Удивительна Иудейская пустыня. В отличие от иных пустынных безжизненных мест планеты,
здесь думается только о жизни.
Хотя великий библейский праотец не ступал на землю обетованную, но здесь сейчас мне представился именно он, Моисей, высокий, широкоплечий, степенный, с богатой седой окладистой бородой, от одного вида которого понимаешь - не рядовой человек. Рисунки и гравюры в книгах о Законе Божием часто иллюстрируют пророка именно в подобном образе.
Вот он стоит на вершине этого холма, уходя своим ростом бесконечно вверх, подпирая головой небеса, монументальный взгляд направлен в вечность... А за ним... история. За ним - тысячи людей: семьи с детьми, поклажами, провизией, бытовыми вещами. За время синайского похода сменилось поколение. Сорок лет в пути. Как они тут жили? Сорок лет в пустыне! Непостижимо! Может, тогда были несколько другие условия, климат не такой жесткий? Я бы тут и дня не выдержала. Какое, должно быть, необходимо смирение, терпение, единство. Хотя были и бунты. Было идолопоклонство. Припоминается из какого-то источника, что численность евреев была несколько сотен тысяч. Правда, по иным источникам, количество людей в синайском походе составляло под миллион.
И загадочный промысел на сорок лет, ведь из Египта в Палестину можно перейти за несколько недель!
Всегда интересна тема большой группы людей в единстве и под руководством одного лидера. Такой лидер непременно должен быть в высшей степени харизматичной личностью.
Непременный атрибут пророка – посох, самый загадочный и самый могущественный артефакт истории.
Упоминание жезла и посоха в Псалме 22:4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры. А в главе 23, стих 21 Второй Книги Царств Жезл упоминается как оружие.
Жезл Моисея был пастушеским посохом - поскольку Моисей пас овец и его посох не носил мистического значения. Сверхъестественные чудеса с его использованием начались только с Египетских казней - когда чудеса происходили и без жезла.
Известно, что впервые с этим посохом был спущен из Рая Пророк Адам. Посох оставался на земле до тех пор, пока ангел Гавриил не передал его Пророку Моисею.
Посох был длиной в десять локтей и обладал удивительными возможностями. Однажды он превратился в змею с гривой как у лошади и пастью, ширина которой была сорок локтей. Это существо заглатывало все на своем пути, будь то скалы или деревья, и Моисей слышал треск камней в ее пасти. Всевышний дал откровение Пророку, чтобы Он просунул руку в пасть этой змеи для укрепления Своего сердца, что являлось для Него еще одним чудом. Пророк выполнил повеление и просунул руку в пасть между ее зубами. Тогда змея опять превратилась в посох.
Пророк Моисей, опирался на него при ходьбе. Посох беседовал с Пророком, в пути и не давал Ему скучать. У посоха была рогатка (разветвление из двух веток), на которую пророк вешал ношу – лук и стрелы. Когда наступала ночь, оба конца загорались как свечи и освещали пространство. Когда пророк хотел напиться из колодца, посох удлинялся и его рогатка превращалась в нечто подобное ведру, опускаясь за водой. Бывало, оказавшись в пустынной местности, не находил колодцев, вонзал посох в землю и из него выходила вода, которая исчезала, когда пророк вытаскивал посох. Если Моисей хотел отведать фруктов, то вонзал посох в землю: он покрывался листьями и на нем появлялись плоды. Во время сильного зноя пророк устанавливал посох на земле и на удлинившиеся ветви рогатки вешал свою накидку и отдыхал в тени.
Пророк сбивал им листья с деревьев для того, чтобы овцам, которых он пас, было легче кормиться. Если на овец нападал хищник или враг, то посох сражался с ними и прогонял от стада. Когда некоторые овцы отдалялись от стада, то по воле всевышнего посох возвращал их обратно. Особенное чудо, связанное с посохом, свершилось, когда евреи вышли из земли фараона, войско которого преследовало их. Когда пророк достиг берега моря, всевышний дал ему откровение, чтобы он ударил посохом о море.
Пророк ударил и море расступилось, разделившись на двенадцать проходов. Между каждым проходом была вода, подобная огромной горе.
