Трагедия офицеров России. Часть 1

Александр Щербаков 5
Я уже не первый раз обращаюсь к теме офицерских кадров в России. Как известно из истории, первоначально офицеры в Российской империи состояли из дворян,  которым были даны земли и крепостные крестьяне в обмен на то, чтобы они по тревоге могли выставить несколько солдат во главе с собой в рать князя  для защиты своих рубежей или для нападения на соседей.  В царской России появилось первое профессиональное войско – стрельцы. Но и они часть времени посвящали домашним делам – возделывали землю, убирали урожай.  Наконец, при Петре Первом появились войска, у которых не было других задач, кроме как воевать. Как положено, командирами, или офицерами, являлись дворяне, или наиболее приближенные к императору, типа Александр Меньшикова, или снискавшие славу в сражениях. Служить в армии было обязанностью каждого дворянина до определенного возраста.  Потом к службе в армии прибавилось требование к дворянам гражданской службы в различных министерствах, в управлениях и т.п.  Император Павел своим указом разрешил дворянам этого не делать, и наступила вольница для многих отпрысков дворянских родов. Но, так или иначе, в начале ХХ века офицерский корпус в России состоял  преимущественно из дворян.  Но Русско-японская война, революция 1905 года внесла изменения в офицерский состав армии царской России.

На весну 1914 года русский офицерский корпус насчитывал около 44 тысяч человек (в т.ч. 1,6 тысяч – Отдельного корпуса пограничной стражи и 1 тысяча - Отдельного корпуса жандармов, а так же несколько сот офицеров, занимавших должности по гражданскому ведомству). Дворяне составляли 53,6%, почетные граждане – 13,6%, выходцы из духовенства – 3,6%, из купечества – 3,5%, из податных сословий – 25,7%.

По национальному составу на 1912 год офицерский корпус на 86% составляли русские (великороссы, малороссы, белороссы). Иудеи офицерами стать не могли. Среди генералитета традиционно было много немцев. По различным подсчетам, каждый шестой из полных генералов в 1912 году был немцем. На весну 1914 года в армии было 1574 генерала.

Производство в офицеры осуществлялось при выпуске из училища или за отличия. Кадровое офицерство было неоднородным. Преобладали выпускники военных училищ, для поступления в которые необходимо было окончить кадетский корпус.

В результате увеличения требований к юнкерским училищам и их перевода в 1910 году на трехгодичный курс разница в образовании выпускников военных училищ и юнкерских почти нивелировалась.  Однако осталась существенная разница в воспитании, поскольку семь лет кадетского корпуса основательно формировали характер будущего офицера и его мировоззрение.

Традиционно, образование, полученное в военных училищах, характеризовалось оторванностью от практики, схоластичностью, вниманием к излишним деталям, но  полевых занятий было крайне мало. При этом подготовка офицера стоила государству больших денег – 5000 рублей в ценах 1908 года.

Для ускорения карьеры необходимо было окончить военную академию. Офицеры гвардии продвигались по службе быстрее, чем армейские офицеры. А звания офицеров гвардии и армейских офицеров не были равнозначными. Так, например, будущий президент Финляндии  Манергейм, будучи русским офицером, ротмистром Кавалергардского полка, командиром  учебного эскадрона Офицерской кавалерийской школы, в ходе русско-японской войны 1904-05 гг. решил отправиться на фронт, для чего перешел из гвардии в обычную пехотную часть и стал подполковником 52-го драгунского Нежинского полка. А ведь ротмистр – офицерский чин русской кавалерии, соответствовал чину капитана в пехоте и других войсках. Т.е. офицер гвардии соответствовал офицеру армии на два звания выше.

Важную роль играл вопрос омоложения командных кадров. Пополнение и убыль ежегодно составляли от 2,5 до 3,5 тысяч человек.

По данным на 1912 год
37,1% - офицеры в возрасте до 30 лет;
32,2% - от 30 до 40 лет;
21,4% - от 40 до 50 лет;
8,7% - от 50 до 60 лет;
0,5% - старше 60 лет.

