Бывший из настоящего

Александр Солоницын
 

                Чего нам не хватает, чтобы жилось легче, веселее?
                Элементарного уважения друг другу
                и ответственности за завтрашний день.

Для того, чтобы заниматься внедрением нового производства необходим опыт, а  опыт достаётся нам особенно дорого. Откуда у наших бизнесменов столько уверенности в собственной состоятельности? Спроси любого из них:
- Вы умеете играть на рояле?
Ответят приблизительно так:
- Не разу не пробовал, но думаю, что получится.
Затевая любой проект, часто выдают такую наивность, а потом обижаются на инвесторов:
- Почему не дают денег, ведь я такой особенный и уверенный, со мной ни каких рисков?

Суть рассказа в том, что мы в нашем "прорыве" или "рывке" в развитии экономики потеряли что-то очень важное. Скорее всего потому, что не определили направление рывка.
 Занимаясь разработкой проектов и их внедрением, мне часто приходилось сталкиваться с особенными людьми. Это очень интересная работа.
Однажды, бывший председатель колхоза, а ныне состоявшийся фермер планировал расширить переработку молока со своих ферм.
Понимая, что он затевает не простое дело, обратился к специалисту, то есть случайно выбрал меня. Прежде чем готовить договор, необходимо было встретиться и  понять, что он хочет и как себе представляет будущий бизнес. А мне рассказать ему, чем я могу быть полезен, какие распространённые ошибки бывают и как их обойти. Составить Техническое Задание на разработку проекта, определить эффективность проекта. Определить инвестора. Одним словом – понять друг друга.
 Дороги меня возбуждают и приносят удовольствие, и не надо меня уговаривать, приехать.
Свернув с основной трассы, мне оставалось около 160 км по просёлочным дорогам. Вторая половина дня, солнце норовило светить прямо в глаза, не разгонишься, особенно на поворотах и в лесу, да и хочется рассмотреть неописуемую красоту  кругом. Особенно, если знаешь историю этих мест и понимаешь, что где–то здесь разворачивались знаковые для России события в тринадцатом веке.
Как только открывалась панорама, я останавливался и залюбовался пейзажем. На выходе из леса открылся вид с логом и речкой на дне его. Река, которая не отличалась особенно своими размерами, однако верно служила местному населению. Без плотин, весной она разливалась и увлажняла пойму заливных лугов, всю низменность, а летом служила источником воды, рыбы, местом отдыха взрослых и детей, местом выпаса животных. Насмотревшись на панораму, я спустился к мосту. Их было два, старый и новый, а между ними стрежень с перекатом. Солнце как раз позволяло рассмотреть перекат до дна, вода очень чистая. Красиво, когда на течении среди водорослей гуляют жирные голавли и другая рыбка, помельче. Можно было не спешить, так как я вполне успевал к назначенному времени, захотелось искупаться. У меня всегда с собой два спиннинга и две хорошие поплавковые удочки. После купания я взялся за спиннинг. На четвёртый заброс зацепился на блесну приличный голавль, потом ещё и ещё. Рыбу я беру только тогда, когда нужно её съесть, не откладывая, и ровно столько, чтобы съесть сразу, поэтому я отпустил всю пойманную рыбу. Река – живая и очень гостеприимная. До дома заказчика оставалось не более трёх  километров, а по факту оказалось и того меньше. Переговоры прошли успешно, хотя закончили воспоминаниями прошлой жизни далеко за полночь. Мне заказчик понравился, как человек, который любит свою работу и свой край. Для себя я сделал отметку, что смогу помочь ему и у него всё получится.
На следующее утро до рассвета я уже был на реке, люблю пробежаться утром по росе. Над рекой густой туман не позволял рассмотреть окрестности, зато было слышно, как в реке кипит жизнь. На берег вышел огромный лось. Он заворожил меня,  в нем чувствовалась сила и уверенность, меня он принял за гостя и позволил наблюдать за собой и рекой. Неожиданно под берегом сильный всплеск нарушил тишину, как будто прыгнул в воду человек. Лось сменил гордую позу и сам поинтересовался, что же там происходит, убедившись, что это рыба он сконфузился, оглядываясь на меня, сделал вид, что подошёл испить водицы.