Моисей - одна из ключевых фигур Торы (Ветхого Завета). Действуя от имени Богa, он вывел евреев из рабства, наслал на Египет десять казней, возглавлял в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, принёс им закон с горы Синай и готовил их к жизни на Земле обетованной. Собственно, в четырех последних книгах Торы, кроме Моисея, больше ни о чем не говорится (не считая самих законов).
Моисей родился в период пребывания евреев в египетском плену, в тот страшный момент, когда фараон приказал утопить всех еврейских младенцев мужского пола. Его мать, желая сохранить сыну жизнь, пустила его в корзине по Нилу. Плач ребенка услыхала дочь фараона, пожалела его и усыновила. Конечно, будущий освободитель евреев не случайно воспитывался как египетский царевич. Если бы Моисей рос в рабстве вместе со своими соплеменниками, у него никогда бы не развились мудрость и смелость, необходимые, чтобы возглавить восстание. Тора сообщает лишь о трех событиях жизни Моисея до того, как Бог избирал его пророком. Юноша Моисей, увидев, как египетский надсмотрщик бил еврейского раба, возмутился и убил надсмотрщика. На следующий день он захотел примирить двух дерущихся евреев, но "неправый" из них обиделся и произнес: "Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?" Моисей, понимал, что он в опасности; ведь хотя высокий статус и защищал его от наказания за убийство простого надсмотрщика, но убийство человека, исполнявшего свои обязанности перед фараоном, могло быть истолковано как мятеж против царя.
Действительно, фараон приказал убить Моисея, и он сокрылся в Стране Мидиан и оказался втянутым в другой кон¬фликт, защищая дочерей миданского жреца от оскорбления пастухами.
Более того, он защищал не только своих. Он вмешивался и когда не еврей угнетал еврея, и когда дрались два еврея, и когда не евреи угнетались другими не евреями.
Моисей женился на одной из дочерей мидианского жреца, и стал пастухом стада своего тестя. Однажды, когда он со стадом удалился в пустыню, ему явился ангел Господа в виде горящего, но не сгорающего куста. Символика этого чуда очень показательна: в мире, где обожествлялась природа, Бог показал, что Он сильнее ее. Однажды Бог приказал Моисею отправиться в Египет, и вместе со своим братом Аароном он предъявляет фараону требование, перевернувшее весь мир: "Отпусти народ мой". Фараон отказался. Тогда Бог наслал на Египет десять казней и сыны Израиля ушли оттуда. Несколькими месяцами позже, в Синайской пустыне, Моисей взобрался на гору Синай и спустился с нее с Десятью заповедями. Но за время его отсутствия израильтяне предались оргиям и поклонению Золотому тельцу. Этот эпизод очень показателен: евреи сохраняли верность Богу или Моисею лишь когда Бог или Моисей предпринимали для этого специальные усилия. Иначе сыны Израиля возвращались в аморальное состояние, идолопоклонствуя.
Моисей сердился на евреев, когда они грешили, но никогда не отказывался от них - даже когда это делает Бог. На гневное обещание Бога в один из таких случаев уничтожить всех евреев и произвести от Моисея другой народ, он отвечал: "(Тогда) сотри и меня из книги Твоей" (Исход, 32:32). Закон, который Моисей принес евреям, намного шире Десяти заповедей. Помимо многих ритуальных правил, евреям предписывается любить Бога, равно как и трепетать перед Ним, любить ближних, как самих себя, и любить чужеземцев (т.е. живущих среди них не евреев) - тоже как самих себя.
Несмотря на все заслуги Моисея, Всевышний запретил ему вступить в страну Израиля.
Причина запрета отчетливо связывается с эпизодом в книге Чисел, когда евреи гневно потребовали от Моисея обеспечить их водой. Бог велел Моисею собрать всех и сказать "скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду". Раздраженный постоянными жалобами и плачем евреев, Моисей сказал им: "Слушайте же, непокорные, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?" Затем он дважды ударил по скале своим посохом, и вода вырвалась наружу(Числа, 20:2 - 13).
Именно этот эпизод неповиновения самого Моисея - удары по скале вместо слов (как повелевал Бог) - обычно приводится для объяснения того, почему Бог наказал Моисея и запретил ему вступать на землю Израиля. Однако это наказание столь несоразмерно проступку, что настоящая причина Божьего запрета явно лежит глубже.
