Изр. гл. 4 Моисей

Галина Каминская
               Удивительна Иудейская пустыня.  В отличие от иных  пустынных безжизненных  мест планеты,
                здесь  думается только о жизни.
     Хотя великий библейский праотец не ступал на землю обетованную,  но здесь сейчас мне представился именно он, Моисей, высокий, широкоплечий,  степенный,   с  богатой седой окладистой   бородой,  от одного вида которого понимаешь - не рядовой человек.  Рисунки и гравюры  в книгах о Законе Божием  часто   иллюстрируют   пророка именно в подобном образе.
               Вот он стоит на вершине этого холма,   уходя своим ростом бесконечно вверх, подпирая головой небеса,  монументальный  взгляд направлен  в вечность...   А за ним... история.  За ним - тысячи людей: семьи с детьми,  поклажами, провизией, бытовыми вещами. За время синайского похода сменилось поколение.  Сорок лет в пути.  Как они тут жили?  Сорок лет в пустыне!  Непостижимо!  Может, тогда были несколько другие условия, климат не такой жесткий? Я бы тут и дня не выдержала. Какое, должно быть, необходимо смирение, терпение, единство. Хотя были и бунты. Было идолопоклонство.  Припоминается из какого-то источника, что численность евреев была  несколько сотен тысяч. Правда, по иным источникам, количество людей в синайском походе составляло под миллион.
           И загадочный промысел  на сорок лет, ведь  из Египта в Палестину можно перейти за несколько недель!

         Всегда интересна тема большой группы людей в единстве и под руководством одного лидера. Такой лидер непременно должен быть в высшей степени харизматичной личностью.
        Непременный  атрибут пророка – посох, самый загадочный и самый могущественный артефакт истории.
       Упоминание жезла и посоха в Псалме 22:4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для  защиты, а второй - как палка для опоры. А в главе 23, стих 21  Второй Книги  Царств Жезл    упоминается как оружие.

       Жезл Моисея был пастушеским посохом - поскольку Моисей пас овец и его посох не носил  мистического значения. Сверхъестественные чудеса с его использованием начались только с Египетских казней - когда чудеса происходили и без жезла.

        Известно, что впервые с этим посохом был спущен из Рая Пророк Адам. Посох оставался на земле до тех пор, пока ангел Гавриил не передал его Пророку Моисею.
       Посох был длиной в десять локтей и обладал удивительными возможностями. Однажды он превратился в змею с гривой как у лошади и пастью, ширина которой была сорок локтей. Это существо заглатывало все на своем пути, будь то скалы или деревья, и Моисей слышал треск камней в ее пасти. Всевышний дал откровение Пророку, чтобы Он просунул руку в пасть этой змеи для укрепления Своего сердца, что являлось для Него еще одним чудом. Пророк  выполнил повеление и просунул руку в пасть между ее зубами. Тогда змея опять превратилась в посох.
        Пророк Моисей,  опирался на  него при ходьбе. Посох беседовал с Пророком,  в пути и не давал Ему скучать. У посоха была рогатка (разветвление из двух веток), на которую пророк вешал ношу – лук и стрелы. Когда наступала ночь, оба конца загорались как свечи и освещали пространство. Когда пророк хотел напиться из колодца, посох удлинялся и его рогатка превращалась в нечто подобное ведру, опускаясь за водой. Бывало,  оказавшись в пустынной местности, не находил колодцев,  вонзал посох в землю и  из него выходила вода, которая исчезала, когда пророк  вытаскивал посох. Если Моисей  хотел отведать фруктов, то вонзал посох в землю: он покрывался листьями и на нем появлялись плоды. Во время сильного зноя пророк  устанавливал посох на земле и на удлинившиеся ветви рогатки вешал свою накидку и отдыхал в тени.
          Пророк  сбивал им листья с деревьев для того,  чтобы овцам, которых он пас, было легче кормиться.  Если на овец нападал хищник или враг,  то посох сражался с ними и прогонял от стада.   Когда некоторые овцы отдалялись от стада,  то по воле всевышнего посох возвращал их обратно.  Особенное чудо, связанное с посохом, свершилось, когда евреи  вышли из земли  фараона,   войско которого  преследовало их.   Когда пророк  достиг берега моря,   всевышний дал ему откровение,  чтобы он ударил посохом о море.
Пророк  ударил и море расступилось,  разделившись на двенадцать проходов.  Между каждым проходом была вода,  подобная огромной горе.

