Кому физик Эйнштейн показывает свой язык?

Вадим Ирупашев
Помню, когда я впервые увидел фотографию, на которой всемирно известный немецкий физик, лауреат Нобелевской премии Альберт Эйнштейн показывает свой язык, то очень удивился и долго смеялся, и даже подумал, не розыгрыш ли это какой или мистификация. А оказалось, фотография-то эта смешная уж как бы и культовой стала, обошла весь мир, и в одном ряду она с фотографиями Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, Фиделя Кастро, Че Гевары, Хемингуэя.
     Но ни о самом физике Эйнштейне, ни о его «теории относительности» я ничего не знал.
     И чтобы хоть что-то узнать о физике-то и о его «теории», обратился я поначалу к своим знакомым, соседям, родственникам.  Но все только пожимали плечами, улыбались, и вспоминали эту смешную фотографию, а о его «теории относительности» и вовсе ничего сказать не могли.
     Признаюсь, физика-то, как наука, никогда меня не интересовала, и в школе я по этому предмету оценку выше «трояка» не получал, и по жизни мне физика как-то не пригодилась, видимо, ум-то мой и вовсе к точным наукам не приспособлен.
     Но почему-то заинтересовала меня эта смешная фотография, на которой физик с высунутым языком. И любопытно мне было, и все думал, что могло заставить уважаемого ученого, лауреата Нобелевской премии, язык-то свой показывать. Я вот и не припомню, чтобы когда-то, кому-то показывал свой язык, и никто из моих знакомых, родственников, соседей не был замечен в таком озорстве, даже, моя жена, отъявленная озорница, но и она вряд ли решится на такое.
     И подумал я, что искать причину такого странного поступка Эйнштейна надо либо в его биографии, либо в его «теории относительности». И обратился я за информацией о физике Эйнштейне к справочнику энциклопедическому. Но, к сожалению моему, и из справочника я мало чего узнал. Биография Эйнштейна была изложена так скупо, что показалась мне какой-то уж очень простой и малоинтересной. А вот о «теории относительности» физика Эйнштейна в справочнике было сказано очень много, но так «заумно», что я ничего не понял из прочитанного. Ну вот, сами посудите, как можно понять, к примеру, такие «научные выкрутасы»: «Пространство и время не абсолютны, они неразрывно связаны с материей и между собой и поддаются изменениям» или «Измерение времени также сводится к установлению факта совпадения двух точек. Но при этом вторгается новое обстоятельство: измеряя время, мы должны установить одновременность показания часов и наблюдаемого события».
     А заканчивается текст, объясняющий «теорию относительности», следующим опусом:  «Стремление «теории относительности» состоит в том, чтобы учение о физических пространстве-времени одновременно приводило и к законам тяготения и к законам электромагнетизма. Эта задача до сих пор не вполне решена».
     Когда я прочитал эту «научную галиматью», то подумал, либо я последний дурак, или это, и впрямь, какая-то мистификация, а физик Эйнштейн великий обманщик. Нет уж, оставлю, подумал я, оставлю эту загадочную «теорию» ученым, быть может, они как-то в ней разберутся, и вернусь к вопросу: кому физик Эйнштейн показывает язык?
     Должен вам сказать, что человек я, по характеру своему, упертый, и если уж засела в моей голове какая мысль, то, как правило, довожу я ее до логического конца.
     А вопрос-то  «кому физик Эйнштейн показывает свой язык» оказался не из простых. Поначалу-то, чтобы ответить на него, я было соблазнился версией, которая как бы лежала на поверхности. Узнал я из биографии физика, что до семилетнего возраста он, по каким-то физиологическим причинам, не говорил. Вот я и подумал, а что если обеспокоенные родители так «допекли» своего сыночка просьбами показать им свой язык, что сформировали у него на всю жизнь инстинкт — показывать язык даже тогда, когда его об этом не просят, и нет в  этом особой необходимости.
     Но от этой соблазнительной версии я быстро отказался, посчитав ее уж очень простой и маловероятной.
     И вот, после долгих размышлений, предположений, и чтобы, наконец-то, ответить на этот непростой вопрос, засевший у меня в моей упрямой голове, остановился я на трех версиях.
     Версия первая: Эйнштейн показывает свой язык Гитлеру. В 1933 году физику как-то удалось сбежать из фашистской Германии в США; версия вторая: Эйнштейн показывает свой язык жене после какой-то ссоры с ней; версия третья Эйнштейн показывает свой язык всему человечеству. Мол, живите отныне с моей «теорией относительности» до скончания веков, мучайтесь с ней, ломайте над ней головы, а опровергнуть ее никогда не сможете.
   И я больше склоняюсь к третьей версии. Хитрым был физик Эйнштейн и с большим чувством юмора. Посмеялся он над нами… И показал нам свой язык.
 
     Но вот, как-то стою я на автобусной остановке. Походит автобус. И вижу я в автобусе мальчика, носиком он к стеклу оконному прижался, глазенки открытые, удивленные, мир изучают. Увидел меня мальчик, дедушку с большой седой бородой, испугался, мордочку плаксивую состроил и… язычок свой мне показал. И хотите верьте, хотите не верьте, но случился со мной такой казус. И я мальчику-то свой язык показал.
     Случится же такое!