Инвариантность

Валерий Шигарин
                Инвариантность.

 
    Ночь уронила  на землю своё звёздное покрывало. Где-то за окном вздыхает, укрытое им, море. Я чувствую его запах, слышу спокойное шуршание волн. Тишина…  Она пленила мой дом. Только неугомонные часы не пожелали сдаться и продолжают отбивать свое вечное «тик-так». Время бежит, торопиться, хотя и знает, не может не знать, что на него у меня есть теперь крепкая уздечка.
     В который раз гляжу на статуэтку на своём письменном столе – медведь обнимает лапами земной шар, словно прикрывая его собой. Но я-то знаю, что это вовсе не медведь, и у него в лапах не Земля, а совершенно другая планета, и что статуэтка создана далеко, далеко отсюда.
     Достаю из стола тетрадь, и снова  перечитываю её страницы. На них история, в которую  трудно, практически  невозможно, поверить. Но я и не преследую эту цель.
     Сзади подошла Марина и обняла меня за плечи.
   - Не спится? Я тоже не могу уснуть. Иногда думаю: а было ли всё на самом деле? Но ты здесь, рядом со мной, статуэтка реальна, как и яхта в бухте у причала, и этот дом, ставший нашим. Возможно, мы совершенно не знаем мир, в котором живём, и Марк был прав.

      Всё начиналось обычно, многие даже скажут, что буднично. Работа  закончена, и мне предстояло возвращение в головной офис компании, в которой  я трудился в настоящее время. Лететь самолётом почему-то не хотелось, да и в спешке не было особой необходимости. Позвонив в порт,  заказал билет на теплоход, курсирующий между Новой Зеландией и Австралией. Погода стояла отличная, и прогноз не обещал её скорое изменение. Впереди была неделя спокойного плавания. Хотелось, забыть о работе, свободно дышать морским воздухом и никуда не торопиться.
     Теплоход отходил рано утром. Вещей у меня было немного. Так что сборы не были сложными.
      Каюта первого класса обеспечивала достаточный комфорт. А, впрочем, я привык к частым переездам и готов был довольствоваться малым.
      Гудок. Небольшая суета,  и судно двинулось к выходу из бухты. Путешествие началось…
      Городок остался позади, а впереди расстилался необъятный океан. Свежий ветерок ласкал разгорячённое лицо и шептал на ухо о дальних странах и необыкновенных приключениях. Ох, этот всезнающий ветер! Я и не предполагал насколько он был прав.

      Тихий голос произнёс: «Извините. Вы русский?» Рядом стояла молодая женщина. Я удивлённо окинул себя взглядом. Она улыбнулась:
  - С Вами всё в полном порядке. Просто я научилась безошибочно определять своих соотечественников, да и стюарду  Вы ответили с лёгким акцентом. Такой акцент свойственен только  русским.
     При всей своей необъятности мир бывает тесен. Неожиданно, где-то на краю света, судьба свела меня с Мариной. Так звали  женщину, обратившуюся  ко мне.
    Слово за слово, мы разговорились. Марина покинула  Родину около года назад в поисках работы. Сейчас она переезжала к новому месту, которое ей предложили на более хороших условиях.  Дома остались родители-пенсионеры.
  - А пенсии у нас. Сами знаете? - говорила Марина – Надо помогать. Иначе не получается, я единственный ребёнок в семье.
    Она удручённо вздохнула. Я, в свою очередь,  рассказал немного о себе. Сказал о том, что возвращаюсь  в головной офис компании, в которой служу. О работе  упомянул вкратце: только то, что она связана с обеспечением безопасности в экстремальных ситуациях, и что недавно делал доклад на тему космических угроз, которые могут грозить человечеству. Марина живо заинтересовалась моими словами.
     За беседой время бежало быстро. Так всегда бывает, когда встречаешь приятного человека.
     Подошедший стюард пригласил на завтрак, и мы отправились в кают-компанию корабля. Она оказалась небольшой, чистой, уютной, а завтрак вполне приличным, и я уже ни капли не жалел о решении плыть морем.
     День промелькнул  быстро. Стоя на палубе, мы любовались заходящим Солнцем.  Раскалённый докрасна диск коснулся  океанской глади. От него к нам протянулась сверкающая дорожка.  Солнце медленно погружалось в океан и вместе с ним растворялось в воде его отражение.