               
            Моисей - одна из ключевых фигур Торы (Ветхого Завета). Действуя от имени Богa, он вывел евреев из рабства, наслал на Египет десять казней, возглавлял в течение сорока лет скитающихся по пустыне евреев, принёс им закон с горы Синай и готовил их к жизни на Земле обетованной. Собственно, в четырех последних книгах Торы, кроме Моисея, больше ни о чем не говорится (не считая самих законов).
          Моисей родился в период пребывания евреев в египетском плену, в тот страшный момент, когда фараон приказал утопить всех еврейских младенцев мужского пола. Его мать, желая сохранить сыну жизнь, пустила его в корзине по Нилу. Плач ребенка услыхала дочь фараона, пожалела его и усыновила. Конечно, будущий освободитель евреев не случайно воспитывался как египетский царевич. Если бы Моисей рос в рабстве вместе со своими соплеменниками, у него никогда бы не развились  мудрость и смелость, необходимые, чтобы возглавить восстание. Тора сообщает лишь о трех событиях жизни Моисея до того, как Бог избирал его пророком. Юноша Моисей, увидев, как египетский надсмотрщик бил еврейского раба, возмутился и убил надсмотрщика. На следующий день он захотел примирить двух дерущихся евреев, но "неправый" из них обиделся и произнес: "Кто поставил тебя начальником и судьей над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?" Моисей, понимал, что он в опасности; ведь хотя высокий статус и защищал его от наказания за убийство простого надсмотрщика, но убийство человека, исполнявшего свои обязанности перед фараоном, могло быть истолковано как мятеж против царя.
        Действительно, фараон приказал убить Моисея, и он сокрылся в Стране Мидиан  и оказался втянутым в другой кон¬фликт, защищая   дочерей миданского жреца от оскорбления пастухами.
        Более того, он защищал не только своих. Он вмешивался и когда не еврей угнетал еврея, и когда дрались  два еврея, и когда не евреи угнетались другими не евреями.
       Моисей женился на  одной из дочерей мидианского жреца, и стал пастухом стада своего тестя. Однажды, когда он со стадом удалился в пустыню, ему явился ангел Господа в виде горящего, но не сгорающего куста. Символика этого чуда очень показательна: в мире, где обожествлялась природа, Бог показал, что Он сильнее ее. Однажды Бог приказал Моисею  отправиться в Египет, и вместе со своим братом Аароном он предъявляет фараону  требование, перевернувшее весь мир: "Отпусти народ мой". Фараон отказался. Тогда  Бог  наслал на Египет десять казней и сыны Израиля  ушли оттуда. Несколькими месяцами позже, в Синайской пустыне, Моисей взобрался на гору Синай и спустился с нее с Десятью заповедями. Но за время его отсутствия израильтяне предались оргиям и поклонению Золотому тельцу. Этот эпизод очень показателен: евреи сохраняли верность Богу или Моисею лишь когда Бог или Моисей предпринимали для этого специальные усилия. Иначе сыны Израиля возвращались в аморальное состояние,  идолопоклонствуя.
       Моисей сердился на евреев, когда они грешили, но никогда не отказывался от них - даже когда это делает Бог. На гневное обещание Бога в один из таких случаев уничтожить всех евреев и произвести от Моисея другой народ, он отвечал: "(Тогда) сотри и меня из книги Твоей" (Исход, 32:32). Закон, который Моисей принес евреям, намного шире Десяти заповедей. Помимо многих ритуальных правил, евреям предписывается любить Бога, равно как и трепетать перед Ним, любить ближних, как самих себя, и любить чужеземцев (т.е. живущих среди них не евреев) - тоже как самих себя.

         Несмотря на все заслуги   Моисея,  Всевышний запретил ему вступить в страну Израиля.
          Причина запрета отчетливо связывается с эпизодом в книге Чисел, когда евреи гневно потребовали  от Моисея обеспечить их водой. Бог велел Моисею собрать всех и сказать "скале пред глазами их, чтоб дала она из себя воду". Раздраженный постоянными жалобами и плачем евреев, Моисей сказал им: "Слушайте же, непокорные, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?" Затем он дважды ударил по скале своим посохом, и вода вырвалась наружу(Числа, 20:2 - 13).
         Именно этот эпизод неповиновения самого Моисея - удары по скале вместо слов (как повелевал Бог) - обычно приводится для объяснения того, почему Бог наказал Моисея и запретил ему вступать на землю Израиля. Однако это наказание столь несоразмерно проступку, что настоящая причина Божьего запрета явно лежит глубже.

