Мини-лекции 26. Выделение областей

Владимир Сысолятин
   Выделение областей изображения и вообще выделение если и не самая главная операция в Фотошопе, то точно входит в первую десятку! Не даром же инструментов выделения в панели инструментов такое количество?.. На рис1,2,3,4 для растровой графики, а на рис5, векторной. А, ещё, у каждого инструмента есть различные настройки-установки, расширяющие его возможности... Не забывайте об этом?!

   Конечно на одной странице невозможно всё отобразить даже вкратце... Для чего существуют эти выделения? Чтобы не касаясь всего документа, что-то изменить в его части (выделенной области). А, что можно? Вопрос конечно интересный, Даже коротенько перечень возможностей в книге занимает около 30 страниц! Вот как-то так?! В каждом конкретном случае решается отдельно, как использование инструмента, так и метода работы с выделенным?!

   Начнём мы с Вами со знакомством арсенала инструментов. Итак рис1 четыре вида инструментов (не забывайте про настройки-установки?!): «ЛАССО», «ПОЛИГОНАЛЬНОЕ ЛАССО», «МАГНИТНОЕ ЛАССО». На рис2 «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА». Кратко о каждом... Начнём издалека. ЛАССО по-французски lasso, испански - lazo, — верёвка со скользящей петлёй для ловли животных. В нашем случае естественно в шибко переносном смысле иногда даже очень... Обычным «ЛАССО» Вы вручную обрисовываете нужную область и всё! Вот только если трясущимися руками, мышкой, да с будуна... Занятие ещё то?!! Обычно пытаются им выделять области более сложной конфигурации.

   Несколько другой подход к алкогольной проблеме у «ПОЛИГОНАЛЬНОГО ЛАССО»! Если у обычного «ЛАССО» процесс непрерывный рис6а, то здесь наоборот, скачкообразный рис6b. Обрисовывание происходит отрезками прямых линий. И чем короче отрезки, тем точнее линия выделения повторяет границу области. Указатель ставите на линию выделения. Щелчок левой мышкой и отпускаете. За указателем движется тонкая нить. Направляете куда надо и щелчок получаем точку поворота и меняем курс, потом опять точка и так до тех пор пока область не будет охвачена ломанной линией, точнее контуром. Как только начало контура совместится с концом, рядом с указателем появится маленькая окружность. Щелчок и область выделена. Если передумали, — Ctrl+Z! На рис6b никаких точек нет (одни углы), я их, эти точки Вам дорисовал, чтобы видели все эти повороты. При сложных конфигураций областей применение этого лассо как бы предварительное, промежуточное...

   «МАГНИТНОЕ ЛАССО» (на указателе даже магнит пришпандорен!) очень отличается от предыдущих! Процесс выглядит следующим образом. Во-первых, должен быть объект выделения, а не размытая область. В смысле, вот так сразу пустое место выделить не получится. Во-вторых, объект должен быть достаточно контрастным. Как, скажем на рис6с или рис6d. Лучше бы он был более-менее гладким. Ставите указатель на начало выделения. Щелчок, на месте появляется первая фиксированная точка. Не нажимая клавиши мышки тянете указатель по линии выделения. По линии, облегая её тянется чёрная нить. Через некоторое расстояние появляется вторая чёрная точка, а первая превращается в квадратик и так далее. Обойдя вокруг объекта соединяем последнюю точку с первой с появлением традиционно-маленькой окружности около указателя. Всё, выделение произведено рис6с,d. Количество фиксированных точек зависит от ЧАСТОТЫ появления этих самых точек, рис6 (установки магнитного лассо!). На рис6с частота равна 10, а на рис6d 100!

   «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА». Здесь дело сложнее и долго рассказывать... Она сравнивает линию выделения по схожести цветов... И чем больше допуск (Толерант), тем ближе линия выделения к объекту. Как Вы догадываетесь нужен особый подход к такому выделению.

   Меньше всего мороки со следующей малочисленной группой инструментов: «ПРЯМОУГОЛЬНОЕ» и «КРУГОВОЕ» выделение. Щелчок на месте начала выделения и держа нажатой левую клавишу мышки выводите кренделя в смысле прямоугольники либо эллипсы. Если нужны квадраты или окружности всё делайте с нажатой Shift... Полученные выделения можно залить цветом либо узором-шаблоном рис6i.