Среди генералитета
13,9% генералов были старше 60 лет;
66,9% - от 50 до 60 лет;
18,4% - от 40 до 50 лет
0,7% - от 30 до 40 лет.
Генералов в возрасте до 30 лет не было.
51,3% - большинство штаб-офицеров были в возрасте 40-50 лет;
37,2% - меньшинство - 50-60 лет.

На 1914 год
Среди командиров корпусов около 10% составляли лица старше 60 лет;
Среди командиров полков – 27,7% офицеров старше 50 лет
По образовательному уровню накануне Первой мировой войны
6,7% офицеров окончили академии:
48,2% - военные училища;
43% - юнкерские училища;
2,1% - гражданские учебные заведения.

В силу чрезвычайно низкого образовательного уровня населения страны, малой численности офицерского корпуса и специфики профессиональной деятельности, офицерство, по сути, было замкнутой на себе корпорацией. Кадровые офицеры были традиционно чужды политике. Корпоративность офицерства была определенной гарантией лояльности командного состава  верховной власти. Выходцы из непривилегированных слоев общества, сумевшие посредством военной службы улучшить свое положение в обществе, дорожили офицерским статусом. Среди кадровых офицеров особняком выделялись генштабисты и офицеры гвардии, позиционировавшие  себя как элиту офицерской корпорации.

В июле 1914 года в офицера было произведено еще около 5 тысяч человек – обычный летний выпуск училищ и прапорщики запаса этого года, которых из-за надвигающейся войны не уволили в запас, а оставили в армии – в предвоенное десятилетие прапорщиков запаса производилось в среднем примерно по 2 тысячи в год.

После мобилизации, за счет поступивших из запаса и отставки офицерский корпус увеличился до 80 тысяч. Уже в ходе войны, 1 октября 1914 года был произведен досрочный выпуск общевойсковых училищ (набора 1913 года) и 24 августа и 1 декабря – досрочные выпуски специальных училищ (набора 1912-13 гг) – всего 3,5 тысяч человек. Все были выпущены еще подпоручиками. Первый сокращенный выпуск общевойсковых училищ, произведенный 1 декабря 1914 года, дал еще более  4 тысяч офицеров –прапорщиков.

Российская империя не имела подготовленного запаса командных кадров на случай большой войны. В стране сохранялось традиционное общество с относительно немногочисленным слоем людей, обладающих хотя бы средним образованием, что обусловило сложность с подготовкой квалифицированных командных кадров в военное время.

Кадровое офицерство уже в начале войны понесло тяжелые потери. Потребности армии в командном составе покрывались масштабным ускоренным производством офицеров военного времени (в чине прапорщика).

 Уже осенью 1914 года был введен ускоренный 4-х месячный курс подготовки офицеров пехоты и кавалерии и 8-ми месячный для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск. Значительные потери, которые понесло кадровое офицерство в начальный период войны, привели к тому, что стало практиковаться массовое производство в офицерский чин по образованию, а также за боевые отличия.

Потребности фронта диктовали последующие изменения в подготовке офицеров. Так, низкая убыль кавалеристов и казаков привела к тому, что курс подготовки прапорщиков был увеличен до года.

А вот в пехоте напротив – уже с октября 1914 года стали создаваться школы подготовки прапорщиков с 3-х месячным курсом обучения. Всего было создано 53 таких школы, включая 13 временных, созданных на один выпуск.

Офицеры военного времени представляли собой весьма специфический социальный строй.  Социальная база прапорщиков была крайне разнородной и менее корпоративно замкнутой. Существенно различались квалификация, уровень подготовки и даже возраст производимых в офицерский чин, многие из которых до этого не связывали свою жизнь с военной службой. Острая нужда в командных кадрах и ограниченность кадровой базы – людей, имеющих хотя бы среднее образование – стали причиной, что уже в 1915 году возрастное ограничение для поступления в школу и прохождение обучения с последующим производством в первый офицерский чин было повышено до 43 лет.

Офицером военного времени мог стать не нюхавший пороха выпускник университета или, например, участвовавший во многих боях, но необразованный, простой казак, выслуживший унтер-офицерское звание, а затем за боевое отличие произведенный в офицеры. Неслучайно в годы войны получило распространение сатирическое стихотворение: «Раньше был я дворником, звали все Володею. А теперь я прапорщик – ваше благородие!»