             Профессор Университета в Беркли Якоб Милгром пояснил, что проступок Моисея состоит во фразе "из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?", точнее - в слове "нам", подразумевающем, что именно Моисей и его брат Аарон, а не Бог сотворят чудо. В главе 27 книги Чисел  сказано, что, когда десять из двенадцати соглядатаев  возвратились из Кнаана и мрачно предсказали, что евреи никогда не смогут завладеть этой землей, израильтяне стали бранить Моисея. И он, видимо, "сорвался": "И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Израилевых" (Числа, 14:5). Два соглядатая, Иисус Навин и Калев, отвергли выводы большинства, "разорвали одежды свои" и стали увещевать евреев, что "земля эта очень, очень хороша" (Числа, 14:7). Позже, когда Моисей произносит свои последние наставления израильтянам, он вспоминает об этом случае: "И услышал Господь голос речей ваших, и разгневался, и поклялся, сказав: "Никто из людей этих, из этого злого рода, не увидит доброй земли, которую Я поклялся отдать отцам вашим..." и на меня прогневался Господь,  говоря: "И ты не войдешь туда. Иисус Навин, стоящий перед тобою, он войдет" (Второзаконие, 1:34 - 38).
         Несмотря на два этих печальных случая, Моисей произвел своим монотеизмом такое сильное впечатление, что в последующие 3000 лет евреи никогда не путали посланника с автором этого послания.

          Однако  философ Вальтер Кауфман заметил: "В Греции герои прошлого считались отпрысками богов и детьми богинь... в Египте фараон считался божественным"; но несмотря на все почитание евреями Моисеем - "и не было более пророка в Израиле, как Моисей" (Второзаконие, 34:10) - ни один из еврейских мыслителей никогда не считал Моисея кем-то большим, нежели человеком.

             Глядя на расстилавшуюся передо мной пустыню,  история  в крайне сжатой форме проносится в сознании и перед глазами. Как вообще, каким образом можно представить события, происходившие здесь  тысячи лет назад?

                В своё время изучение Ветхого Завета на специальных епархиальных  курсах  не утолило моего любопытства к бездне  информации  по ветхозаветной истории и не  уменьшило источник вопросов, лишь в незначительной степени  утолило жажду.
               Моим мыслям   было тесно  в  скучной длиннющей генеологии и  хронологии  рождений и смертей пророков, судей, царей, членов их семей, которая никак не хотела запоминаться. Огромнейший  пласт истории с глубоким символизмом, подтекстами, многоплановостью  требовал более глубокой переработки, чем всего лишь обозначение на линии времени праобразов явления Христа.

         Однажды волей случая  обратившись к  трактовкам раввинов,  мне стало ясно, что в христианской традиции многое из Ветхого Завета утеряно  или искажено. 
         Неудивительно. Ведь светская история переписывается каждые 20 лет, и связывается с приходом новой власти.   Очевидно, то же самое относится и к культовым книгам.
          В самом деле, что говорить о событиях сотни лет назад, если мы не помним, что было два поколения назад.  Эмигранты перестроечной Алии не поверят, но  сегодняшние школьники не знают события, связанного с  датой 22 июня.  Не говоря уже об элементарных знаниях о ВОВ.
        А ещё два столетия назад, во времена А.С.Пушкина, было делом чести вызвать на дуэль за резкое слово, или хотя бы намек на него. А сейчас  дело «чести» – набить за это  морду.
       Традиции и нормы морали, также как и исторические события,  меняются и подменяются  часто и глубинно.
       Но очень  хочется думать, что там,  именно в недрах  старины глубокой были люди, достойные подражания, богатыри, будоражащие воображение и внушительным внешним видом,  и совершёнными подвигами.   Любое поколение людей, независимо, осознает или нет,  в той или иной мере нуждается  в высоких образцах, в вечных эталонных образцах, которые всегда находятся  внутри своей культуры. Часто они забыты. Намеренно затерты и вычеркнуты из памяти поколений как никогда не существовавшие. Как выдумка.  Но   генетика поколений всегда хранит память по высокому:
   
                — Да, были люди в наше время,
                Не то, что нынешнее племя:
                Богатыри — не вы!
          И что  народная традиция «из уст в уста» сохранила именно  о тех, " которых мы должны принять за образцы". (из М.Л.Лермонтова)

       Хочется больше знать, больше. Но не домыслы и пресные перетирания событийности,  а подлинные события и их  всевозможные  трактования. Но не в угоду власти, а по-богословски.
        У нас, христиан, с  иудеями общая часть священного писания. Следовательно, по моему разумению,  трактовки  событий Ветхого Завета должны совпадать.