   - Какая красота, - вздохнула Марина, - за работой не остаётся времени замечать то прекрасное, что может подарить нам природа.
     С моря потянул свежий ветерок, и мы спрятались под защиту бара. Слушали музыку, пили лёгкий коктейль и любовались необыкновенно яркими звёздами. Оказалось, чтобы быть счастливым, пусть на короткое время, человеку не так много и надо.
      Бар закрывался, и мы отправились к себе. Я проводил Марину до дверей её каюты и обнаружил, что она находится как раз напротив моей, через неширокий коридор. Говорят,  судьба бывает иногда к нам благосклонна. Жаль, что только слишком редко.
    Не знаю что: волнение последних дней, суета отъезда, впечатление от встречи с Мариной, лишили меня сил, и я провалился в сон, едва коснувшись подушки.
     Какое-то тревожное чувство мгновенно вырвало мены из объятий сна. В дверь стучали. Я вскочил на ноги и невольно пошатнулся. Судно сильно качало. Стюард, который  стучал в двери каюты, попросил задраить иллюминатор и надеть спасательный жилет. Из его  сбивчивых слов я понял, что судно попало в сильный шторм, о котором не сообщалось в прогнозе.
    Стюард побежал дальше, а я стал стучать в двери каюты Марины. Девушка была  растеряна. Она не знала, что надо делать, и  очень обрадовалась моему появлению. Задраив иллюминатор, я вытащил из ящика спасательный жилет и помог Марине его надеть.  По моей подсказке: документы телефон и деньги были сложены в полиэтиленовый  пакет  и закреплены под жилетом.
    Теперь настала пора заняться собой. Марина смущённо попросилась ко мне – вместе не так страшно. У себя я проделал то же самое, что и в каюте Марины. Сложил деньги, документы, телефон в полиэтиленовый пакет и закрепил его под жилетом.
     Мы сидели на диване, держась за поручни, и ожидали дальнейшего развития событий.
     Откуда-то из глубины подсознания выплыло чувство тревоги. Что-то изменилось в поведении корабля. Если раньше он переваливался с носа на корму, то теперь качка стала хаотичной, в том числе и бортовой, а это было крайне опасным в такой сильный шторм. Корабль мог попросту перевернуться.
    Я сказал Марине, что неплохо бы   разузнать, как дела, и вышел из каюты.
Вода на полу коридора меня сразу насторожила. Придерживаясь за стены, поскальзываясь, я добрался до входной  двери и выглянул на палубу. Судно швыряло как щепку в бурном ручье. На капитанском мостике никого не было видно. Это показалось мне странным. Похоже, что судном никто не управлял, но и это ещё не всё. На нижней палубе не было ни одной спасательной шлюпки. Создавалось впечатление, что корабль был спешно покинут экипажем.
    Мысли лихорадочно искали выход  из неожиданно возникшей ситуации. Неподалёку был ящик со спасательными средствами. Среди прочего в нём обнаружилась надувная лодка. Это уже кое-что. Но надо было спешить. Корабль сильно заваливался на борт.
    Я  вернулся в коридор между каютами и стал пробираться к себе, попутно открывая другие двери. Людей нигде не было. Получается, что все покинули судно, а о нас почему-то забыли. Но сейчас не до разборок. Надо выбираться, а с этим безобразием разберёмся потом.
    Вот и моя дверь. Марина сидела на диване, держась за его поручень.               
  - Пойдём,-  обратился я к ней, - придётся немного искупаться. Кстати, ты умеешь плавать?
    Марина неуверенно кивнула. Я вытащил из спасательного ящика верёвку и обвязал за пояс себя и её. Так мы и выбрались наружу. Попутно прихватили лодку и стали спускаться на нижнюю палубу. Прыгать отсюда, сверху, было слишком опасно.
    - Прыгаем по моей команде и плывём от корабля.  Ничего не бойся, всё будет хорошо. Прорвёмся.
     Корабль лёг на борт и я, подтолкнув Марину, бросился в волны. Вода оказалась  на удивление тёплой.  А, впрочем, какой же ей быть – тропики всё же.
    Фал был выдернут, и лодка быстро наполнилась воздухом.  Я цепко держался за её верёвочное ограждение, понимая, что это наш единственный шанс на спасение.
