Багряный след на Волге

Алекс Нефедов
 
Сегодня завершил работу над лонгридом, который посвящён 350-летию кровавой резни в Астрахани, устроенной лютыми разинскими казаками.
Публикую фрагмент. Полную версию читайте в журнале "Чудеса и приключения" №11/2020.

Почти пятьсот лет назад на высоком холме над Волгой появилась мощная крепость, которая должна была защищать город Астрахань от заморских супостатов. Но твердыня чаще становилась в центре внутренних противостояний. Самая кровавая драма разыгралась в стенах кремля ровно 350 лет назад – во время восстания Степана Разина.
На Заячьем бугре
Спустя всего два года после присоединения в 1556 году Астраханского ханства к Московии в низовьях Волги, на высоком Заячьем бугре, окруженном топями и болотами, военным инженером - «городельцем» дьяком Разрядного приказа Иваном Выродковым была заложена деревянная крепость. В плане она получила форму треугольника, вытянутого вершиной на юго-запад. В период правления Иоанна IV Грозного по инициативе боярина Бориса Годунова – с 1582 по 1589 годы деревянная крепость была заменена на каменную. Для строительства использовали прочную татарскую плинфу, которую привозили из развалин золотоордынских городов. Стены и башни завершались двурогими зубцами - «ласточкиным хвостом». Астраханский кремль отличался новейшей для того времени системой организации "огненного боя". В стенах, помимо традиционного нижнего пушечного – «подошвенного» боя, была устроена не применявшаяся ранее в русском крепостном зодчестве дополнительная линия среднего боя. Но, строители не отказались и от традиционных приёмов - с внешней стороны стен были устроены косые отверстия – «варницы», предназначавшиеся для обливания неприятеля горячей смолой и кипятком. Толщина стен башен Астраханского кремля достигала 3,5 м. Всего, согласно первоначальному плану, Астраханский кремль имел восемь башен, из которых до настоящего времени сохранилось три проездные и четыре глухие.
На протяжении веков Астраханский кремль был неприступной твердыней на юго-восточной границе государства и с ним связан ряд исторических событий: крымско-турецкие походы на Нижнюю Волгу в XVI веке, «Смута» в начале XVII столетия, когда в кремль на некоторое время захватил атаман Иван Заруцкий и находящаяся при нём легендарная Марина Мнишек, восстание Степана Разина и стрельцов в 1705-1706 годах. А ещё - Персидский поход Петра I и образование Каспийской флотилии в XVIII веке, наконец - укрепление границ государства и вхождение в состав России территорий Кавказа и Средней Азии.
Щедрые разбойники
Весной 1667 года около Царицына появился отряд в шестьсот человек «голытьбы» во главе с казаком Степаном Разиным. Выйдя к Волге, они начали грабить купеческие суда, нагруженные бесценными заморскими товарами. Степан Разин делил добычу между своими казаками и теми крестьянами, которые присоединялись к его войску. Затем был успешный с точки зрения казаков-разбойников Персидский поход. Летом 1669 года разинские суда подошли к Астрахани. Уставшие и голодные, но нагруженные добром, возвращались казаки из Персидского похода. Они стремились они попасть домой - на родной Дон. На их пути стояла Астрахань. Горожане сами открыли ворота и впустили казаков. Народ открыто приветствовал атамана. Залп пушек с первого русского военного корабля «Орел», недавно совершившего путь с подмосковной государевой верфи в селе Дединово по Оке, а затем по Волге для охраны торговых караванов на Каспийском море и стоявшего в те дни в Астрахани, прогремел в честь проходивших мимо разинских стругов. «…Казаки расположились станом под Астраханью, откуда толпами ходили в город, одетые все до того роскошно, что одежда самых бедных была сшита из золотой парчи или шелка. Разина можно было узнать только по почету, который ему оказывали, потому что не иначе, как на коленях и, падая ниц, приближались к нему» - так описывал впоследствии это событие очевидец - голландский парусный мастер Ян Стрейс с корабля «Орёл».
Сопровождаемый толпами народа, Степан Разин часто ходил по улицам города, разбрасывая золотые дукаты. А его казаки на площадях, улицах, в кабаках и на базарах за бесценок отдавали дорогостоящую добычу – восточные ткани, дорогую посуду, ценные украшения. Сам воевода Прозоровский не утерпел и выпросил у атамана огромной цены соболью шубу. Молва гласит, что Разин, нехотя отдавая воеводе шубу, обронил ему: «возьми шубу, да не было б шуму!». Позднее, во время допроса Разина летом 1671 года, царь Алексей Михайлович направил в Тайный приказ собственноручную записку с требованием выяснить « …о князе Иване Прозоровском и о дьяках, за што побил и какая шюба?».
За две недели пребывания в Астрахани атаман снискал удивительную популярность. «Только и говорили о Разине, прославившемся своей смелостью и смотрели на него, как на необыкновенного человека», писал Ян Стрейс.
Кровавая резня
