это невозможно!
И на всё это отводилось время с 1 февраля по 31 марта, а проект школы старшеклассников к 15 апреля!
Любую из шести поставленных задач не был в состоянии выполнить ни один разработчик в России.
Говорю это с глубоким знанием дела.
Это был административно-командный приговор к увольнению за «несоответствие служебному положению».
От москвичей ожидали примерно такой реакции: «вы зачем нам присылаете слабоумного»?
Где-то в глубине души они свято верили, что уж в Москве то не станут стесняться в выражениях.
Не учли самой малости.
Алексей Алексеевич был влюблён в архитектуру с младенчества. Дядя Миша и его первая супруга работали в отделе архитектуры облисполкома и Алексей обожал ватманские рулоны с чертежами проектов зданий и сооружений. Сам до восьмого класса всё чертил и чертил свои собственные проекты общественных и жилых зданий… Любил Ле Корбюзье и восхищался его идеями. Преклонялся перед творчеством Посохина. Собирал книги об истории архитектуры. И собирался сам стать именно архитектором!
Доктор архитектуры Валентин Иванович Степанов с большим интересам отнёсся к идеям и разработкам юного «коллеги». Родились ТРИ ВАРИАНТА комплекса для Урая именно под модульную технологию Ратушного. Из Москвы Ратушный вернулся победителем. Модульную школу в пятой школе Урая за пять суток спроектировал и с первого апреля запустил. Испытание расписания прошло без заминок. Уроки не срывались. Двух поточный односменный режим был налажен. Претензий к разработчику здесь не было. Проект школы старшеклассников к 15-ому апреля лёг на стол руководителя Всесоюзной экспериментальной площадки.
В школу уже было подано более трёхсот заявлений и они продолжали поступать.
Уроки в четвёртой школе он все как и положено, провёл. Детей оценил. Необходимые документы по ЛЭП подготовил и представил. В школе сохранялись режим и расписание занятий, велся дневник эксперимента.
В проекте  школы старшеклассников было найдено фантастическое решение проблемы выбора учащимися разных учебных планов.
Увольнять «учителя истории СШ№4 было не за что. Но ставку завуча сократили, группу проектировщиков распустили и разработчик фактически повис в воздухе оставшись к моменту майской тарификации без должности, без нагрузки и без зарплаты. Для начала его отправили в малооплачиваемый «отпуск» но это было больше похоже на предложение отправляться «куда подальше».
Четвёртой школе шёпотом намекнули, что скоро никаких Ратушных в Урае уже не будет.
Естественно, шепоток дошёл и до меня.
Лето катилось своим чередом. Я исследовал на самом себе состояние приговоренного к изгнанию. Куркин держал многозначительную паузу и тут у него наметилось осложнение.
Выяснилось, что Школа старшеклассников «не запускается»! Предлагалось всем завучам города, но каждый изучив выборы детей отказывался со словами: я не самоубийца.
Общим был вывод: это невозможно!
И тогда Куркин вынужден был наступить на горло собственной песне.
Он дотянул до конца августа и вот 25 числа пригласил меня и спросил: чего я хочу, чтобы согласиться на невероятное. Я перечислил четыре пункта:
1.Группа истфил – моя до выпуска и полностью делает то, что скажу я.
2.Мой проект утверждается безоговорочно и в полном объёме.
3.Я получаю должность заместителя генерального директора УПВО на год.
4.Я обучаю группу истфил по своей программе нескольким дисциплинам.
Куркин не мог мне отказать.
На момент моего согласия в Школе старшеклассников обеспеченность помещениями была меньше 52 процентов. Штат педагогов имел недокомплект сорок процентов.
Первого сентября школа открыться не могла уже физически.
Расписание под такое количество выборов детьми никем и никогда ранее в СССР не составлялось.
Впервые именно в Урае прозвучало «с легкой руки Ратушного» слово «мультиплет», и название «мультиплетное». Именно в Урае были сформированы первые блассеты.  Именно в Урае было показано, насколько гибким может быть планирование стабильных расписаний.
Мультиплетное расписание занятий продержалось весь год и изменить его не смогли ни разу!
Это была фантастика. 15-го сентября 1989 года я спел ученикам Школы старшеклассников изменившимся (сорванным) голосом свою любимую песню. Но допеть её на открытии уже был не в силах. Попробую выложить здесь. Если получится.
Вот запуском знаменитой Школы старшеклассников Урая мы и завершим в целом первую часть рассмотрения Приказа номер пятнадцать по Всесоюзной экспериментальной площадке в городе Урае Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.