     Марина барахталась рядом. Подтянув её к себе, я помог ей забраться в лодку, а затем, сам перевалился через борт. Волны бросали наше лёгкое судёнышко из стороны в сторону, а мы лежали на его дне, прижимаясь, друг к другу. Время перестало существовать. Казалось, что ничего не осталось вокруг кроме бушующего океана. Вот тебе и неделя приятной прогулки.
     Лодка ударилась обо что-то твёрдое. Раз, другой.  Я пристально всматривался в темноту. Похоже, что нас поднесло к какому-то небольшому судёнышку. После нескольких неудачных попыток, мне  удалось забраться  на площадку на корме судна и втащить сюда же Марину.
      Фонарь тускло освещал небольшую палубу. Ползком мы добрались до двери каюты. Она не была заперта изнутри и легко поддалась нашим усилиям. Внутри было тепло и сухо, горел неяркий рассеянный свет.
  - Эй! Есть кто-нибудь? Отзовитесь.
    Но в ответ была тишина. Опять какая-то странная история. Сначала, покинутый всеми, кроме нас, терпящий бедствие корабль, теперь, пустая яхта посреди океана. Мистика, да и только.
     Развязав связывающую нас верёвку, я отправился осмотреть судно, на которое мы попали. Оно было невелико. Типовая морская яхта. Каюта, камбуз, санузел, ходовая рубка, моторный отсек – никого. Двигатель работал на малых оборотах, удерживая  яхту носом к волне. В навигаторе обозначен маршрут следования, но людей не было. Рация тоже молчала. Попытки передать сигнал бедствия или связаться с каким-нибудь судном не дали результата.

     Пока я обследовал наше спасительное убежище, Марина переоделась в сухую одежду, найденную в стенном шкафу. Мне она предложила сделать тоже самое, а сама отправилась на кухню. Скоро оттуда запахло ароматным кофе, и я ощутил неподдельный голод.
     Мы сидели за столиком на чужой яхте, в чужой одежде и пили чужой кофе с бутербродами. Оправданием могло служить лишь наше бедственное положение.
      Шторм неожиданно закончился. Мы даже не обратили внимания, когда это произошло. Наваливалась усталость от всего пережитого, хотелось спать и на  время забыть обо всём. Увы, вопросы, вопросы, вопросы… Они лишали покоя. Мы выбрались на палубу. Воздух показался слишком свежим для этих широт.  Край горизонта алел полоской рассвета. Океан спокойно дышал за кормой яхты, которая заметно прибавила скорость. Всё было вполне обычно, но что-то настораживало в этой обыденности.
    Солнце, между тем, выползло из-за горизонта.
  - Какое-то оно маленькое. Обычно, на рассвете и закате, диск Солнца  выглядит значительно большего размера, - произнесла Марина, словно читая мои мысли.
    Я кивнул, а потом попробовал слегка подпрыгнуть, но слегка, не получилось. Та лёгкость, которая ощущалась во всём теле, не была случайной.
  - Либо что-то произошло с Землёй, либо мы на другой планете, - неуверенно произнёс я.
     Другое объяснение не приходило в голову. А это было очень уж невероятным.
     Марина зябко повела плечами, и я предложил вернуться в каюту и наблюдать восход Солнца из ходовой рубки.
     Здесь всё осталось, как  прежде, только точка на навигаторе значительно продвинулась по намеченному маршруту к какому-то острову.
    Телефоны. Как можно было про них забыть? Быстро сбежав по лестнице, я вернулся назад с телефонами. Они работали, но сети не было. Делать нечего, оставалось набраться терпения и ждать прибытия на остров.
    А где мы можем быть, если это не Земля? Наиболее подходящим кандидатом мог быть Марс, но я видел его многочисленные снимки. Это   мёртвая, холодная планета с разряженной атмосферой, на которой не было и намёка на океаны. Дополнительный раздел моего доклада был посвящён анализу последствий  столкновения Марса с космическим объектом, о чём свидетельствовала группа больших кратеров на его поверхности, и я достаточно скрупулёзно изучил доступные мне материалы.
     На горизонте показался остров. Яхта мчалась к нему, не сбавляя скорости.
   - Пора вернуть свою одежду, - произнесла Марина и стала спускаться в каюту. Выждав некоторое время, я проследовал за ней.

