Начало см. "Уголок* О. Бендера 1." http://proza.ru/2020/09/22/51
"Скупой платит дважды, дурак - трижды, лох
- всегда!"
Народная мудрость
Помню в мою бытность заместителем управляющего по коммерческой деятельности в конце 90-х - начале 2000-х годов на Московском конструкторско-производственном комплексе «Универсал», мне понадобилось купить для нашей типографии дорогостоящий станок. После покупки представители фирмы-поставщика предложили заключить ещё и договор на его техническое обслуживание*, за которое нам нужно было регулярно, ежемесячно платить довольно большую сумму. Я тут же прикинул: через год – полтора на выплаченные деньги мы смогли бы купить уже новый станок. А с учетом того, что на год давалась гарантия, понятно, что необходимости в таком договоре никакой не было. Ведь в случае поломки всегда можно обратиться в ремонтную организацию, где устранение неисправности обошлось бы дешевле, чем сумма выплаченных за обслуживание в течение полгода денег.
Тем не менее, ответственные лица на многих других предприятиях , по словам наших партнёров, охотно заключали такие договоры. Разумеется, не по своей глупости, или из-за неумения считать деньги. Всё гораздо проще- очевидно эти ребята были заинтересованы в этом лично. Скорее всего хорошим откатом*.
Работ, конечно же на самом деле никто, как правило, никогда не выполнял.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такой практикой, только не замечаем, или стараемся не замечать этого, считая мелочью. Как в таком вот характерном бытовом примере.
Сейчас, наверное, в каждом подъезде жилого многоквартирного дома есть кодовый замок. А во многих ещё и домофон. И наверняка все ежемесячно платят за обслуживание этого замка 50-70 рублей с квартиры.
В нашем кооперативном доме такая графа в квитанции за коммунальные услуги тоже есть. Как-то раз я спросил председателя правления; «А за что мы платим эти 70 рублей?
Если за техническое обслуживание, то где хоть один акт о проделанных работах? Ведь они по идее должны оформляться приёмо-передаточным актом*, подписанным исполнителем и приёмщиком а нашем случае – представителем кооператива, хотя бы консьержкой.»
Разумеется, убедительного ответа я не получил.
Увы. Никаких актов приёма-передачи выполненных работ в правлении конечно же нет. Может быть обслуживание проводилось, но акт по незнанию не оформляли? Нет, по расспросам консьержа, который дежурит круглосуточно в нашем подъезде за последние 10 лет по крайней мере никто никогда профилактических работ на замках не проводил. Но тогда уместен вопрос: а зачем и за что мы платим фирме, которая когда-то лет 10-15 назад постановила нам кодовые замки, деньги с одного подъезда (68 квартир) около 4760 рубле в месяц в нашем 17 этажном доме. Поскольку у нас четыре подъезда, это - 19 тысяч рублей с дома. За год - 228, 5 тысяч рублей. За что?
Разумеется, фирме, установившей замки, это выгодно. Но нам то это зачем? Почему председатель правления так упорно не хочет расторгнуть договор с фирмой?
Есть ведь статистика. Очень легко вспомнить: за последние 10 лет, часто у нас ломались кодовые замки в 4 подъездах? И сколько нам пришлось бы заплатить за этот ремонт, если бы у нас не было договора на техобслуживание?
Ответ- ни разу и нисколько!
А сколько я лично вынужден был заплатить за эти десять лет за воздух мастерам из фирмы?
Ответ: 8400 рублей. Может быть мне эти деньги не нужны? Да, нет, я бы не отказался от такой суммы, если кто-то предложил бы на халяву...
Но тогда это я, наверное, один такой- привык считать свои деньги, а у нас в доме все получают такие зарплаты, что их подобные «копейки» совсем не интересуют?
Наверное, так и есть…
Интересно, а если какой-нибудь сообразительный Остап Бендер включил в квитанцию за коммунальные услуги оплату за ежемесячное обслуживание замков от входных дверей квартир, все бы тоже платили?
____________________________________________
Примечания:
* - "уголок"- Помещение (в учреждении, в школе), специально оборудованное для общественно-политической работы или специальных занятий. Примеры: Красный уголок. Ленинский уголок. Военный уголок. Толковый словарь Ушакова (1935-1940)
* - "откат" - некоторый процент от суммы сделки, который получает лично государственный служащий или менеджер какой-либо компании при заключении контракта на поставку товаров, или услуг на свое госпредпиятие или в компанию.
* - «приемо-передаточный акт" – документ, который является подтверждением какого-то факта: выполнения работ, оказания услуг, передачи документов, товара и т.п.
* - «техническое обслуживание» - работы, выполняемые в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами, которые позволяют обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования.