Покажи копытца

Вий Яволь
Младшему сыну, который теперь уже почти перерос отца, посвящается.

Странно как реагируют дети на стихи или песни. Некоторые из стихов, которые по идее детям до шестнадцати лет нельзя слушать, чтобы не повредить их психику, на самом деле не производят на них никакого впечатления. Например: «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю, а то серенький волчок тебя схватит за бочок». Страшное стихотворение, в котором серый волк ребёнка за бочок схватить хочет! Сколько бы я эту песню не пел своему маленькому сыну, он оставался безучастным, ложился себе преспокойно на бочок и засыпал, когда хотел. Мол, кусай ты меня сколько тебе влезет – мне всё равно. Другой пример - песня про шар голубой: «Крутится, вертится, хочет упасть». Эту песню "Зелёные" своим партийным маршем могли бы выбрать – земля гибнет, спасайте планету. Дальше-больше: «Кавалер барышню хочет украсть». Только воров-рецидивистов готовить.

Мой сын многое из того, что я ему пел, забыл. Это и хорошо, и плохо. Плохо сами понимаете – жаль, когда дети в Германии забывают русский язык. Хорошо – и слава Богу, что он забыл мелодию, под которую я ему эти песни пел, а иначе его бы ни в какой музыкальный оркестр не взяли и вообще к музыкальным инструментам не подпустили бы.
Но кое-что из того, что я ему пел, мой сын до сих пор помнит. Например, если я ему скажу: «Спой мою любимую», он сыграет, не сфальшивит и наизусть, без ошибок споёт "Шар голубой". Но эта песня, всё равно, на него никаким образом не повлияла. Несмотря на то, что он уже получил немецкий паспорт - ни одной барышни он ещё не украл и даже голову не вскружил.

И наоборот, общепризнанные "детские" стихи могут их глубоко ранить. Опять же не буду далеко ходить и расскажу только про моего сына. Когда ему было три с половиной года, я ему пробовал рассказывать стихи Агнии Барто. Как только я начинал их читать, мой маленький сын напрягался и съёживался.
- Уронили мишку на пол. – Декламировал я.
- Нет. – Настороженно замирал он и начинал испуганно озираться по сторонам.
- Оторвали мишке лапу.
- Нет! – В панике кричал он.
И я уже не мог его убедить, что мишка хороший и я его не брошу. Было уже поздно, ребёнок безутешно рыдал. Или другое стихотворение:
- Зайку бросила хозяйка...
- Нет.
И история повторялась.

Чему учили эти стихи? Бросать животных? Отрывать им лапы? После таких стихов не удивительно, что многие покупают зверей только на пару дней поиграть с ними, а потом избавляются от них. Наших "младших братьев" высаживают на произвол судьбы где-нибудь в полях, лесах и даже на островах. Кто-то выгоняет собак за дверь в самую плохую погоду, кто-то отвозит кошек на машине за три девять земель и выбрасывает в мешке. Всё не мудрено - этому приучали с детства. Наверное, каждая кусачая собака, если у неё нет будки, думает о своей собачьей жизни: «Вот после таких ужасных сказок и стихов, так просто можно стать жертвой неправильного воспитания детей».

Как-то раз я и сам стал жертвой неуместно рассказанной сказки. Сказка "Волк и семеро козлят" в общем-то хорошая и поучительная. Помните такую?
«Жила-была в красивом домике коза со своими семью козлятами. Мама-коза часто уходила на базар за покупками. Вот раз уходит коза, как обычно, на базар и наказывает козлятам: «Никому не открывайте...» и так далее...

Мой маленький сын слушал её бесстрашно и с удовольствием. Её можно было ему повторять многократно. Он сопереживал с козлятами, но особенно он восторгался маленьким, находчивым козлёночком. Наверное, он все диалоги в сказке наизусть выучил. Когда "мама-коза" ему читала сказку, он входил в роль и больше всего любил сам повторять слова козлёночка.
- Пришел волк к домику козы и закричал своим страшным голосом: «Отворитеся, отопритеся! Я ваша мама, я с базара пришла». - Eго мама, как актриса "Большого театра", перевоплощалась в волка.
— Мы тебя узнали! Ты волк! У нашей мамы голосок нежный да сладкий, а не противный и грубый, как у тебя. Иди прочь, мы тебе никогда не откроем! – Продолжал он, как по нотам.
Я только удивлялся, как хорошо он всё запомнил и даже голосом козлёнку подражал – в роль входил! Милое дело смотреть, когда дети так сопереживать умеют, с чувством и с интересом воспринимают мир, тренируют память, шаг за шагом входят во взрослую жизнь. Может и в самом деле чему-нибудь научатся? Может и сложится в жизни ситуация, когда осторожность, воспитанная в детстве, окажется полезной? Ведь взрослая жизнь побольше опасностей хранит, чем детские сказки.

