С. Есенин. В пятнадцать лет взлюбил я до печенок

Николай Иванович Кирсанов
"Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
И пускай со звонами плачут глухари,
Есть тоска веселая в алостях зари.

         Это одно из первых стихотворений Есенина.  Как был рад Сергей, начинающий еще только свой путь в большую поэзию, когда его за это стихотворение похвалил маститый историк литературы профессор  П.Н.Сакулин.

         А вот кого же в своих юношеских фантазиях мечтал Сергей зацеловать «допьяна», измять, «как цвет» и пьяную унести «до утра в кусты»?
Пришлось перелопатить свои книги о Есенине, покопаться в интернете, чтобы найти виновницу этого стихотворения. Оказалась это первая  любовь Сергея Анна Сардановская. Это о ней он писал: «В пятнадцать лет взлюбил я до печенок», и любовь эта не угасала в нем всю жизнь.

         Анна  была внучатая племянница священника села Константиново.
Каждое лето она приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой. Сергей был в близких отношениях с  семьёй священника, и часто бывал у них. Есть воспоминание сестры Сардановской – Серафимы: «Наш дедушка священник Иван Яковлевич жил в селе Константиново в отдельном доме около церкви. Там, у дедушки, я познакомилась с Сережей Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Был он в особой дружбе с Анютой, дружил и со мной».

         Старожил села Константиново крестьянин И.Г.Атюнин рассказывал, как однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас, пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».
         Влюбленные даже договорились, что после окончания учебы они поженятся. Насколько серьёзны у них были намеренья подтверждают воспоминания сестры поэта Екатерины Есениной: «Мать наша через Марфушу  знала о каждом шаге Сергея у Поповых. – Ох, кума, – говорила Марфуша, – у нашей Анюты с Серёжей роман. Уж она такая проказница, ведь скрывать ничего не любит. «Пойду, – говорит, – замуж за Серёжку», и всё это у неё так хорошо выходит»
Марфуша была экономкой в доме священника и знала все, что там происходило.

         Позже Сергей уезжает в Москву, но связь с Сардановской не прерывается. В августе 1912 года Есенин пишет своему друну Г.Панфилову:
         «(Я сейчас в Москве). Перед моим отъездом недели за две за три у нас был праздник престольный. К священнику съехалось много гостей на вечер. Был приглашен и я. Там я встретился с Анной Сардановской. Эта девушка Тургеневская Лиза («Дворянское гнездо») по своей душе и по своим качествам… Я простился с нею, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной»

         Не изгладилась. В каждый приезд в родное село Константиново, Сергей встречался с Анютой Сардановской. Ей он посвятил стихи «За горами, за желтыми долами» и «Опять раскинулось узорно»
«Под затуманенною дымкой
Ты кажешь девичью красу,
И треплет ветер под косынкой
Рыжеволосую косу»

«Уже давно мне стала сниться
Полей малиновая ширь,
Тебе – высокая светлица,
А мне – далекий монастырь.

Там синь и полымя воздушней
И легкодымней пелена.
Я буду ласковый послушник,
А ты – разгульная жена.

И знаю я, мы оба станем
Грустить в упругой тишине:
Я по тебе – в глухом тумане,
А ты заплачешь обо мне».


          В начале 1916 года года его призывают на военную службу. Служил он санитаром. Военно-санитарный поезд, куда Есенина определили, был необычным - ему покровительствовала сама Императрица Мария Федоровна. Официально он назывался "Полевой царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны.  Поезд вывозил раненых с передовой в тыл. Позже Сергей был переведен служить санитаром в царскосельский лазарет, где на одном из вечеров  читал стихи раненым в присуствии императрицы Александры Федоровны и ее дочерей. 

          После операции аппендицита, Есенин получил краткосрочный отпуск с воинской службы (16 дней), и 17 июня выехал в Константиново, где уже отдыхала Сардановская. «Худой, остриженный наголо, приехал он на побывку. – Писала в своих воспоминаниях Е. Есенина. – Какая тишина здесь, – говорил Сергей, стоя у окна и любуясь нашей тихой зарёй…  В этот приезд Сергей написал стихотворение «Я снова здесь, в семье родной...»».
 
