Напутствие

Вероника Пятченко
Стоял апрель - тёплый, солнечный, радостный! Вообще эта весна была какая-то особенная! Настроение было хорошее. Дела в школе шли хорошо. Ники любила школу, своих одноклассников, она вообще любила учиться. Она любила весну! Хотя к занятиям в школе прибавились ещё весенние работы в саду, в школе на участке. Вот так и в эту субботу ребята должны были прийти в школу для того, чтобы привести в порядок школьный двор и приусадебный участок.
И от этого тоже было радостно на душе! Всё преобразовывалось, обновлялось вокруг - природа как будто прихорашивалась, люди улыбались. Вот и в школе теперь будет красиво.
Работы сегодня предстояло много - нужно было подмести школьный двор, вычистить все уголки, побелить деревья, собрать в кучи мусор. На помощь были приглашены, конечно, и старшеклассники. Вообще народу у школы было много - все что-то делали, суетились, смеялись. Тут и там были слышны весёлый разговор, крики, смех… Работа спорилась быстро, потому что учителя умело всё организовали. Усталые, но счастливые, стали расходиться по домам. Все, кроме Ники. Она шла домой какая-то грустная с поникшей головой.
Во дворе дома её встретил папа. На его вопрос, как у неё дела, Ники ответила, что всё нормально и, не останавливаясь направилась в дом. Папа, заподозрив неладное, окликнул её:
- Дочь, что-то случилось?
- Нет, - растерянно ответила девочка, не останавливаясь.
- Посмотри, как я сегодня сад наш прибрал, - папа пытался привлечь внимание дочери.
- Да, хорошо, - только и ответила она.
- А вы в школе закончили?
- Да.
- А почему ты такая грустная? - не отставал папа.
- На меня Юля сегодня обиделась, - сообщила Ники.
- За что же?
- Она пришла позже всех. А Галина Алексеевна уже разделила нас на группы. Юля попала в другую группу. Мы с девочками уже работали, когда она пришла.
- Ну, что дальше?
- Она подошла ко мне и сказала, что хочет, чтобы я перешла в группу к ней. А я сказала, что мы же уже работаем. Группы по три человека. Если я уйду, то в нашей группе останется только два человека. Она сказала, что я должна поменяться с кем-нибудь, чтобы мы оказались вместе.
- Так, а почему она с кем-нибудь не поменялась, она же позже пришла? - спросил папа.
- Не знаю, она сказала, что я должна в нашей группе спросить, кто хочет поменяться? А мы уже кучу мусора сгребли. Я отказалась. Я сказала, что мы после работы всё равно вместе домой пойдём.
- И ей это не понравилось, да?
- Да, она сказала, что она тогда и домой пойдёт с другими девочками, раз я не хочу.
- Понятно. Она тебя не услышала, - подытожил папа.
- Когда мы закончили работу, я подошла к ней и спросила, пойдём ли мы вместе домой? Она мне даже не ответила, - грустно заключила девочка.
- Не переживай, дорогая моя, - папа подошёл к дочери и положил ей руку на плечо.  - Это неприятно, но это не горе. Завтра будет новый день, всё перемелется…
- Папа, я не хотела её обидеть, понимаешь? - Ники посмотрела на папу с надеждой на понимание.
- Понимаю, конечно. Знаешь, люди вообще странные существа. Часто мы слышим совсем не то, что нам говорят.
- Это как? - удивилась Ники.
- Ну, например, когда ты сегодня говорила Юле о своих причинах, почему ты не хочешь или не можешь удовлетворить её просьбу, вы говорили о разных вещах.
- Да? - Ники удивилась ещё больше.
- Ты говорила о том, что не хочешь оставить девочек, с которыми вы уже сделали определённый участок работы и ослушаться Галину Алексеевну, это ведь она распределила вас по группам. И потом работа в разных группах пару часов никак не угрожает вашей дружбе, правда?
- Да, - замешкавшись, ответила Ники.
- А Юля говорила о том, что ты её подруга, и вы должны всё делать вместе, правильно?
- Да, - всё увереннее становились ответы Ники.
- Получилось, что каждый говорил о своём. А вам обеим казалось, что вы говорите об одном и том же. Вообще, дочь, быть услышанным - это совсем не просто!
- Папа, я совсем не хотела, чтобы так получилось. Юля - моя подруга.
- Я думаю, что и Юля этого не хотела, поверь мне, - заверил её папа. Заешь, вам нужно ещё раз поговорить. Каждый должен объяснить, почему  так случилось, и что каждый из вас хотел. Завтра встретитесь, обе уже успокоитесь и поговорите.
- Не знаю, - уверенность снова покидала девочку.
- Слушай, Ники, мы сегодня были молодцы - хорошо работали, принесли пользу, не пойти ли нам в кафе и съесть по мороженому?
- Да! - тут же отреагировала Ники.
- Иди, дорогая, переодевайся, скажи маме, пусть тоже собирается, и пойдём.
Ники побежала в дом. Через некоторое время, красивые, они все втроём отправились в город в кафе-мороженое. По дороге папа всё ещё говорил о человеке, о том, каким эгоистичным он может быть. Как мы часто слышим только себя. О том, что мы недостаточно чутки к своим близким, что обижаемся по пустякам. Что близкий человек рядом, друг - это невероятная роскошь, которой нужно дорожить. Ники знала об этом, конечно, из мультфильмов и сказок, из рассказов, которые они читали на уроках, но папины слова как-то особенно западали сегодня в душу. Иногда отзываясь болью, иногда сегодняшнее огорчение снова захлёстывало Ники, и она уходила в себя, как будто прячась от чего-то неизбежного, справедливого, главного. Папа говорил, что мы, порой даже не замечая, случайно, обожаем людей, мы не хотим этого. Но, часто, думая о себе, не бережём чувства близкого человека.
- Ники,  нужно стараться жить так, чтобы по жизни оставлять как можно меньше обиженных людей. Это нелегко, иногда даже невозможно, но стараться надо. Завтра обязательно встреться с Юлей и попытайся поговорить с ней.
Эти слова прозвучали как напутствие, когда Ники с родителями уже возвращались домой. Они долго сидели в кафе в центре города, на берегу речки. Из окна кафе город казался уютным. Ники ела своё любимое мороженое, мама пила кофе, а папа вино. На душе как-то потеплело.
Стоял ясный апрельский вечер. Папа держал за руки своих дам. Они шли, не спеша, домой, разговаривали. Дочь в основном слушала. Сегодня ей открылось что-то новое, ещё неизведанное в её небольшой жизни. Столкнувшись с этим, она была не готова, повержена. Но рядом оказались родители. Они выслушали её, поняли и помогли не заблудиться в дебрях собственных чувств и мыслей. Ники крепко держалась за папину руку и твёрдо понимала, что всё, что говорит папа, правильно. Она завтра обязательно сходит к Юле и поговорит с ней.
Когда родители зашли поцеловать дочь перед сном, она, обнимая их, сказал:
- Я обещаю, что никогда не буду обижаться на вас! Я лучше расскажу вам, если на что-то обижусь.
Папа улыбнулся, мама поцеловала дочь и пожелала ей спокойной ночи.
А потом, когда дочь уже давно спала, они ещё долго разговаривали на кухне о Ники, о событии, произошедшем сегодня в её жизни и о том, как это больно, когда страдает твой близкий, родной человек.


               14.10.2020