Эпитафия

Геннадий Стальнич
ЗАГАДКА ВАГАНЬКОВСКОГО КЛАДБИЩА.

Автор выражает благодарность К.О.Д.

Тяжело дыша, и отфыркиваясь, я вышел из воды по лестнице на деревянный дек.
«Ну, старый хрен, - подумал я. – Самому уже за 80, а как плавает, не угонишься за ним».
Генерал растирался разноцветным полотенцем. Делал он это с видимым удовольствием, насмешливо глядя на меня.
- Что так дышите? Устали?
Я кивнул, плюхнувшись в один из шезлонгов. Утреннее солнце в горах было не злым, и я решил не раскрывать зонт и не мазать себя солнцезащитным кремом.
До завтрака оставалось минут 20, водные процедуры, как нельзя лучше взбодрили меня.
Только чёрт меня дёрнул соревноваться на перегонки с генералом.
Впрочем, это он предложил. Неудобно было отказать человеку, который вдвое старше тебя. Кто ж знал, что он так хорошо плавает.
- Неудивительно, молодой человек,- продолжил мой собеседник. – Курите, лишний вес, двигаетесь видимо мало.
Генерал усмехнулся и подмигнул мне.
- Хотя судя по вашим ногам, спортом занимались в молодости.
- По моим ногам?- переспросил я.
Генерал надел белый халат, и присел в шезлонг у столика, на котором возвышалась миска со спелой черешней.
 - Да, у вас икры ног накачены. С годами не ушло.
.- Ну, да. Я футболом занимался в своё время.
- Я так и подумал. Для велосипедиста или штангиста у вас фигура чересчур нормальная.
Я улыбнулся.
- Я голкипером был.
- Вот как? Хороший вратарь – половина успеха команды, не так ли?
Я кивнул.
Генерал взял черешню, со вкусом попробовал. Косточку положил на заранее приготовленную салфетку.
- Присоединяйтесь. Очень вкусно.
Я придвинул шезлонг к столику. Взял из стопки две салфетки. В этот ранний час мы были одни на деке. До завтрака в пансионате(ресорте)  редко кто из отдыхающих спускался к воде.
Генерал с видимым удовольствием поглощал черешню.
Вообще-то звали его Игорь Кириллович, но за глаза я его называл генералом.
Благодаря отечественным и зарубежным СМИ , в своё время, его имя стало известным.
Генерал КГБ, вышедший в отставку, в последствии ставший народным депутатом, написавший книги, посвящённые разведке, и в конце концов осевший у нас в Америке.
Он и сейчас занят какой-то общественной и преподавательской  деятельностью. Точно могу сказать, что генерал является одним из соучредителей Музея Шпионажа, находящегося в Вашингтоне.
По какой причине бывший генерал КГБ решил отдохнуть в пансионате «Фантазия», затерянным в горах штата Нью Йорк – я не знаю.
Хотя, насколько  я  понял, он заядлый рыбак. И здесь, на озере, я  не раз наблюдал, как он со своим молодым спутником, с которым он приехал,  рыбачил с лодки.
И вид здесь хороший, и тишина. И даже летом нет той гнетущей жары и изматывающей влажности Нью Йорка или Мэриленда.
И, как не странно, похоже, что кроме меня, здесь его никто не узнал в лицо,.
Общались мы мало, в основном коротая время за партией в шахматы. Генерал не отличался словоохотливостью, а я не задавал лишних вопросов.
- Так о чём мы с вами говорили, Виталий? – прервал он молчание.
Моя рука с черешней замерла в воздухе.
- А...э-э... о шахматах?
Он покачал головой.
 - О спорте?
- Мы говорили об эпитафиях, - назидательно произнёс Игорь Кириллович.
Я кивнул.
- Вы сказали, что с детства ещё испытывали какую-то тягу к прогулкам по кладбищам. Нездоровый интерес...
- Да, - усмехнулся я. – Надеюсь, что это не является какой-то патологией. Некрофилия или как там это называется.
Генерал поморщился, глядя в сторону.
- Вы меня перебили, Виталий...Нет, это не паталогия. И называется это тафофилия.Пристрастие к  кладбищам, надгробиям и похоронным ритуалам.
- Тафофилия? ОК, буду знать.
Мы помолчали.
- Любопытно, а что именно Вас интересовало во время Ваших прогулок по кладбищу?