   Третья группа инструментов, это «ЛАСТИК». ЛАСТИК от латинского elasticus «упругий» это резинка для стирания написанного или нарисованного в основном карандашом. Сами понимаете, что в фотошопе как-то резиной и не пахнет?.. Всё это лишь в переносном смысле... Их в наборе всего три: «ЛАСТИК», «ФОНОВЫЙ» и «МАГИЧЕСКИЙ ЛАСТИКИ». На рис7 в той же последовательности действие на изображение. Это формат JPG на белом фоне красный круг. И если два первых имеют какую-то избирательность (диаметр кисти), то магический удаляет фон под чистую делая его прозрачным. Конечно это выделение чисто визуальное, но всё-таки выделение.

   И наконец инструменты выделения касаемые только контуров. Это «ВЫДЕЛЕНИЕ ПУТИ» (контуров) и «ПРЯМОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ». Первый инструмент (чёрная стрелочка) при касании контура выделяет его рис8. Контур теперь можно перемещать по документу. А при нажатых Shift+Alt копировать контур. «ПРЯМОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ» позволяет путём очерчивании части контура (сегмента), выделять сегмент. После чего фиксированные точки выделенного сегмента становятся чёрными, а остальные по-прежнему в виде полых квадратиков. Они не активны. Зато с выделенным сегментом можно издеваться сколько угодно... На рис8 нарисованный свободным пером контур. При касании его указателем «ВЫДЕЛЕНИЕ КОНТУРОВ», мгновенно появляются чёрные фиксированные точки. Жмём Shift+Alt и тем же инструментом перетаскиваем копию на новое место. Выделяем, появляются чёрные точки. Затем переходим на другой инструмент «ПРЯМОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ» и как карандашом обводим часть контура (сегмент) рис9. Чёрные точки говорят о том, что они активны по сравнению с остальными. Нажимаю левую клавишу и тяну сегмент в сторону. Остальная часть контура неподвижна. Получился вот такой «слон» рис10!

   Напоследок, как варианты выделения на рис11,12,13,14. Объект выделения жёлтого цвета круг на белом фоне. Но выделение не ради спортивного интереса, а в будущем создания рабочего контура. Вот тут-то и начинается... У инструментов выделения свои тараканы в башке, а у системы создания контуров, свои!!! И как оказалось интересы не совпадают. Совпадают только у двух вариантов рис13,14. Да на рис14 это только выделение. На рис13 это уже контур выделенный. А вот на рис11,12 выделение и контуры совмещены. Разница подкрашена красным. Рис11,12,13 выделение «ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ». Выделение же на рис14, «МАГНИТНЫМ ЛАССО».

   Почему результаты где-то разнятся, а где-то совпадают?! Ну, совпадение это лишь поверхностная оценка. А разнятся по тому как настроены инструменты? Начнём разборки с рис11. Чтобы создать контур, необходимо объект выделить. Самый простой как бы выделение ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ. Здесь существует установка Tolerance (Допуск). Не вдаваясь шибко в подробности и учитывая, что инструмент СЛОЖНЫЙ, могу только сказать чем больше допуск тем качественнее произойдёт выделение. Тем более, что объект одноцветный... Первая цифра в дроби слева от рис11 и других, это и есть НАШ допуск. Вторая цифра (знаменатель) ещё один допуск, но связанный с созданием контура. И если первый может находиться в пределах [1-100], то второй [1-10]. По умолчанию он равен 2! Чем он меньше тем более точек описывающих контур и больше визуальных неровностей. И наоборот, точек меньше, линии более гладкие... Вот только отклонения от реальной формы объекта больше! Вот и приходится всё время искать компромисс! На рис12 Вы его и видите... Красным подкрашено отклонение от реальности и? И нужно будет исправлять с помощью кривых Безье... С непривычки, одна головная боль! У нас условие выделения прежние, а создание контура разные (с допуском равным 10). На рис13 и был найден компромисс! На рис14 выделение с помощью «МАГНИТНОГО ЛАССО». Очень удачное. Но это ведь объект одноцветный и контрастный. В противном же случае... Будем надеяться на лучшее и готовиться к худшему?!

   И как иллюстрация наших экспериментов, слева квадраты, сравнение выделения одной и той же области. Справа два прямоугольника, аналогично отклонение контуров при создании!

   По аналогии с фильмом «Ирония судьбы или...» надеюсь, что Вы не станете WEB-дизайнером и не будете связываться с этим WEB-дурдомом?!!