Бомба для апокалипсиса

Юнгер Анна
«ДОВОД» — фильм Кристофера Нолана о парадоксах времени. Когда из XX века можно забрать в XXX озоновый слой. А радиацию скинуть в прошлое. Запустить события задом наперёд. Увидеть себя тогдашнего — но не сближаться. Иначе — аннигиляция, и взрывом унесёт в будущее часть атмосферы земли.

Кислорода у потомков не осталось. Они хотят устроить ядерный апокалипсис... и забрать озоновый слой. 

Метод взят из «Острова вчерашнего дня» Умберто Эко. Есть в Тихом океане земля, где одна нога стоит в «сегодня» — другая во «вчера». И где для Всемирного потопа Бог переносил воду из минувшего дня в новый. Притом не ту, что дождь накапал за день — а всё, что натекло до того. В геометрической прогрессии.

Ибо 40 дней мало — чтоб затопить землю. 

По этому принципу у Нолана потомки переносят озоновый слой. Взрывают Киевскую оперу (отсыл к Норд-Осту). Бомбу для апокалипсиса собирают по частям. Всего их 9. Каждую несёт из будущего некий Нил (Роберт Паттинсон). Дверь между мирами открывается паролем: tenet (довод).

Это — код земли.

Капсула-взрыватель у русского олигарха Андрея. Он и добыл радиоактивный плутоний на военном заводе. По фильму, если его убить — земля взорвётся? И чем чёрт не шутит... уберечь олигарха нанят страж Протагонист. Но Барбара — жена Андрея — стреляет в мужа, чтобы вернуть сына, которого тот украл.

Материнская любовь сильней идеи?

И апокалипсис не наступает. Включается обратная перемотка, чтобы всё исправить. Авто едут задним ходом. Люди — спиной вперёд. И хотя изо рта у них не валятся съеденные булки — они-таки добираются в прошлое, к военному заводу. И уничтожают.

Планета спасена!

Взорвали, собрали — вот и всё кино. Озвучка отвратная. В оригинале олигарх произносит слова наоборот: овелан аварпс. А в русском переводе — нет. Смысл исчезает. Если в «Матрице» был катарсис, то у Нолана — бесчувствие как признак конца света? 

К концу маразм и впрямь крепчает. Выясняется — что враг, которого чуть не убил Протагонист — он сам, только из будущего и в шлеме. Потом его самого в шлеме чуть не убивает «прошлый он». Сюжета эти фокусы не добавляют, ибо его нет. Видно, бомба Нолана — абракадабра? А апокалипсис — сама картина... 

Его фильм «Начало» — один из лучших в истории кино!

Концы удаются хуже.