Осенью 1669 года Степан Разин с казаками пошел вверх по Волге к Царицыну и весной следующего года взял его штурмом. Оставив в городе 500 донских казаков, Разин отправился вновь в Астрахань. Опасаясь штурма, воевода Прозоровский договорился с капитаном «Орла» Давидом Бутлером об оказании помощи в обороне, даже щедро одарил голландца и произвёл в подполковники. С корабля на стены кремля были перенесены все пушки. Началось томительное ожидание и переговоры, которые так ничего и не дали.
Атаман решился на штурм, тем более, что в ночь на 22 июня 1670 года в самой Астрахани началось восстание. Жители помогли казакам проникнуть в город: «Астраханские же изменники тех воров на городские стены принимать стали, … дворян и сотников и боярских людей и пушкарей начали рубить в городе прежде казаков сами», писал один из очевидцев. Когда, наконец, и разинцы проникли в кремль, то воевода Прозоровский и дворяне из его окружения немедленно были сброшены с Раската - высокой многоярусной башни, стоявшей посередине кремля.
Шкипер Давид Бутлер в своих записках, одна из глав которой названа «Ужасная резня в городе Астрахани» (перевод на русский мы цитируем по: «Русский архив», 1880 г. Книга первая, с. 116 – 122), не скупится на красочные подробности истязания казаками астраханских дворян и духовенства. В течение нескольких дней в городе «не проходило и минуты, в которую бы кого-нибудь не лишили жизни, изрубив на части или повесив за ноги». Сам Бутлер был схвачен разинцами. В ожидании получения выкупа за капитана, назначенного ими в размере 500 франков, голландца раздели, связали по рукам и ногам. «Они бросили меня, пишет Бутлер, - совершенно нагого в яму, где жабы и многие подобные им животные ползали по мне всю ночь…». По описаниям Бутлера, разинцы во главе с атаманом предавались в Астрахани беспробудному пьянству и соревновались между собою в жестокости. «9 июля воткнули крюк в бок секретарю…и повесили его вместе с сыном Гилянского хана на столбе, на котором они через несколько дней умерли. После того на стене кремля повесили за ноги двух сыновей воеводы, из которых одному было 8 лет, а другому 16… Затем старшего сбросили с башни, с которой за несколько дней до этого сброшен был отец».
Гибель «Орла»
21 июля 1670 года Разин с ватагой в 1200 человек покинул Астрахань, но оставил в городе своих доверенных людей. «В его отсутствие, как и при нем, резня продолжалась, и не проходило дня, в который не было умерщвлено более 150 человек». В дни бунта «Орёл» был брошен у пристани на произвол судьбы неподалеку от стен Астраханского кремля. По официальной версии, озвученной с печати в 1831 году с молчаливого согласия императора НиколаяI, «трусость голландского капитана, кораблём сим начальствовавшего, была причиною, что он взят был Стенькою Разиным и сожжен». В ходе экспедиции «По следу «Орла»», организованной два года назад Издательским домом «Чудеса и приключения» автору этих строк удалось собственными глазами увидеть в фондах Астраханского краеведческого музея корабельные пушки, которые были обнаружены во время реставрационных работ на территории кремля. Конечно, однозначно утверждать, что именно они были сняты стрельцами с палубы корабля и установлены на крепостных стенах – невозможно. Но…
Жестокое возмездие
В начале июня 1671 году в столице на лобном месте совершилась казнь пленённого Степана Разина. Но Астрахань с её мощными оборонительными сооружениями, располагающая большим запасом оружия и боеприпасов, оставалась в руках казаков и превратилась в их опорный пункт. К тому времени в городе был жестоко казнён митрополит Астраханский и Терский Иосиф, многие священники, почти все не успевшие бежать дворяне и их домочадцы.
Наконец, осенью 1671 года к Астрахани подошли войска воеводы И.Б. Милославского, посланного царем для подавления восстания. Два с половиной месяца осажденные защищали Астрахань. Таяли ряды защитников, всё меньше оставалось у них боеприпасов, опустели продовольственные склады, начался голод. Среди повстанцев возникли разногласия.
Ставленник Разина – атаман Федор Шелудяк 20 ноября 1671 года разорвал в присутствии круга приговорную запись, в которой астраханцы клялись идти войной на Москву, на «изменников-бояр». Уничтожение этого документа означало, что восставшие освобождались от данной ими клятвы. Боевой дух был сломлен и 27 ноября 1671 года царские войска вошли в город. И вновь полилась кровь. Началась расправа над восставшими. В один из застенков была превращена Артиллерийская башня кремля, которая до сих пор называется ещё и Пыточной. Очевидец этих событий голландец Л. Фабрициус так описывает те мрачные дни, когда следствие над разинцами был назначен вести боярин князь Я.Н.Одоевский: «Свирепствовал он до ужаса: многих повелел кого заживо четвертовать, кого заживо сжечь, кому вырезать язык из глотки, кого заживо зарыть в землю. И так поступали как с виноватыми, так и с невинными.… После такого длительного тиранства не осталось в живых никого, кроме дряхлых старух да малых детей».