Про любовь

Эдуард Саволайнен
«Не обещайте деве юной
Любови вечной на земле»
Булат Окуджава

  Все дети умеют любить от рождения, умел и я. Но первое понимание, что такое любовь, посетило меня в 7 лет. Был промозглый питерский ноябрь, приближался мой день рождения. Я давно просил у родителей собаку. И вот мама нашла месячных щенков немецкой овчарки на другом краю города и мы поехали покупать. Я выбрал девочку, мама заплатила 40 рублей и мы стали возвращаться с собакой не на метро, а на троллейбусах. На улице мы попали под холодный проливной дождь. Щенок был в сумке. Суконная куртка промокла, ботинки были насквозь сырые. В троллейбусе нам повезло со скамейкой. Я сел к окну, по запотевшему стеклу текли серые струйки воды. Я деражал спящего щенка на коленях, слегка теребил его шерсть и млел от счастья. В троллейбус набился хмурый рабочий люд, пахло табаком , кислым потом и перегаром. Я перестал дрожать от холода, каким то чудом согрелся. «Это от щенка, он греет мне ноги»- доложил я маме. Но чуть позже я понял, что тепло идет не от ног, а из моей груди, как будто там поселилось солнце. Я вспомнил проглотившего солнце крокодила Чуковского. Я потрогал щенка и понял, что меня греет сама любовь.
  Из литературы в юности я узнал, что любовь бывает очень разная. Бывает любовь к миру или к какому-либо роду деятельности. Бывает любовь, доступная немногим, это- любовь к Всевышнему. Главным же предметом изучения литературы была та любовь, которая возникает между мужчиной и женщиной. Ей в книгах уделялось очень много внимания. Из книг становилось ясно, что такая любовь -это не только счастье, удовольствие и приключение, но и причина несчастий, войн, дуэлей и катастроф. Ромео и Джульетта - любовь. Анна Каренина- любовь. Отелло и Дездемона- любовь. Даже Троянская война началась из-за любви. А бывает еще безответная любовь, несчастная любовь, запретная любовь, тайная любовь и т.д. Вообщем, в этом хотелось разобраться.
  Хозяйкой советской эстрады в те времена была Алла Пугачёва. Её творчество давало обильную пищу для размышлений. Почти все песни были посвящены любви. Например сюжет одной популярной песни выглядит так. Художник терпит финансовый крах, заплатив миллионом алых роз за одну-единственную ночь с женщиной Розой. Роза, покидая его, радуется: «Прожил художник один, Много он бед перенёс, Но в его жизни была , Целая площадь цветов».  Другие цитаты из песен: «Любовь во всём виновата, Лишь любовь всегда виновата», «Мой голубь сизокрылый, Однажды возвратится , И я отвечу: «Милый, я не твоя Жар-птица», «Без меня тебе, любимый мой, Лететь с одним крылом», «А ты такой холодный, как айсберг в океане, И все твои печали Под чёрною водой», «На мою любовь последнюю, Налетели злые вороны», « Тянет сердце руки любви, любви, У людей причуды свои, свои».  Почему то от этой любви делалась мне не по себе и даже страшно.
  Любимой телевизионной передачей в юности у меня была «В мире животных».  Она свидетельствовала, что в живой природе любовь и смерть присутствуют во всех её многоликих проявлениях. Одна передача была посвящена колибри. Птичке, живущей в тропических лесах и умеющей висеть как стрекоза в воздухе. Питается она исключительно нектаром цветов. Цветы, запасая нектар, используют колибри как опылителей. Восхищённый оператор снимал и снимал, как птичка зависает над цветком, и проникает в него длинным клювом. Сам цветок тоже подаётся навстречу колибри, раскрывая свои обьятия и щедро угощая птичку сладким нектаром. Соитие цветка и птицы в воздухе было настолько очевидным актом любви, что я невольно сравнивал его с той любовью, про которую из каждого утюга пела тогда советская дива. Возникал когнитивный диссонанс.
  В студенческие годы я знавал одну пару. Про них говорили сокурсники с придыханием: «У них такая любовь!». Однажды я заглянул к ним в гости. Пара охотно демонстрировала телесную близость. Смеясь рассказали, что им пришлось открутить ножки у кровати, поскольку усердные упражнения в любовных утехах мешали спать соседям. Однако что-то мне подсказывало, что любовь в даже не ночевала в этих стенах. Но почему-то их страстные отношения все дружно называли любовью. Я не слишком удивился, когда узнал через год, что они расстались.
  В 1998 году за обедом в рабочей столовой финской фирмы раз произошел такой разговор. Мы говорили о собаках. Я был изумлен, что в нашей компании нашлись такие, которые были уверены, что любовь- это прерогатива людей. Я перечислял, в чём я вижу проявления любви моей собаки: Она старается быть послушной. Она не требует внимания, когда я занят. Она виляет хвостом, когда я на неё смотрю. Она сочувствует мне, когдя я болею. Она благодарит меня после еды. Она ждет меня на пороге. «Последнее- это верность, а не любовь»- возразил  оппонент. «Но верность -это лишь частное проявление любви» - гнул своё я.  И тут в разговор вступила молчавшая до сих пор Айла. Она сказала: «Мне тут не требуется никаких доказательств. Я три года прожила с одним парнем. Так никто не любил меня больше, чем его сеттер». «Ты хочешь сказать, что с бойфрендом ты занималась любовью, но любил тебя всё же его сеттер?» - ахнул я в изумлении. «Да, не сомневайся, именно так это и было!» - отрезала Айла и мы все рассмеялись.
  В Финляндии в начале 90-х я познакомился с одной смешаной парой. У Эркки это был второй брак, из первого ничего не вышло. Он обожал свою Таню. Они рассказали мне историю своего союза. Эркки халтурил, делал богатым ремонт квартир в Петербурге. Там он и познакомился с переводчицей Таней. Ее семья с трудом сводила концы с концами. Муж лишился работы в КБ и шабашил таксистом. Эркки собрался духом, купил цветы и коньяк, пришел к ним в гости. За столом он сказал Таниному мужу без обиняков на ломанном английском: "Я люблю твою жену. Отдай ее мне вместе с сыном. Им в Финляндии будет лучше. Обещаю о них, пока жив, заботиться". Муж надолго опустил голову, поднял ее, допил коньяк и сказал: "Забирай, я дам ей развод хоть завтра". Я не удивился такой развязке, но спросил у Тани :"Совсем не Отелло, он что, был безвольный? Почему он за тебя не боролся?". "Просто он меня очень любил и знал, что мне будет здесь лучше"- всхлипнув ответила Таня. История казалась мне подлинной, но я тогда чуть сомневался: можно ли отпустить из любви? Возможна ли любовь без обладания?
  Очень точное наблюдение о любви, на мой взгляд, сделал Сергей Довлатов. Он пришел в выводу , что антитезой любви является вовсе не ненависть. Ненависть способна затмить любовь, но убить её она не в силах.  И даже не презрение, что является крайней степенью дефицита уважения.  Антитезой любви является ложь. Этот яд способен отравить любой, даже самый глубокий и чистый колодец.
................