          Сардановская уже работала учительницей в селе Дединово и там познакомилась с учителем Олоновским В.А. это знакомство, видимо, переросло в более серьезные чувства.
Когда приехал Есенин, она гостила у своего родственника священника в Константиново. Видимо, тогда она сказала Сергею неприятную для него новость, что собирается выйти замуж, Эта новость не могла не возбудить в Сергее чувство ревности.
"Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…"

«Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернусь я в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь»

          Расстались они всё же друзьями. Об этом говорит их продолжающаяся переписка.
          «Я ещё не оторвался от всего того, что было, поэтому не преломил в себе окончательной ясности. Рожь, тропа такая чёрная и шарф твой, как чадра Тамары. В тебе, пожалуй, дурной осадок остался от меня, но я, кажется, хорошо смыл с себя дурь городскую. Хорошо быть плохим, когда есть кому жалеть и любить тебя, что ты плохой. Я об этом очень тоскую. Это, кажется, для всех, но не для меня. Прости, если груб был с тобой, это напускное, ведь главное-то стержень, о котором ты хоть маленькое, но имеешь представление. Сижу, бездельничаю, а вербы под окном ещё как бы дышат знакомым дурманом. Вечером буду пить пиво и вспоминать тебя… P. S. Если вздумаешь перекинуться в пространство, то напиши».

          Сардановская – Есенину:
          «Совсем не ожидала от себя такой прыти — писать тебе, Сергей, да ещё так рано, ведь и писать-то нечего, явилось большое желание. Спасибо тебе, пока ещё не забыл Анны, она тебя тоже не забывает. Мне несколько непонятно, почему ты вспоминаешь меня за пивом, не знаю, какая связь. Может быть, без пива ты и не вспомнил бы? Какая восхитительная установилась после тебя погода, а ночи — волшебство! Очень многое хочется сказать о чувстве, настроении, смотря на чудесную природу, но, к сожалению, не имею хотя бы немного слов, чтобы высказаться. Ты пишешь, что бездельничаешь. Зачем же так мало побыл в Константинове. На празднике 8-го было здесь много народа, я и вообще все достаточно напрыгались...»

          20 октября 1916 года поэт отправляет последнее из сохранившихся писем к Сардановской: «Очень грустно. Никогда я тебя не хотел обижать, а ты выдумала. Бог с тобой, что не пишешь. Мне по привычке уже переносить всё. С. Е.».
          Жаль, что сохранились только три письма Сергея Анне Сардановской.

          В апреле 1918 года Сардановская,  вышла замуж за учителя Дединовской школы В.Олоновского. (По другим сведениям это событие состоялось в 1920 году).
          Есенин, приехав летом в родное село и узнав эту новость, написал Сардановской (в это лето её не было в Константинове) письмо и «передал  монашке - свидетельнице их слов:  «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас, пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом». Сергей попросил передать это письмо Анне, когда она приедет. Та передала и спросила: «Что Серёжа пишет?» Анна с грустью в голосе сказала: «Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя сил хватит»».
 
          В мае 1920 года, когда Сергей узнал, что в Константинове гостит Сардановская, он снова приехал в родные края. Старшая сестра поэта так описывает эту примечательную встречу: «Марфуша говорила матери: – Потеха, кума! Увиделись они, Серёжа говорит ей: «Ты что же замуж вышла? А говорила, что не пойдёшь, пока я не женюсь». Умора, целый вечер они трунили друг над другом».

          В следующем году Есенин узнал трагическую новость. Седьмого апреля 1921 года Сардановская умерла во время родов. Она родила двойню. Один ребенок умер вместе с матерью, второй мальчик Борис остался жить. Погиб во время ВОВ.
Смерть Анны была  потрясением для Сергея. Он очень тяжело переживал эту утрату. Его друг  И. Грузинов вспоминал:
          «Есенин расстроен. Усталый, пожелтевший, растрёпанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты:
          "У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю".

         В феврале 1924 года Есенин завершил работу над стихотворением «Мой путь», где есть такая строфа:
В пятнадцать лет
Взлюбил я до печёнок
И сладко думал,
Лишь уединюсь,
Что я на этой
Лучшей из девчонок,
Достигнув возраста, женюсь…
         Дальше была  дополнительная строфа, которую он вычеркнул:
Ведь это та,
Что в детстве я любил,
Та – На которой я хотел жениться…
О сердце! Перестань же биться,
Я это детство позабыл.

         Правильно говорят, что старая любовь не ржавеет.

         PS. После смерти Анны, все письма Сергея попали к ее сестре Серафиме, которая долго хранила их, но в конце жизни уничтожила.
«Я думала умру, кому они достанутся? Не хотела Анюту путать с Сергеем. Она вышла замуж за хорошего человека. Если бы не смерть!...»

Интересно сложилась судьба мужа Анны Олоновского В.А.
С 1924 года он живет в Москве. В 1936 году по конкурсу поступает в ансамбль песни и пляски Красной Армии. Награжден орденом Красной звезды, золотыми часами наркома обороны. В 1954 году вышел на пенсию и в 1963 году трагически погиб.