Журнал Мурзилка. Галерея искусств. Г. С. Седов

Елена Арсенина
  №8/20 г.

За сорок восемь лет  жизни  Григорий Семёнович Седов  успел блестяще закончить Московскую Академию художеств, побывать в Европе, написать  множество хороших картин. Не все  они  сохранились. Но те полотна, судьба которых оказалась более счастливой, рассказывают немало интересного  о времени, когда жил и творил художник.
Женские портреты   «Боярышня» и «Курская мещанка в старинном костюме» знакомят с праздничными нарядами молодых модниц  российской глубинки девятнадцатого века.
Вот карельская боярышня-красавица   на  фоне зелени и каменных палат. На ней - расшитый  золотой нитью головной убор  с прозрачной серебристой накидкой. Жемчужное ожерелье  с  тяжеловесными серьгами, белоснежная тонкая сорочка с короткими кружевными рукавами, красный парчовый сарафан с красивой вставкой - всё говорит о крепком достатке и благополучии семьи женщины.
Курскую мещанку художник  изобразил на пороге своего дома. Тем самым он как бы обозначил  тесную связь хозяйки с её жилищем. Праздничный наряд и головной убор женщины  состоят из множества предметов, которые не только украшают, но и оберегают её. Раньше верили в магические силы одежды. В то, что рубаха с глухим воротом, пышными длинными рукавами защитит голову и руки от злого глаза, а расшитый пояс  отпугнёт нечистую силу.
Портрет  девочки – Феодосии Огородниковой - знакомит нас с воспитанницей учебного пансиона. На ней форменное платье с большим белым воротником-накидкой,   чёрный кружевной передник. Девочка, видимо, очень серьёзно относится к занятиям и мало гуляет. Широкополая шляпа телесного цвета несколько стушёвывает нездоровую бледность девичьего личика.
Картина «В жаркий день» представляет собой сценку из жизни старорусской семьи. Здесь   много тепла, света и хорошего настроения.
 «Откушав чаю», хозяин дома  отдыхает в тесном кругу домочадцев,  в тени раскидистого дерева. Его поза, выражение  лица, говорят о  прекрасном расположении духа. Во взгляде  улыбчивой хозяйки читается фраза:  «Умаялся, сердешный! Жара-то, нынче какая!» 
Каждодневный кропотливый труд подорвал и без того слабое здоровье художника, а затем и вовсе лишил зрения. Несмотря на свой недуг,  Мастер тщательно выписывал каждую деталь, старался точно изобразить натуру, солнечные блики, тени, полутона -  и это ему удавалось в полной мере.

"Боярышня"  - 1858 г.
"Курская мещанка" - 1870 г.
"Портрет девочки Феодосии Огородниковой" - 1856 г.
"В жаркий день" - 1885 г.