История одного портрета

Татьяна Конст-Пелёвина
     Училась я в Москве. Для первокурсников общежитие предоставляли в Московской области. Студенты жили в домах с печным отоплением. А от этих печек в детстве я и так почти до смерти угорала. 

     Знакомые подсказали снять комнату и помогли с её поиском. Мне повезло, так как дом был на Пятницкой, почти в центре Москвы. И вот я поселилась у Ирины Ивановны, которую все жильцы коммуналки, с её одобрения, звали бабкой Иркой.

     В коммуналке мне не доводилось жить, поэтому я поначалу не знала, как вести себя с соседями и что можно, а что нельзя делать, куда нужно занимать очередь, а куда не надо. Полный инструктаж-путеводитель я получила от своей хозяйки.

     Кроме нас было ещё четверо соседей — все доброжелательные и дружные. Это были в основном работающие  молодые люди. В Табели о рангах каждый занимал своё место. Старшей по возрасту была бабка Ирка (её уважали, но не слушали), старшей по рангу — тётя Паня (её побаивались, но слушали её указания), Маруся была соглашателем (поддакивала тёте Пане), Виктор со своей мамой — в оппозиции (оспаривали всё, что могли), а артисты цирка Тамара и Николай были простыми советскими диссидентами, которым было на всё фиолетово. Они-то мне особенно и нравились, особенно своей контрастность по отношению друг к другу: Тамара была выше Николая аж на целую голову.

     Немного отвлеклась, продолжу про портрет. Комната у нас была большая. По середине стоял огромный квадратный стол, за которым мы и обедали, и я делала уроки, и иногда от скуки играли в лото. В один из вечеров я выполняла задание по черчению. Бабка Ирка сидела на диване напротив меня и незаметно уснула. Её мирное похрапывание расслабило меня и рассмешило.

     Сначала я смотрела на бабку Ирку с белой завистью, а потом и сама почти стала засыпать. «Ну уж нет»: сказала (подумала) я себе. А чтобы взбодриться и не испортить чертёжный лист, взяла листочек в клеточку и стала на нём черкать карандашом. Художественного таланта я как-то в себе особо не замечала. Тут мне пришла в голову мысль нарисовать свою хозяйку. Решено — сделано. Я сидела тихо, рисовала и мысленно умоляла любимую Ирину Ивановну подольше не просыпаться. Прошло минут двадцать.

     Бабка Ирка проснулась ровно в тот момент, когда всё было готово. Портрет после  детального изучения был одобрен. Ирка показала рисунок всем соседям, чтобы оценили. И соседи оценили — посоветовали сменить место учебы на Строгановку. 

     Прожила я у Ирины Ивановны весь первый курс, потом мне дали общежитие на Студенческой. Но я продолжала с ней дружить все 5 лет и 6 месяцев. Встречались мы с ней по выходным. 

     У меня нет её фотографий. А рисунку этому уже без малого 52 года. Пролежал он у меня до сей поры в учебнике. Когда я его обнаружила, то была несказанно рада увидеть это дорогое мне лицо и вспомнить Ирину Ивановну Петрову (коренную москвичку) добрым словом.