Я потёр переносицу.
-  Ну, как Вам сказать.Изображения усопших, фотографии, эпитафии, годы жизни.
- Годы жизни? – удивился генерал.
- Ну, да. Например муж и жена. Разница в дате смерти 20 дней. Думаешь, вот как любили, не смогли  долго прожить друг без друга. Или человек прожил 10 лет, или 20, или 25, думаешь, домысливаешь от чего мог умереть. В 80-ые появилось много могил молодых людей. По-моему даже не писали, что трагически погиб. Это уже потом, при Горбачёве разрешили писать: Погиб при исполнении Интернационального долга.Ну, а в 90-ые Вы сами знаете. Никогда не думал, что такой кич будет в виде надгробий. Зато по-богатому. И в большинстве случаев пошло.
Генерал прищурился.
- Это Вы о могилах преступных авторитетов? – уточнил он.
- Да, о «братках».
- Согласен.Это своеобразная летопись, история страны.Видел я памятники этим «героям».Надеюсь на том свете каждый из них свою плиту на собственном горбу таскает.Как сказал один поэт: «Печальна участь тех народов, где как героев чтут уродов». Кстати, если я не ошибаюсь, на могиле Аль Капоне эпитафия «Господи Иесусе, помилуй меня!»...Ну, хорошо, молодой человек, а эпитафии Вас тоже интересуют?
- Разумеется.Иной раз читаешь и думаешь, а кем же был усопший? Не всегда понятно.Бывают и загадки.
- Именно!
Генерал , как мне показалось, оживился . Он достал из большого фирменного пакета термос, налил себе в стаканчик чая. Посмотрел на меня вопросительно. Я отрицательно покачал головой.
- Загадки! Здесь, в Америке, многие эпитафии похожи друг на друга. К тому же редко встретишь на могилах фотографии умерших. Администрация кладбищ не приветствует это. Оно и понятно, это чистый практицизм – избежать вандализма, чтобы никто не повредил изображение. А на еврейских кладбищах даже запрещенно на могиле ставить фотографию, не так ли?
 Я пожал плечами.
- А Вы бывали на Ваганьковском или Новодевичьем кладбище? – продолжил генерал.
- Да, конечно. И на Троекуровском тоже.
Генерал сделал глоток.
 - Ну, тогда, Виталий, Вам будет интересно посмотреть на «Загадку Ваганьковского кладбища».
- На что? -   озадаченно переспросил я.
Генерал усмехнулся, достал свой  айфон.Что-то начал искать в нём.
- Где-то здесь....да где же она ...Ах, вот. Посмотрите!
Я взял телефон в руки, посмотрел на указанное чёрно-белое изображение.
Это была фотография надгробия. На чёрном мраморе была изображена женщина средних лет, строгая причёска, пробор посередине, правильные черты лица, нос, губы, ярко выраженная носогубная складка. Похоже, что старомодный пиджак от женского костюма, а может и нет. Глаза выразительные. Точнее, взгляд. Прямой, открытый. Не оторваться.
Пожалуй женщине на фотографии даже меньше лет, чем кажется на первый взгляд.
В верхнем правом углу надпись: «Ей обязана ПНР введением военного положения 13 декабря 1981 года». Ниже, в центре, крупными буквами: «Чеснокова Кира Григорьевна . 1928-1984».
Рядом с надгробием, ближе к ограде, табличка «Чесноков Михаил Михайлович. 1927-2010».
- Интересно, - пробормотал я.
- Что скажете? – поинтересовал генерал.
- Ну, что я могу сказать, Игорь Кириллович, - произнёс я, продолжая рассматривать фотографию в телефоне.- Фотография сделана в 2010-м, или в 2011-м году.
- Почему Вы так решили?
- Памятник товарищу Чеснокову не установлен. Одна табличка. Умер он в 2010-м, памятник ставят обычно год спустя. Если предположить, что у детей Чесноковых нет проблем с деньгами, то фотография сделана недавно после похорон Михал Михалыча.
- Резонно,- согласился генерал.- Что ещё?
- Так...Мне Кира Григорьевна внешне напомнила актрису Аду Роговцеву. Помните такую, Игорь Кириллович?
-  Которая играла Анну в «Вечном Зове»?
- Совершенно верно. Хороший фильм... У неё такие же выразительные красивые глаза.
