Живой уголок

Сергий Чернец
Живой уголок.

Часть первая, Клесты.

Я никогда не был большим любителем содержания птиц в неволе, но иногда зимою у меня жили лесные птицы.
Однажды при мне лесорубы свалили зимой в лесу высокую ветвистую ёлку. Над поваленной елкой и над головами людей беспокойно кружилась парочка клестов. Осмотрев хорошенько поваленную ель, в густых её ветвях у самого ствола, я увидел глубокое гнездо клестов. На мягкой подстилке в нём лежали три маленьких яичка. Жалко было птиц, кружившихся над людьми и поваленной ёлкой… Трудно, но сделали лесорубы всё что могли – они забрались на ель поменьше и пристроили гнездо клестов там. Сами же ушли. Через несколько дней все видели, что клесты прижились на новом месте, место от вырубки было метров на двести дальше в лес, в стороне.
Из всех певчих птиц – клесты самые интересные. Вот идёшь, бывало, на лыжах по тихому лесу, любуешься его сказочной красотой, - высятся над головой тёмные ели, от снега прогнулись нависли их ветки. Точно кружевные ворота, изогнутые под тяжестью снега тонкие стволы молоденьких берёзок. Зимнее низкое солнце наискосок освещает вершины деревьев. Почти ни одного звука не слышно в спящем зимнем лесу. Изредка простучит, перепорхнёт между стволами деревьев неутомимый труженик-дятел. С широкой еловой ветки упадёт и алмазной пылью рассыпется ком легкого снега, а ветка точно ожившая, освобождённая от тяжести закачается. Тихо шуршат по пушистому снегу легкие лыжи, и ещё безмолвнее кажется от этого зимний лес.
Вдруг, лесную тишину нарушают весёлые негромкие птичьи голоса. Стайка клестов проносится над головой, красными яркими бусами обсыпав вершину украшенной шишками ели. Удивительно красивы эти красногрудые птички, оживляющие тишину зимнего леса. Как быстро они теребят и шелушат тяжёлые шишки, добывая из них семена. Одна за другой падают в снег растрёпанные клестами шишки.
Ещё замечательны клесты тем, что они, из всех зимующих в наших лесах птиц вьют свои гнёзда зимой и в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнёздах птенцов. Во время кладки яиц и высиживания птенцов самки не вылетают из своих тёплых гнёзд. Самец заботливо кормит сидящую в гнезде самку, а потом, усевшись на вершине дерева, на котором свито гнездо, он услаждает свою подругу короткой весёлой песенкой.
Мне не приходилось держать в клетке весёлых красивых клестов. Но от опытных людей я узнал, что в неволе клесты быстро привыкают к своему хозяину – человеку. Живущих в клетке клестов можно брать на руки. Подобно попугаям, они любят, когда хозяин легонько гладит пальцем их по маленькой голове. Клестам ежедневно подкладывают в клетку свежие еловые шишки, и на глазах своего хозяина они быстро расправляются с ними, выбирая из шишек лёгкие семена. Ручных клестов можно кормить и другими семенами, но, говорят, в неволе, самцы быстро теряют свою яркую красивую окраску.
Некогда раньше, простые люди считали клестов птицами святыми. Это народное поверье подтверждалось крестообразно устроенным клювом клеста. А кроме того, наблюдательные люди давно заметили, что мёртвые клесты, всю жизнь питавшиеся смолистыми семенами, долго не разлагаются. Тело клеста, как бы набальзамировано смолой.
Если вам придётся побывать зимой в еловом лесу, вы почти наверняка увидите весёлые стайки красивых клестов, услышите их приятные негромкие голоса.

Часть вторая, Цапли.

