№8/20 г.
За сорок восемь лет жизни Григорий Семёнович Седов успел блестяще закончить Московскую Академию художеств, побывать в Европе, написать множество хороших картин. Не все они сохранились. Но те полотна, судьба которых оказалась более счастливой, рассказывают немало интересного о времени, когда жил и творил художник.
Женские портреты «Боярышня» и «Курская мещанка в старинном костюме» знакомят с праздничными нарядами молодых модниц российской глубинки девятнадцатого века.
Вот карельская боярышня-красавица на фоне зелени и каменных палат. На ней - расшитый золотой нитью головной убор с прозрачной серебристой накидкой. Жемчужное ожерелье с тяжеловесными серьгами, белоснежная тонкая сорочка с короткими кружевными рукавами, красный парчовый сарафан с красивой вставкой - всё говорит о крепком достатке и благополучии семьи женщины.
Курскую мещанку художник изобразил на пороге своего дома. Тем самым он как бы обозначил тесную связь хозяйки с её жилищем. Праздничный наряд и головной убор женщины состоят из множества предметов, которые не только украшают, но и оберегают её. Раньше верили в магические силы одежды. В то, что рубаха с глухим воротом, пышными длинными рукавами защитит голову и руки от злого глаза, а расшитый пояс отпугнёт нечистую силу.
Портрет девочки – Феодосии Огородниковой - знакомит нас с воспитанницей учебного пансиона. На ней форменное платье с большим белым воротником-накидкой, чёрный кружевной передник. Девочка, видимо, очень серьёзно относится к занятиям и мало гуляет. Широкополая шляпа телесного цвета несколько стушёвывает нездоровую бледность девичьего личика.
Картина «В жаркий день» представляет собой сценку из жизни старорусской семьи. Здесь много тепла, света и хорошего настроения.
«Откушав чаю», хозяин дома отдыхает в тесном кругу домочадцев, в тени раскидистого дерева. Его поза, выражение лица, говорят о прекрасном расположении духа. Во взгляде улыбчивой хозяйки читается фраза: «Умаялся, сердешный! Жара-то, нынче какая!»
Каждодневный кропотливый труд подорвал и без того слабое здоровье художника, а затем и вовсе лишил зрения. Несмотря на свой недуг, Мастер тщательно выписывал каждую деталь, старался точно изобразить натуру, солнечные блики, тени, полутона - и это ему удавалось в полной мере.
"Боярышня" - 1858 г.
"Курская мещанка" - 1870 г.
"Портрет девочки Феодосии Огородниковой" - 1856 г.
"В жаркий день" - 1885 г.