Докиевская Русь - 20

Осипов Виктор
        Приводил выше цитата из работы Т.М. Калининой «Арабские источники VIII – IX веков о славянах»:
        «Ученый Х века ал-Масуди в одном из своих сочинений приводит цитату из труда астронома VIII века ал-Фазари, где перечислены размеры стран и земель: «...Страна хазар и алан 700х500 фарсахов. Страна бурджан 1500х300 фарсахов. Страна славян 3500х700 фарсахов».
         Фарсах — непонятно что. Возьмем наиболее часто используемое историками значение фарсаха 1 фар.=6 км.
         Тогда страна славян 21 000 х 4 200 км.
         Протяженность современной России с запада на восток — около 10 000 км. Однако...  Славяне в VII веке имели территорию протяженностью в два (!!!!!) раза больше, чем современная Россия?
        Неужели Фоменко прав и славяне владели Америкой?
        Может, мы неправильно определили фарсах, и он горазд меньше? Смотрим оплот современных профисториков Википедию: «фарсах персидский — 5549 м». Тогда 3500 фарсахов — 19 421,5 км. Все равно получается, что славяне владели Эммерикой.
        Попробуем определить, сколько Хазарий по площади содержит страна славян. В этом случае неважно, сколько километров в одном фарсахе. Размеры Хазарии 700х500 = 350 000 квадратных фарсахов. Размеры страны славян -3500х700 =  2 450 000 квадратных фарсахов. Страна славян в VIII веке — в 7 раз больше Хазарии.
        Кстати, страна Рума в Кунстантинии, сообщает ал-Фазари — 5000х420 фарсахов. Т. е. страна славян одинакова по площади стране Рум, даже немного превосходит ее.
Бог с ней, с Эммерикой, может, ал-Массуди приводит другие данные хотя бы о Европе. Читаем работу Д. Е. Мишина  «Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье»:
        «...Германцы (саксы) скрываются и под названием сасин. В рассказе ал-Мас'уди, таким образом, сакалиба называются не только славяне, но и германцы. Следует ли из этого, что для ал-Мас'уди славяне и германцы составляли один народ, именуемый сакалиба?..»
        Профисторик Д.Е. Мишин пишет, что  у ал-Массуди (арабский ученый Х века) «сакалиба называются не только славяне, но и германцы».
        Мишину вторит  и Т.М. Калинина, приводя в своей выше указанной работе сведения арабского ученого IX века ал-Хорезми: «Германия — страна славян». Еще раз — Германия страна не германцев, Германия — страна славян. Об этом так же сообщал Сухраб, арабский ученый начала Х века.
        И снова Т.М. Калинина, выше указанная работа:
        «Попытка конкретизировать сведения о славянах содержится в «Книге картины Земли» ученого первой половины IX века Мухаммеда ибн Мусы ал-Хорезми. Само это произведение является переработкой теоретических и практических данных о Земле александрийского ученого II века Клавдия Птолемея. Многие данные труда Птолемея вошли в сочинение ал-Хорезми. Так, перечисляя «центры» разных стран мира (для определения их на карте), ал-Хорезми называет в числе прочих, упомянутых в труде Птолемея, Германию, добавляя, что это «земля славян». Первое название соответствует по написанию и координатам Великой Германии из «Географического руководства» Птолемея, где эта территория охватывала земли между левобережьем Рейна, рекой Вислой и «Германским океаном».
        И ал-Хорезми туда же - «Германия — страна славян». Это IX век. В Х веке — ал-Массуди: «Германия — страна славян». В Х веке и арабский ученый Сухраб вторит: «Германия — страна славян».
        Интерен арабский ученый IX века Ибн-Хордадбех. В работе Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова «Древняя Русь в свете зарубежных источников. Том 3. Часть I. Арабо-персидские источники» авторы в части  «I.2. Первые географические сочинения описательного жанра. I.2.1 Ибн Хордадбех» сообщают:
«Делится обитаемая земля на четыре части. Из них – Европа, а в ней – Андалусия, славяне, Рум, страна франков114, Танжер, – и до пределов Египта (...); Скифия, а в ней – Арминия, Хорасан, тюрки, хазары115.»
        Ибн Хордадбех  приводит вариант разделения земли, имеющий античную основу: земля делится им на Европу, Ливию, Эфиопию и Скифию. Обратите внимание — в Европе у него только страны Андалусия, Рум, страна славян, страна франков. И все, что касается Центральной и Западной Европы.
        В другом месте Ибн Хордадбех упоминает:
        «I.2.1.2
        Румийа58, бурджаны59, области славян и авар60 – к северу от Андалусии, и [вот] что прибывает с Западного моря: слуги славянские, византийские, франкийские и ломбардийские, девушки византийские и андалусийские, шкурки зайцев, бобров, из благовоний – стираксовая смола, из лекарственных – мастика. Добывают из глубины этого моря вблизи страны франков ал-бусазз, а он называется народом коралл.