Ненадолго у нас дома появился «Живой уголок», а началось всё с цапли. Летом часто ходили мы на рыбалку на берег глухой маленькой речки. В старинном сосновом лесу вдоль реки там сохранилась большая колония цапель. В отличие от журавлей, живущих на недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетённые из толстых прутьев гнёзда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Сколько лет существовала здесь колония цапель? Наверное, ещё в древние времена стали селиться в этом сосновом лесу цапли. Под высокими соснами, на которых они жили, скопилось много птичьего известкового помёта.
Летом взрослые цапли улетали на реку ловить рыбу, приносили из леса в гнёзда птенцам живых ужей, которыми изобиловала местность. Я часто видел на берегу реки цапель, неподвижно стоящих над бегущею водой у переката. Они терпеливо ждали добычу. При появлении человека, идущего по берегу, лениво взмахивали широкими крыльями и неторопливо отлетали на другое укромное место в камыши, на затонах. В отличие от журавлей цапли плохо привыкают к человеку. Поэтому держать их в неволе не доставляет людям удовольствия, разве что в зоопарке.
Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но ещё не умеющий летать птенец, почти ничем не отличающийся от взрослых птиц. Я поймал этого птенца и, осторожно держа за длинный, острый, как шило, клюв, принёс домой. Золотистые глаза молодой цапли казались недобрыми. Мы устроили цаплю в застеклённых сенях, в углу на охапке сена. Тут же в сенях было место нашего пса, в другом углу сеней, туда он уходил на случай дождя и там он жил зимой. Устроенная в углу цапля скоро привыкла к своему новому обиталищу и не обращала внимание на собаку Кнопку, которая была совсем не «кнопка», а нормальная дворовая собака, получившая прозвище своё ещё щенком. Цапля охотно глотала мелкую рыбёшку, которую я приносил с рыбалки каждый день. А когда собаке приносили корм в большом блюде, повторялась смешная картина: цапля медленно выходила из своего угла и не торопясь направлялась к Кнопке. Боже мой, что делалось с бедной Кнопкой! Она поднимала шерсть. Грозно оскаливала зубы, рычала и лаяла. Не обращая никакого внимания, цапля медленно приближалась к Кнопке, внимательно осматривала чашку, разбросанные на полу кости, поворачивалась и так же медленно возвращалась в свой угол. Мы недолго держали у себя злую цаплю, выпустили её на волю. Окрепшая молодая цапля взмахнула широкими крыльями, поднялась над деревьями и скоро исчезла вдали.

Часть 3, Кукушонок.

В это же время, этой же весной, в ольховых кустах на берегу мы нашли гнёздышко каких-то маленьких птичек. Птички метались над нашими головами и жалобно пищали. В гнёздышке мы увидели четыре небольших, в крапинку яичка и одно большое совсем не похожее на маленькие.
- Наверное, это яйцо положила в гнездо кукушка, - сказал я своему мальчишке, всегда сопровождавшему меня на рыбалку, соседу. – Давай отметим это гнездо и будем за ним следить. –
Мы часто навещали знакомое гнёздышко. Казалось и птички привыкли к нам и уже не так испуганно пищали. Скоро из насиженных яичек стали вылупляться птенцы: четыре маленьких и один крупнее. У всех птенцов были жёлтые мягкие клювы, которые они широко разевали. Особенно много ел и быстро вырастал обжорливый кукушонок.
Я рассказал соседскому мальчишке о том, что кукушка – единственная из всех птиц подкладывает свои яйца в чужие гнёзда. И никогда сама не выкармливает своих птенцов. Нередко бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнёздышка маленьких птенчиков и остаётся один, родители погибших птенцов продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
Однажды, после нашего наблюдения в несколько дней, мы увидели, что в гнезде остались кукушонок и два маленьких, захудалых птенца. Уже оперившийся кукушонок, видно, вытолкнул своих собратьев: в траве под кустом мы нашли двух мертвых птенчиков.
- Давай возьмём кукушонка и оставим в гнёздышке маленьких птенцов, - предложил мне соседский мальчишка.
Так мы и сделали. Мы вынули уже оперившегося тёплого кукушонка и принесли домой. Я посадил его в старое гнездо, которое хранилось у меня в сенях на полочке. Кукушонок устроился в чужом гнезде уютно и стал разевать рот и просить есть как только мы приближались. Каждый день мы с соседским мальчишкой кормили его гусеницами, мухами и жучками, накалывая их на вязальную спицу. Вскоре, кукушонок приветствовал нас, махал отраставшими крыльями и широко разевал свой уже окрепший рот. Потом он стал выползать из гнезда и однажды свалился с полки на мягкий диван. Вместе с гнездом мы посадили его в клетку, выпрошенную у нашего деревенского птицелова Ивана Ивановича. У него в это время умер ручной снегирь.
К концу лета кукушонок стал похож на взрослую кукушку. Иногда мы его выпускали, и он летал по комнате, садился на полки, на стол, с удовольствием глотал сырое мясо и ловил живых мух, залетающих с улицы. Он оказался очень прожорливый, нечистоплотный и беспокойный. Летая по комнате, он забирался на полки, пачкал корешки книг, по утрам просыпался очень рано, мешая мне спать. Я не знал, как нужно приручать и воспитывать в неволе кукушек, и мы решили выпустить кукушонка на волю. Мы вынесли его на лесную опушку, за огороды, подбросили в воздух. Он повис в воздухе. Махая крыльями, и, будто прощаясь с нами, сделал над головами у нас круг, поднялся высоко и исчез в лесу за деревьями.
Больше мы не видели нашего кукушонка, но кто знает, может он прилетал на другой год в родные места? Весной мы слышали кукование у самого нашего огорода на опушке и говорили друг другу:
- Не наш ли это кукушонок прилетел и здоровается с нами!?! –

Часть 4, Чижики.

