Кругосветка. На юг

Савельев Михаил
  Шли мы со скоростью от четырёх с половиной до двенадцати узлов (морских миль в час), очень редко - быстрее. Проходя, в зависимости от погоды стоящих задач, от 200 до 500 миль в сутки. Морская миля – 1852 метра или 1 минута по меридиану, а 60 миль – 1 градус, так как двигались мы, на данном этапе, почти строго на юг, то изменение широт было заметно невооруженным глазом: по ежедневному подъёму температуры воздуха и океана, по изменению луны и звезд на небе и некоторым другим признакам.
  Скоро кондиционеры (благо они были) заработали на полную мощность. Больше хотелось пить и стоять под прохладным душем. В связи с изменившимися условиями, проявились новые грани морской специфики: отношение к имеющимся ресурсам и отдельно к пресной воде.
  Вода в походе особая статья. Её ценят и берегут. Для питья выдают в бутылках, есть несколько кранов с питьевой водой в коридоре, в кают-компании, в медицинском пункте и в столовой команды. Из всех остальных кранов и душевых течет вода техническая, а в гальюнах используется забортная.  Пополняются запасы воды в портах и специальными опреснителями на борту. На нашем судне хоть и говорили: «варим воду», но для опреснения океанской воды использовали каскад фильтров и наномембран, получая вполне качественную воду для гигиенических нужд, «холодным путём». Помывка пресной водой, по распорядку, полагалась раз в неделю; работникам столовой и некоторых вахт много чаще. При высокой температуре окружающей среды прямо на палубе работал душ из забортной воды – всегда можно было освежиться.
Лично, пару раз, «принимал душ» из вод небесных, во время сильных ливней, выходя в плавках на вертолётную палубу.
  Расход воды, как и расход топлива, рассчитывался каждый день и доводился на служебных совещаниях. Случались и моменты напряженные, в таких случаях, с экипажем, проводились убедительные беседы о необходимости экономии. Потому, чрезвычайных ситуаций и отключения воды за все время удалось избежать.
  Теперь мы начали и в течение всего похода, когда позволяла погода, продолжили: два раза в день, по часу, ложиться в дрейф. Называлось это «гидрологическая станция» или, проще - «гидрология»: служба океанографических измерений опускала за борт специальные приборы для исследования океана, извлекая из пучины ценные научные данные.
  Весь остальной экипаж, в это время, делился  на рыбаков и зрителей. Снасти для ловли в океане, были далеко не у всех, но все с удовольствием фотографировались с экзотическими обитателями, поднятыми из глубин на борт. Рыбаки пойманных кальмаров варили, съедобную рыбу солили, замораживали и жарили. Не годную к употреблению, отпускали.
  Самые красивые и необычные экземпляры, оказывались, как правило, на свободе.