Офицеры и солдаты в подавляющем большинстве носили мундир всего только несколько месяцев, а то и несколько недель. Ни те, ни другие не получили надлежащего военного образования и воинского воспитания. Проведший трехнедельный, в лучшем случае – двухмесячный курс обучение в запасном полку солдат попадал под команду офицера, прошедшего столь же поверхностное учение в школе прапорщиков или на ускоренном курсе военного училища.

Между кадровыми офицерами и офицерами военного времени существовало определенное отчуждение. В то же время, несмотря на определенную социальную близость солдатской массе, прапорщики, в особенности произведенные из унтер-офицеров, нередко стремились дистанцироваться от прежних товарищей и даже увлекались рукоприкладством по отношению к нижним чинам, что для новоиспеченных офицеров было относительно безопасно в тылу, но в ходе боевых действий было смертельно опасно.

Вот что писал Кирсовский А.А.: «Хуже было с офицерами военного времени. Большая часть прапорщиков – случайного элемента в офицерских погонах – не сумела надлежащим образом себя поставить. Одни напускали на себя не принятое в русской армии высокомерие и этим отталкивали солдата. Другие безвозвратно губили себя панибратством, попытками популярничать».

Социальный состав офицерского корпуса в ходе войны значительно изменился и уже в самом начале войны свыше половины офицеров военного времени были выходцы из крестьян, мещан и почетных граждан. В отличие от кадровых офицеров, офицеры военного времени были гораздо хуже подготовлены к управлению войсками, а потому в своей массе никак не могут быть причислены к военным профессионалам.  Это обстоятельство обусловлено тем, что офицеры для успешного выполнения своих должностных обязанностей требовалось иметь хотя бы общее среднее образование, без которого военное образование получить чрезвычайно трудно, а для большинства – нереально.

Первые выпуски 1914-1915 годов, имевшие в качестве контингента высокообразованный курсантов, давали в основном вполне состоявшиеся командные кадры. Но по мере длительности войны во времени, база имеющих хоть какое-то образование быстро исчерпывалась, и качество будущих офицеров военного времени падало от набора к набору. В результате свыше половины офицеров военного времени не имела даже среднего образования, и уже в 1916 году пришлось вводить проверку свежепроизведенных офицеров на грамотность – посредством диктанта – и умственного развития – посредством написания автобиографии. По мере снижения образовательного уровня офицерского корпуса падала престижность офицерского звания и его авторитет среди низших чинов.

Однако, чем сильнее истощался слой образованных людей в Русской империи, падал уровень образование поступающих в офицерские школы, тем больше возрастало количество новопроизведенных офицеров, было решено увеличить выпуск хоть каких-то офицеров. После Февральской революции 1917 года был снят запрет на производство в офицеры иудеев. В конечном счете, право на производство в офицеры получил любой солдат, побывавший на фронте более четырех месяцев.  В результате нередкостью стали офицеры, обладавшие лишь низшим начальным образованием, а то и вовсе едва грамотные.

Массовое производство в офицеры продолжалось до осени 1917 года, когда был достигнут сверхкомплект офицеров, в связи с чем прием в школы прапорщиков был прекращен.  Однако, несмотря на сверхкомплект офицерского состава, свыше половины офицеров военного времени обладали менее чем полугодичным опытом даже пребывания на фронт, не говоря уже об участии в боях,  а потому к началу Гражданской войны в России значительная часть офицеров военного времени вообще не имела никакого боевого опыта.

Таким образом, русский офицерский корпус подошел в Гражданской войне не в качестве монолитной кастовой корпорации, а в качестве объединения социальных групп, причем неравноценных в смысле квалификации и имеющегося опыта.  К октябрю 1917 года в русской армии было по разным подсчетам от 307 до 320 тысяч офицеров, из которых порядка 260 тысяч составляли офицеры военного времени.  Основную массу офицеров составляли слабо подготовленные, подчас плохо образованные, и часто не  имеющие боевого опыта, а также должной мотивации, офицеры военного времени.

Продолжение следует