Что же касается моря, которое позади славян61, и на нем – город Туле62, то, и также это море, на котором Острова Счастливых63, не плавают по нему и не выходит из него никто, и это [море] тоже Западное.» (Перевод Т. М. Калининой по: BGA. Т. VI. Р. 92–93).   
        Как видите, мы можем добавить к списку стран народы болгар и авар. Андалусия — страна, занимавшая южную половину современной Испании.
        Надо сказать, что упоминание названия Туле и то, что по морю «не плавают по нему корабли, не приближается [к нему] и не выходит из него никто» однозначно говорит, что речь идет об северной части современного Атлантического океана. 
        Как видно из приведенных цитат, никаких упоминаний у Ибн Хордадбеха о германцах нет, кроме франков. И о Германии германской тоже нет, только «Германия-страна славян».
        Еще цитата ал-Йакуби (арабский ученый Х века). Работа доктора исторических наук Шинакова Е.А. «Три первых упоминаний русов (росов) конца 30-начала 40 гг. IX века в международном аспекте»:
        «Западнее города, который называют Джазира [Альхесирас], (есть) город, называемый Севилья, на берегу большой реки. И в эту реку Кордовы [Гвадалквивир] вошли маджусы [язычники, огнепоклонники], которых называют русами, в год 229 [год Хиджры, или 843/844 г. от Р.Х.], и грабили, и жгли, и убивали…
        Отчасти на этот вопрос можно получить ответ, сопоставляя вторую часть известий Ал-Йа'куби о «маджусах» после их набега на Севилью, с данными о родине русов в мусульманских источниках первой традиции.
        В 844/845 г. «прибыли к эмиру Абу-ар-Рахману послы норманнского короля и стали просить у него мира после того, как норманны, выйдя из Севильи, напали на его земли, потерпели там поражение и потеряли своего флотоводца». Абд-ар-Рахман посылает ответное посольство во владения того «короля», чьи воины – русы недавно опустошили Севилью. «Первым владением норманнов, которого он [посол] достиг, был остров».
        Далее «послы отправились к нему в королевскую резиденцию. Это большой остров в Мировом океане, на котором есть проточная вода и растут сады. От материка этот остров отделен тремя проливами. Вблизи того острова находится множество других островов, малых и больших. Населены они одними норманнами, которым принадлежит также и вся близлежащая суша на много дневных переходов».
        А не вправе ли мы на основании приведенных цитат ал-Йакуби считать, что:
        1. ал-Йакуби утверждает, что руссы и норманы — одни и те же люди.
        2. Предложение «Абд-ар-Рахман посылает ответное посольство во владения того «короля», чьи воины – русы недавно опустошили Севилью.» не выделено жирным, значит, Шинаков Е.А. коротко изложил события между выделенными жирным частями данного абзаца, из которых Шинаков Е.А. сделал вывод: «чьи воины – русы недавно опустошили Севилью».  То есть доктор исторических наук считает разумеющимся  равенство между понятиями «руссы» и «норманнами».
        Так может быть, современные (19 и 20 века) западные историки, рас-суждая о том, что сакалиба — не только славяне, а все население Европы IX века, в том числе угро-фины и тюрки,  тем самым подтверждают арабских ученых — германцы и славяне одно и то же? И деление прежде единого народа на славян и германцев окончательно произошло гораздо позже — в XVIII веке только на бумаге?
        Обратите внимание, приведены цитаты группы арабских ученых VIII, IX, X веков. На протяжении минимум трех веков существовало мнение группы арабских ученых, что по территории и количеству жителей в Европе был один из доминирующих народов, этнос — славяне. Ведь именно так можно интерпретировать приведенные высказывания арабских ученых.
        Д.Е. Мишин в работе «Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье» пишет, что понятие «сакалиба» до второй половины X века однозначно следует понимать как «славяне», и лишь во второй половине Х века имеются отдельные попытки представить сакалиба как представителей других народов Европы Х века:
        «Мы видим, что в IX — первых десятилетиях XI в. слово саклаби еще не утратило своего этнического смысла; с другой стороны, к концу XI — началу XII в. трансформация этого понятия заметна уже вполне отчетливо».
        Удивительно совпадение времени написания Лаврентьевской, самой нашей древней, летописи со временем падения этнического содержания в слове «сакалиба» арабских ученых. Что символично, ибо с одной стороны, русские князья вдруг, как по команде, заявляют, что де мы, русские,  объявились в IX веке и сразу организовали государство, с другой стороны, арабские ученые, все как один, стали утверждать, что слово «сакалиба» (славянин») не имеет этнического содержания. Но это другой вопрос. Но на некий временной рубеж такое совпадение намекает.
         Приведенные цитаты группы арабских ученых как раз приходятся на VIII-X века. Когда «сакалиба» воспринималось как «славянин».
        «Германия — страна славян». Странное сочетание, все равно, что славяне объявили-отныне мы немцы. Но так пишут арабские ученые. Славяне IX  века  наверняка бы назвали свою страну по другому, хотя бы Венедия, в честь своих предков.