Кто я? Глава 1

Иринга Тулуханова
                11 октября 2020.

   Я родилась в Якутии, выросла и живу в Восточной Сибири, являюсь типичным представителем коренного населения до Якова Похабова, "который со сто стрельцы ..." к нам двинул, чтобы Россия прирастала Сибирью в 1686 году.

   Была подобная попытка с запада Руси еще при Иване Третьем в 1399, но тогда смельчаки дошли только до Уральских гор  и вернулись.

  Второе. В четырехлетнем возрасте по кубикам научилась читать. Как раз двоюродная сестра в первый класс пошла, а жили они у нас, они с матерью делали уроки буквы, а я подставляла стульчик, активно участвовала, пока не научилась.

   Может, мне уже тогда внушили, что я умнее, и мы с сестрой стали отходить друг от друга, хотя она в школьной столовой не ела, а на сэкономленные деньги покупала мне книжки. Каждый день. Но я тогда думала, что так и надо. И радовалась не поступку сестры, а книгам.

   Когда я стала учиться в той же школе, где училась сестра, учителя хором стали говорить, что я учусь лучше, а у сестры поведение лучше. И мы еще больше отдалились друг от друга.


   Выросла я в многонациональной деревне, но без родителей, у бабушки, а родственники-буряты приезжали иногда, устраивали такой шалман на две недели, варили национальный невкусный чай с молоком в моем чайнике, в котором без них бабушка варила грузинский чай, наливала в стакан граненый, я размешивала сахар ложечкой, потом наливала в блюдечко, ругала бабушку, что обжигалась, и все равно было сладко и вкусно, а на скатерти были русские красавицы в сарафанах и кокошниках. А приезжали толпой буряты, родня, ни дать ни взять кочевники на автобусах и в кузовах грузовиков, они так и говорили "надо кочевать", ругали бабушку, что не учит меня бурятскому языку, бабушка оправдывалась на незнакомом мне языке, они переходили на тарабарский язык, мне было непонятно, но поначалу весело, я подражала им и говорила "тарабарабелемене", они опять начинали, что, мол, надо учить свой язык, своим я считала русский и  поправляла их произношение, а также грамматические, речевые ошибки.

   Это, конечно, неправильно. Но сейчас поздно.

   Так вот, приезжали кочевники, и тут такое начиналось: во-первых, они бегали за водкой (огненной водой), и оставались на недели две, решали, куда кочевать надо, потом просыпались в них национальные традиции, начинали в летней кухне переделывать печку, плиту саму в подобие котелка, чтоб там как-то самогон получался или тарасун.

   Потом мои родственники расходились вовсю и начинали колоть барана, если была осень и если был баран.

   Мы, ребятишки, были на подхвате, короче, полдеревни вставало на уши.

   Вообще, мы, дети, обожали всяческие сабантуйчики в селе.

   Ах, эти русские свадьбы, проводины, встречины, дни рождения.
Сначала приходили приглашенные гости, потом желающие под разными предлогами: почтальонка приносила какое-нибудь письмо или газету, соседка - за солью, муж - за женой, бабка - за дедкой, пока вся деревня не соберется. Благо столы были большие, раздвигались, приставлялись другие столы, это было так у всех, скамейки длинные были в каждом доме, кто-нибудь сидел на крышке от зингеровской швейной машинеи, на чурбачках, в общем, все сидели, тащили из домов тарелки, ложки, вилки, грибы, огурцы соленые, капусту квашеную, сало, картошку варили, жарили, включали радио с пластинками, это у тети Шуры было, нашей соседки.

   Мы, ребятишки, были главными помощниками в этих гулянках: бегали в магазин за водкой, бражку приносили, она всегда спрятанная была, но все знали, где, коров загоняли, ели тут же, даже водку в рюмки налить могли, а сами рядом сидели и играли в гулянку, наливали воду в детские посудки, чокались и говорили:

  - Давай пей.

  - Ой, не буду.

  - Пей, пей.

  - Крепкая какая.

    И губы вытирали. А взрослые нас за это ругали и выгоняли.

    Вот такое детство.

 
                11 октября 2020.