Книга Перемен- тайн мировых сокровищница

Юрий Жданов 2
«КНИГА ПЕРЕМЕН»- ТАЙН МИРОВЫХ СОКРОВИЩНИЦА               



«… О, как величественна «Книга Перемен»! В ней- источник сущности и рока». Чжоу Дунь-и (1017-1073)


Спокойная стойкость человека сталкивается с хаосом мира …      Продвигайтесь вперед осмотрительно, но упорно. Вас обязательно ждет удача! («Книга Перемен», из гексаграммы 64 «Вэй-цзи. Ещё не конец»)


«Книга Перемен»- эту древнекитайскую Книгу заслуженно называют «Великой». По китайской традиции она называется «Чжоу И», а в западной традиции за ней закрепилось название «Книга Перемен» (по-китайски- «И Цзин»). Это один из наиболее ранних китайских философских текстов. Наиболее древние части этого текста, тоже по традиции, относят примерно к 700 году до нашей эры. А во II веке до нашей эры этот текст принят конфуцианской традицией в качестве одного из канонов так называемого конфуцианского «Пятикнижия». «Книга Перемен» сегодня в числе первых книг конфуцианства. Она является исходным пунктом в рассуждениях почти всех философов Древнего Китая. Она оказывала и продолжает оказывать сильное влияние не только на философию, но и на бытовую практику, политику, математику, литературу и изобразительное искусство, музыку, всевозможные практики прогнозирования разнообразных событий…  Тексты этой книги считаются одними из труднейших для перевода и понимания, так как упоминаемые в ней образы выражены не только иероглифами, но и многозначными и неоднородными письменными знаками, допускающими различное толкование. Эта Книга- как огромное бездонное пространство для работы «археологов» Былого, вскрывающих Его «культурные слои». Многослойность текстов позволяет исследователям увидеть развитие человеческого мышления, образности, философских и этических представлений, символических изображений широкого круга понятий, развития речи и письменности … На самые древние слои постепенно накладывались более поздние, в которых появлялись все более обширные толкования исходных текстов и символов. Исследования Книги, видимо, никогда не закончатся, так как не исчезнет стремление «дойти до самой сути»  (Борис Пастернак). Кроме иероглифов в Книге применяются особые значки в виде горизонтальных черточек («сяо») двух типов: целые, сплошные (они называются: «ян»- «световые», «чан»- «напряженные»; «цзю»- «девятки»- по числовой символике), а также прерванные посередине (они называются: «инь»- «теневые», «жоу»- «податливые»; «шестерки»- по числовой символике).   

               
Главная идея Книги- всеобщая изменчивость всего и всегда. В понятии «И» «дружески-враждебно» совмещаются идеи изменчивости и неизменности всего происходящего и Единства всех процессов. Как тут не вспомнить и «Единое» Плотина (204/205-270). Все мировые события находятся в процессе постоянного движения и столкновения различных ситуаций, в том числе и связанных с жизнью каждого человека. И удача или неудача зависит от того, как человеку удается понять мировые процессы и вести жизнь в гармонии с ними. Все ситуации возникают, по философии авторов этой Книги, в зависимости от борьбы сил Света и Тьмы. Все возможные ситуации действительности изображаются различными сочетаниями (комбинациями) их символов («гуа»)- сплошными и прерванными линиями. Всего получается 64 комбинации, они называются гексаграммами. В каждой из них черты (линии) записываются снизу вверх. Нижняя черта в гексаграмме называется «начальной», затем идут «вторая», «третья», «четвертая» и «пятая», а шестая позиция называется «верхней». Например,  21-я гексаграмма («Ши-хо. Стиснутые зубы») выглядит так:
_____               
__   __               
_____               
__   __               
__   __               
_____ 

               
Черты в гексаграмме символизируют этапы развития той или иной ситуации. Уже в древнейших толкованиях Книги сказано, что сначала были созданы восемь триграмм из таких же черт (сплошных и прерывных), а затем, их различными сочетаниями, получены 64 гексаграммы. Существует много толкований и комментариев Книги. Использовать заложенный в Ней инструментарий можно с различной глубиной проникновения в проблему, для которой используются возможности Книги. Если произвести различные сочетания 64 гексаграмм друг с другом, то получится 4096 различных сочетаний, которые могут позволить более утонченное исследование интересующего вопроса. Ведь позиции («вэй») черт отражают динамику развития любых процессов. «Книгу Перемен» надо очень внимательно читать, размышляя. Ее нельзя читать просто как художественную литературу- не получится. Она очень богата сопровождающими гексаграммы и их отдельные черты афоризмами, приглашающими к размышлениям …   

               
Юрий Жданов      12.10.2020