Мой «Живой уголок» закончился печальной даже страшной историей. Иван Иванович-птицелов, недавно приехал в нашу деревню и вообще в наш глухой район. Он решил быть поближе к природе и наш край был богат на певчих птиц, которых Птицелов ловил и потом отвозил в город на заказной машине, в клетках, которые сам же и плёл. Они приехали вдвоём с сыном, который был учеником и помощником.
Узнав про мою цаплю про моего кукушонка, в опустевшую клетку Иван Иванович-птицелов подарил мне пару чижей. Клетку с чижиками я подвесил в своей комнате. Всю зиму чижики жили у меня дома – они были абсолютно ручными. Их клетка висела всегда открытой, чижики свободно летали по двум комнатам в моём пятистенке. Случалось, они садились на письменный стол, перелетали с полки на полку, где у меня разложен был гербарий с диковинными лесными корнями, которые я собирал. Чижи сами возвращались в свою клетку клевать дроблёные семечки конопли и тёртую морковь, специальную их пищу. Они купались в ванночке с чистой водой и, усевшись на жердочках, начинали петь громко и весело. Случалось, они ссорились. Взъерошат пёрышки, раскроют маленькие клювы, начинают шипеть друг на дружку, как бы бранятся. Драк между ними, впрочем, замечено не было, короткие ссоры быстро кончались. Попрыгав после ссоры по жердочкам, они принимались дружно и громко петь. Мне очень хотелось узнать – почему у чижей возникают ссоры? Возможно, что чижи ссорились просто от скуки, как ссорятся иной раз и люди – от праздности и скуки.
Однажды у меня вечером собирались гости, много гостей решили прийти поздравить меня с юбилеем. «Они будут долго и шумно сидеть» - подумал я, и снял клетку с гвоздя поставил в соседнюю комнату на стол у окна и прикрыл плотной занавеской.
Ранним утром я пошёл взять и повесить забытую у окна клетку. К великому моему удивлению, в клетке на жердочке неподвижно сидел один чиж. Другой бесследно пропал. Дверца проволочной клетки была закрыта. Оставшийся в клетке чиж сидел очень понуро, как бы потрясённый исчезновением своего друга. Когда я поднял клетку, оказалось, что под окном лежит кучка легких окровавленных пёрышек. Это всё – что осталось от «исчезнувшего» чижа…
Кто мог совершить зверское убийство? Кошки у меня не было, да и вряд ли могла кошка достать чижа из клетки, не повалив её и не сдвинув с места. Оставалось подозрение на крысу, но крыс в доме я давным-давно не видел. И было так трудно поверить, что крыса могла вытащить сквозь проволочную решетку спавшего чижа.
Чтобы уберечь оставшегося чижа, я оставил клетку в спальной комнате возле своей кровати. Но ночью крыса мягко шлёпнулась на пол, я быстро включил свет. С тех пор разбойница открыла охоту, стала появляться каждую ночь. И случилось событие. Соседский мальчишка ночевал у меня, так рано утром мы собирались на рыбалку в поход на дальнее озеро. Надо было выходить на рассвете часика в 4 утра. И вот – он первый всполошился услышал шум, пока я включал свет, мальчик заметил, как крыса скрылась под диваном в углу комнаты. Она сидела там, несомненно. Тогда я предложил:
Давай устроим на неё охоту, как устраивают облаву на волков. Возьми палку от швабры, (она легко выдергивалась). Я буду гнать её из-под дивана вдоль стены – она побежит к выходу к дверям. А ты смотри не зевай и бей, не промажь – бей быстро и метко. –
Всё вышло очень удачно. Оглушённая крыса застыла на полу. После удачной охоты, я осторожно взял крысу за длинный хвост и вынес во двор, бросив на компостную кучу.
Покончив с крысой, мы внимательно осмотрели несчастного чижа, что успела крыса ему повредить. Он сидел в углу клетки, было повреждено правое крыло и не хватало перьев в хвосте.
День целый чиж ничего не ел, и мы боялись, что он умрёт. Понемногу он стал клевать зёрна и пить воду. Без хвоста не мог взлететь на жердочку. Петь он перестал и только временами жалобно и тревожно чирикал. Мы долго не знали, вырастет ли у бедного чижа хвост. Но чиж поправился к самой весне. Я попробовал выпустить его. Он неловко перепорхнул через комнату и забился в укромный уголок. Постепенно с каждым днём он летал всё смелее. Уже поздней весною, когда лес покрылся зелёной листвой. Мы с соседским мальчишкой решили отпустить чижа совсем. Чиж долго не хотел вылетать из клетки, тогда мальчишка взял его в руки и подбросил вверх. Чиж вспорхнул на сучок ближайшего дерева на опушке. Мальчишка побежал к нему. Потом он меня уверял, что видел своими глазами, как к чирикавшему чижу подлетела незнакомая чижиха и они улетели. Скрылись в зелёной листве леса…
Конец.