Профессор Университета в Беркли Якоб Милгром пояснил, что проступок Моисея состоит во фразе "из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?", точнее - в слове "нам", подразумевающем, что именно Моисей и его брат Аарон, а не Бог сотворят чудо. В главе 27 книги Чисел сказано, что, когда десять из двенадцати соглядатаев возвратились из Кнаана и мрачно предсказали, что евреи никогда не смогут завладеть этой землей, израильтяне стали бранить Моисея. И он, видимо, "сорвался": "И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Израилевых" (Числа, 14:5). Два соглядатая, Иисус Навин и Калев, отвергли выводы большинства, "разорвали одежды свои" и стали увещевать евреев, что "земля эта очень, очень хороша" (Числа, 14:7). Позже, когда Моисей произносит свои последние наставления израильтянам, он вспоминает об этом случае: "И услышал Господь голос речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: "Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим..." и на меня прогневался Господь, говоря: "И ты не войдешь туда. Иисус Навин, стоящий перед тобою, он войдет" (Второзаконие, 1:34 - 38).
Несмотря на два этих печальных случая, Моисей произвел своим монотеизмом такое сильное впечатление, что в последующие 3000 лет евреи никогда не путали посланника с автором этого послания.
Однако философ Вальтер Кауфман заметил: "В Греции герои прошлого считались отпрысками богов и детьми богинь... в Египте фараон считался божественным"; но несмотря на все почитание евреями Моисеем - "и не было более пророка в Израиле, как Моисей" (Второзаконие, 34:10) - ни один из еврейских мыслителей никогда не считал Моисея кем-то большим, нежели человеком.
Глядя на расстилавшуюся передо мной пустыню, история в крайне сжатой форме проносится в сознании и перед глазами. Как вообще, каким образом можно представить события, происходившие здесь тысячи лет назад?
В своё время изучение Ветхого Завета на специальных епархиальных курсах не утолило моего любопытства к бездне информации по ветхозаветной истории и не уменьшило источник вопросов, лишь в незначительной степени утолило жажду.
Моим мыслям было тесно в скучной длиннющей генеологии и хронологии рождений и смертей пророков, судей, царей, членов их семей, которая никак не хотела запоминаться. Огромнейший пласт истории с глубоким символизмом, подтекстами, многоплановостью требовал более глубокой переработки, чем всего лишь обозначение на линии времени праобразов явления Христа.
Однажды волей случая обратившись к трактовкам раввинов, мне стало ясно, что в христианской традиции многое из Ветхого Завета утеряно или искажено.
Неудивительно. Ведь светская история переписывается каждые 20 лет, и связывается с приходом новой власти. Очевидно, то же самое относится и к культовым книгам.
В самом деле, что говорить о событиях сотни лет назад, если мы не помним, что было два поколения назад. Эмигранты перестроечной Алии не поверят, но сегодняшние школьники не знают события, связанного с датой 22 июня. Не говоря уже об элементарных знаниях о ВОВ.
А ещё два столетия назад, во времена А.С.Пушкина, было делом чести вызвать на дуэль за резкое слово, или хотя бы намек на него. А сейчас дело «чести» – набить за это морду.
Традиции и нормы морали, также как и исторические события, меняются и подменяются часто и глубинно.
Но очень хочется думать, что там, именно в недрах старины глубокой были люди, достойные подражания, богатыри, будоражащие воображение и внушительным внешним видом, и совершёнными подвигами. Любое поколение людей, независимо, осознает или нет, в той или иной мере нуждается в высоких образцах, в вечных эталонных образцах, которые всегда находятся внутри своей культуры. Часто они забыты. Намеренно затерты и вычеркнуты из памяти поколений как никогда не существовавшие. Как выдумка. Но генетика поколений всегда хранит память по высокому:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
И что народная традиция «из уст в уста» сохранила именно о тех, " которых мы должны принять за образцы". (из М.Л.Лермонтова)
Хочется больше знать, больше. Но не домыслы и пресные перетирания событийности, а подлинные события и их всевозможные трактования. Но не в угоду власти, а по-богословски.
У нас, христиан, с иудеями общая часть священного писания. Следовательно, по моему разумению, трактовки событий Ветхого Завета должны совпадать.