Мой заказчик подтвердил, что рыбы в реке много, и воду из реки они пьют без термической обработки. Он явно гордился своей природой и местом расположения своего хутора. Река в этом месте делала большую петлю, аккурат вокруг возвышенности, на которой был его дом. Свои фермы и переработку он расположил далеко от речки и с хорошими очистительными сооружениями, оправдываясь, что на них пришлось потратиться, а теперь денег не хватает для расширения бизнеса, нужен инвестор. Знакомясь с его хозяйством, я невольно отмечал хозяйский подход, смекалку и уважение к нему работников. Имеющаяся продукция отличалась качеством, начало становления бренда уже состоялось, проблем со сбытом не предвидится. Наметили последовательность шагов в работе, и я откланялся.
Подготовка разрешительных документов и согласований затянулась. Человек он был честный, бывший, и договариваться с сегодняшними чиновниками ему было очень сложно, его бесила их неуёмная жадность и желание разбогатеть здесь и сейчас, а государство норовило забрать побольше даже с инвестиционных денег.
Очень справедливым было сравнение его ещё не состоявшегося производства с тёлочкой, с которой можно получить доход только время спустя, а не сразу после рождения.
 Прошёл год. Когда, наконец, всё было готово, перед приездом инвестора и подписанием договоров с поставщиками оборудования и технологии, мне необходимо было убедиться в отсутствии сюрпризов, и посетить заказчика ещё раз уже за свой счёт. По правде сказать, я с удовольствием отправился теперь уже почти в гости к этому замечательному человеку. Добрался я к нему уже вечером. Хорошая встреча двух почти единомышленников, и обильный ужин в традициях гостеприимства. Хозяин явно устал или был озабочен чем–то, нервничал. Не было в нём уже прежнего задора и азарта. По ходу встречи выяснилось, что произошли некоторые перемены в природе и дома. За согласование места строительства завода переработки с министерством культуры  запросили сумму в годовой доход его бизнеса за одну подпись, объясняя это тем, что они должны провести  титаническую работу и убедиться, что на этом месте нет исторических памятников и захоронений. Выше по реке построили комбинат строительных материалов и отравили реку, теперь она мёртвая, коровы отказываются пить воду из реки. Это сказалось на качестве кормов с заливных лугов, и сыр с такого молока не «встаёт», нужно переделывать всё обоснование проекта, переставляя объёмы и ассортимент продукции. Видя, что перспектива развития семейного бизнеса покачнулась, собралась уехать его любимая дочка с семьёй. За столом сидели, как на поминках.
Что творят люди ради выгоды? У современных бизнесменов, получается, проходить все согласования быстро, не задумываясь о людях этих территорий и о себе, в конце концов. У них тоже есть дети, и они точно уловят и перехватят отношение своих родителей к людям и к ним самим, прежде всего. В пылу азарта и гонки, они этого не понимают.
 Как должна работать система, чтобы исключить такие сбои с поправкой на дебилов? Это очень сложный вопрос. Похоже, время исправлений уже мы упустили, проехали.
Утром я убедился, что река мертвая, спускаясь по склону к реке, ощущал горьковатый привкус тумана, купаться уже расхотелось, а появилось настроение, не мешкая уехать отсюда и не смотреть, как мучается настоящий хозяин этих мест, бывший из настоящего. Только этого никто не увидел, не принято у нас взаимное уважение, потерялось оно в экономическом рывке только не вперёд, а назад, в будущее России. Долго  потом ещё придётся переделывать ошибки, допущенные вчера. Как подготовить детей к этому?

    фото из свободного доступа интернета