Так вот, в реальной жизни ушла его "мама-коза" тоже на базар, а может быть уехала в центральный универмаг закупаться. Я остался с ним дома один. Пока он увлёкся игрушкой, я решил вынести мусор. Зимой, не одевая куртки, в домашних тапочках я вышел в коридор. Дверь за мной захлопнулась. В суете я не взял с собой ключ, который остался торчать в дверях с внутренней стороны. Когда я вернулся с пустым ведром и позвонил без всякой задней мысли в дверь, услышал, что мой маленький "козлёнок" подошёл к двери.
- Сынуля, открой.
- Ты не сказал: «Отворитеся - отопритеся!»
- Ну хорошо. Отворитеся – отопритеся. –  подыграл я ему в шутку басом, как будто бы ещё не сходил к кузнецу и не подковал голос.
- Не открою. Ты не папа. – Убеждённо ответил "козлёнок".
Оба-на! Да ведь это он серьёзно, всё ещё с улыбкой подумал я. Надо же, серый я волк! Нет, не волк я, а старый козёл, ключ с собой не взял.
- Сынуля, это я – твой папа. Отворитеся – отопритеся. Поскорей. – Уже как можно слаще и своим голосом попросил я. Только что пожалуйста не добавил.
За дверью молчание, видно было - задумался мой "козлёнок". Я подумал: «Сейчас поймёт и откроет». Да не тут-то было.
- Покажи копытца, – заявил он, на полном серьёзе.
Где же я сейчас копытца возьму? Ну хорошо, подумал, в дверях глазок есть – могу руки ему показать.
- Сынуля, у твоего папы нет копыт, у него руки. Открой пожалуйста. – пытался я его уговорить.
- Покажи копытца. – Стоял он на своём.
- Может быть тебе ещё рога показать? У папы их нет. Ты что меня по голосу не узнаёшь? А ну, сейчас же открывай! – сделал я голос требовательным. Но и это не помогло.
- Покажи копытца!
Что же делать? Как же малого уговорить дверь открыть?
- Сынуля, иди принеси стул и посмотри в глазок. Я тебе свои копытца покажу. – Думал увидит пацан меня и поймёт, что я настоящий "папа-козёл" и откроет. Но малой за стулом не пошёл, а свою роль из сказки наизусть дальше играл.
- Покажи копытца.
Я уже всё перепробовал. Ничего не помогало, и если бы жена со своим ключом приехала - тоже не помогло бы. Ключ внутри в замке торчал. Лестницу к окну подставить – так ведь он и к окну не подойдёт, где-нибудь в часах спрячется. Сильно уж он в роль вошёл. Идти к мельнику за мукой или дверь взламывать? Если серьёзно, ничего придумать не мог. Начнёшь дверь ломать – ребёнка ещё больше перепугаешь. Так стоял и гадал, что делать, а сам всё с сыном переговоры вёл. Потом ему видно надоело, он мне из-за двери и говорит.
- Папа, не интересно с тобой в сказку играть, ты все слова перепутал. Ты что и вправду подумал, что я тебя с волком перепутал? Заходи. – По-взрослому произнёс малой, нажал на ручку двери так, что она приоткрылась.

Слава Богу, кончился этот театр. Молодец - соображает, так отца разыграл! Но ведь получается, это он меня нарочно мучил. «Ну, пацан!» - выругался я себе тихо под нос. Сейчас я тебя проучу. В это время услышал, что малой стремительно убежал от двери. Зашёл - никого. Крикнул:
- Сынуля, где ты?
Никто не отозвался. "Козлёнок" спрятался. Видать не очень то он взрослый. Сказал, что папу узнал, а сам в напольные часы, как от серого волка, спрятался. Увидел я его в часах и понял, что он по-настоящему терзался в сомнениях между сказкой и действительностью.
- Молодец, сынуля, правильно делал, что не открывал. Ты мой самый умный, маленький козлёнок...

На днях к нам соседка в гости приходила. Мою сказку - "Покажи копытца" прочитала и спросила:
- Что правда, так оно и было?
- Да, правда.
- А я подумала, что это ты про нас написал. Что это камень в наш огород. У нашего Чико ведь тоже даже будки нет. Бедный кобель в любую погоду перед дверью сидит. И приключение с дверью тоже похоже на моё. Когда дочке два года было, я на балкон бельё вешать вышла, а она ручку повернула, а открыть не смогла. Представляешь: весна, на улице ещё холодно, дочка одна в квартире, что делать? Мне с балкона прыгать пришлось...

Да уж! Хорошо что не очень высоко, всего первый этаж. Всё равно интересно было бы посмотреть, как она с балкона прыгала. Вот это, наверное, цирк был: «Слабонервных и беременных женщин просим удалиться. Всемирно-известная акробатка прыгает с балкона...». Смешнее чем наш с сыном театр. Всего лишь постановка "Волк и семеро козлят" без всяких остросюжетных сцен.

Да, между прочим, с Чико я тоже знаком. У него хоть и нет будки, но жизнь не собачья, а очень даже балованная. Ему каждый день дают лучшую собачью еду из универмага и мечту каждой собаки – сочную кость. Кроме того, он получает ежедневно порцию ласки. И в довершение всего: у Чико есть подруга – кошка по кличке Луна, с которой он может играть днями напролёт.

2007 Wij Jawohl