Игорь Кириллович, я думаю, что эта женщина из Вашей бывшей конторы.
Генерал улыбнулся.
- И Почему же Вы так решили?
- Потому, что нужно знать и помнить историю.Военное положение в Польше. В конце 70-х там был экономический и политический кризис. Протесты  организованы объединением «Солидарность», во главе с электриком Лехом Валенсой. Лидер Польши , Эдвард Герек, уходит в отставку, его сменяет Станислав Каня, который, по-моему и года не продержался у власти. Если я не ошибаюсь, именно тогда был похищен и жестоко убит агентами польских спецслужб популярный в народе молодой ксёндз  Ежи Попелюшка.
- Попелушко, - поправил меня генерал. – У Вас потрясающая память, Виталий.
- Спасибо. К сожалению, только на фамилии. Я ошибся, да. Просто «попелюшка» в переводе с украинского – золушка.
- Да?- удивился генерал. – Я не знал.
- Да.. Итак. Каню сменяет бывший министр обороны и премьер-министр  Войцех Ярузельский. Он ввёл военное положение в Польше , интернировал лидеров «Солидарности», которые составляли основную оппозицию власти партии коммунистов и подавил все попытки дестабилизации ситуации в стране. Насколько я  помню, говорили, что Советское руководство хотело ввести войска стран Варшавского Договора в Польшу, как в 68-м в Чехословакию, но  Ярузельский дал понять, что армия Польши окажет сопротивление, и поляки сами в состоянии навести порядок в своей стране. Что он и сделал, введя военное положение.
Генерал усмехнулся.
- Ну, Ярузельский не так ответил Брежневу. Но в целом всё верно.
Я кивнул.
- Чеснокова умерла в 1984-м. В то подцензурное  время вряд ли бы власти дозволили такую надпись без согласования с соответствующей организацией. Это сейчас можно разместить всё, что угодно. Например, «Здесь покоится Смирнов Владимир Иванович. Он спас Землю от столкновения с метеоритом”. Нет, мне кажется, что такая надпись была бы немыслима без разрешения вышестоящих инстанций.
- Логично.
- Вот поэтому я и думаю, что товарищ  Чеснокова служила в КГБ, возможно работала в Советском посольстве в Варшаве. Была знакома с Ярузельским. Дальше можно дофантазировать.Как  это называлось, когда использовали женщин  для вербовки или получения информации, «сладкая ловушка»?.
- Да, именно так. Но Вы не ответили на вопрос, каким образом Польша обязана ей введением военного положения?
Я задумался.
- Да, действительно загадка.А где эта могила находится? Может это фейк? Монтаж?
Генерал покачал головой.
- Нет, Виталий. Фейк, это когда на фотографии изображена могила, на которой написано: «Здесь покоится известный одесский гинеколог Рабинович В.И., который  принимал по адресу Дерибасовская,15». И чуть ниже: «А теперь по этому адресу принимает его сын , Рабинович А.В. , с 8 утра и до 6 вечера».
Генерал хохотнул, довольный своей шуткой.
- Это не фейк. Это Ваганьковское кладбище. За крематорием находятся могилы Окуджавы и Ромашина. Метров в двухста от них   по правой стороне можно найти эту могилу. Участок 6А.
Я внимательно посмотрел на своего собеседника.
- Значит, она всё-таки из Вашей конторы?
- Хм, да...Из «нашей». Родилась она в Москве.. И девичья фамилия её Миронова.Отец русский, преподаватель немецкого, а мать медсестра, имела польские корни. В начале войны, Кира вместе с мамой гостила у родственников в Станиславе (Ивано-Франковске).Эвакуироваться они не успели. Но с беженцами пытались идти на Восток. В итоге, уже осенью, в конце октября, они оказались на Брянщине, в одном из партизанских отрядов.Был даже такой  партизанский край – Дятьковский. Не слышали?
- Нет.
- Девочка была связной, она отлично владела немецким и польским языками. Она была в группе легендарной партизанки-разведчицы Валентины Сафроновой..Тоже не слышали?
- Увы.
- Сафронову арестовали в декабре 1941-ого. Замучили в гестапо. Посмертно ей присвоили звание Героя Советского Союза.Ну, а Кира , после освобождения Брянщины осенью 1943-ого, вместе с мамой вернулась в Москву. Как Вы понимаете, она осталась в поле зрения наших органов, и после окончания Института Иностранных Языков имени Мориса Тореза, связала свою жизнь с разведкой. Впрочем, как и её муж. Михаил Михайлович. Кира в совершенстве владела тремя языками. Они работали с мужем в качестве «семейной пары». Я имею в виду нелегальную работу.В средине 70-х , в результате предательства, они едва успели вернуться из одной европейской  страны в СССР. В 79-м  Киру  направили  в Польшу. Она работала в посольстве, в «культурном секторе». И действительно, она познакомилась с Ярузельским. Их связывали тёплые отношения.
- Они были любовниками, да?
Генерал поднял руку, и отрицательно повертел пальцем.
- Я этого не говорил, молодой человек. Просто...хорошие отношения,
Генерал замолчал и о чём-то задумался.
- Так как же с эпитафией, Игорь Кириллович? – напомнил я.
- Что?...Ах, да. Тогда в советской верхушке сложилась интересная ситуация. Как Вы помните, в декабре 79-ого СССР ввёл свои войска в Афганистан. В этом решении Андропов, будучи председателем КГБ и Устинов, тогдашний министр обороны, были солидарны.А это уже был конец 81-ого. Некоторые «горячие головы» считали, что нужно ввести войска в Польшу, но Андропов так не думал.Он понимал, что такое обострение, и такую нагрузку мы уже не потянем. Ставку сделали на военного Ярузельского. Но как ему нужно было донести посыл, что в случае его жёсткой позиции, СССР не станет вводить войска в Польшу? К тому же это был весомый аргумент для тех, кто в политбюро склонялся к варианту ввода войск в Польшу: Смотрите, лидер Польши отказывается от «братской помощи», как отреагирует Запад и весь мир, если военные столкновения начнутся внутри соцлагеря?
Генерал внимательно посмотрел на меня.
- Тогда и использовали Чеснокову. Она «слила» эту информацию Ярузельскому. Ему было дано понять, что в случае его жёсткой позиции, в том числе и по отношению к лидерам «Солидарности», СССР ограничится только экономической помощью.Вот и всё.Так, что Вы были недалеки от истины, Виталий.
Генeрал посмотрел в сторону здания столовой.
- Нам кажется пора. Иначе мы опоздаем на завтрак, Виталий.
-Да-да, конечно.Игорь Кириллович, а отчего умерла Чеснокова?
Генeрал завязал пояс на халате.
- В 1982-м у неё диагностировали рак. В 1984-м она скончалась в Москве. Кстати, Вы ошиблись насчёт Попелушко. Его убили в 84-м.
 Я прикусил  губу.
- Да, действительно «загадка Ваганьковского кладбища», - задумчиво произнёс я.
- Да нет никакой загадки. Посмотрите дальше. Следующая фотография.Она датирована 2012-м годом.
Я посмотрел в телефон, отыскал нужную фотографию.Обелиск из чёрного мрамора.
Чесноковы
Михаил Михайлович
1927 – 2010
Кира Григорьевна
1928 – 1984
Елена Михайловна
Ок. 1974
Ложкин Д.А.
Ок. 1947
- Не понял, - удивился я. – А кто такие  Елена Михайловна и Ложкин Дэ А?
Генерал пожал плечами.
- Разве это так важно?
- Ну, хорошо? А почему памятник перелицевали? Почему эпитафия исчезла?
- Почему?-переспросил генерал.- Ну, хотя бы потому, что Кира Григорьевна, в силу специфики своей профессии, всегда держалась в тени. И памятник ей должен быть таким же неприметным, обычным и не привлекать к себе  излишнего внимания...Кстати, Ярузельский, во время своего государственного визита в Москву в мае 1984-ого года посетил могилу Чесноковой ...в частном порядке разумеется.
Генерал взял у меня свой телефон.
- Вот так вот, Виталий. Нет больше странной и загадочной эпитафии. Больше никто из посетителей кладбища не задастся вопросом «А кем была Кира Чеснокова?». Остаётся только память.
– Память?- переспросил я.
- Да. Память тех, кто её знал и любил. Поверьте мне, этого вполне достаточно.
Генерал пошёл в сторону столовой.
«Память, - подумал я, глядя ему в след. – А ведь он прав. Зачем лишний раз беспокить умерших? Они заслужили покой».