     У входа в бухту яхта сбавила ход. Нас встречали. На причале, к которому  она пришвартовалась, стоял человек и приветливо махал нам рукой.
      Когда мы высадились,  он слегка наклонил голову в знак приветствия и произнёс:
      - Я Марк.  Рад приветствовать Вас на планете Марс. На все вопросы я отвечу по пути в центр управления, а пока пройдёмте к экипажу. У нас не так много времени.
     Неподалёку стояло что-то,  напоминающее автомобиль.  При нашем приближении двери ушли вверх, открыв вход в просторный салон. Мы разместились на заднем сидении, а Марк сел впереди. Двери закрылись и экипаж, плавно набрав скорость,  помчался по улицам портового городка. Они вскоре закончились, и за окнами побежало ровное, прямое шоссе. Автомобиль прибавил скорость, и я ощутил, как мы оторвались от полотна дороги.
     Марк повернулся к нам вполоборота и протянул два небольших устройства:
   - Это переводчики. Прикрепите их к уху. У нас мало кто знает языки землян.
     Подождав пока мы закрепим устройства, Марк продолжил:
   - Машина управляется автоматикой, и мы можем спокойно поговорить. На этой дороге обычно интенсивное движение, но сейчас подавляющее большинство населения Марса эвакуировано на Землю в связи с надвигающейся катастрофой. На планете остались только те, кто занят на аварийных работах и те, кто не захотел эвакуироваться. Такие тоже есть. Это в основном пожилые люди, которые не желают  покидать свои дома.
     Марк посмотрел на меня:
 -  Вы помните свой доклад о принципах защиты планет от столкновения с космическими объектами?
     Разумеется, ещё бы мне его не помнить. Я согласно кивнул головой.
  - В приложении к нему, рассматривая группу кратеров на поверхности Марса, Вы сделали предположение о его столкновении с большой кометой и обосновали принципы  защиты от предполагаемой катастрофы. Увы, Ваши предположения оказались совершенно верными, и в настоящий момент к Марсу мчится крупная комета, столкновение с которой по нашим расчётам неизбежно. В связи с крайней опасностью, мы решились на Ваше перемещение  во времени и пространстве, и просим о помощи. Я пойму отказ, хотя и не скрываю надежды на сотрудничество.
     Марк замолчал. Я тоже не знал, что ответить. А между тем авто снизило скорость и катилось  уже по пригороду большого города. Дома росли на глазах, и вскоре мы остановились на площади возле высотного здания. Двери открылись, словно приглашая нас на выход.
    - Здесь располагается центр управления защитой Марса,- сообщил Марк и предложил нам проследовать за ним  внутрь здания. Переходы, скоростные лифты.  В итоге всех передвижений мы оказались в большом круглом помещении.  Часть его стен занимали большие экраны,  а за столами с терминалами сидели несколько человек.
   - Знакомьтесь, - обратился к ним Марк, -  это наши гости, Валерий и Марина. Они помогут  в осуществлении нашей не простой миссии.
    Марк повернулся к нам:
  - С каждым Вы познакомитесь по ходу работы, а сейчас приступим к делу. Присаживайтесь за свободный стол.
    На мониторах появились схемы движения Марса, кометы, расчётная точка столкновения и цифры, цифры, цифры: масса кометы, её  скорость, расстояние до Марса, время подлёта.
     Через несколько минут Марк подошёл к нам с молодым человеком.
   - Это Артур. Он введёт Вас в курс дела.
   - Мы впервые столкнулись с подобной проблемой,  нет опыта, нет специалистов. В своих планах мы опирались на Ваш доклад,- произнёс молодой человек,
   - Есть моменты, которые необходимо уточнить. В нашем распоряжении сутки. Именно столько времени надо двум лазерным установкам для подхода к комете. С их помощь мы намерены прожечь в теле кометы два шурфа для введения в них зарядов. Они прибудут на место через десять часов после  лазеров. Следующая пара ракет с зарядами достигнет кометы  через восемь часов, ещё две ракеты прибудут через шесть часов. Точка бурения шурфов выбрана с таким расчётом, чтобы изменить траекторию полёта кометы и избежать её столкновения с Марсом. Расчёты достаточно приблизительны, но есть вероятность, что это получится.
    Молодой человек  посмотрел на меня, а я рассматривал схему, отображённую на мониторе. Там было две предполагаемые траектории: одна проходила за планетой, а вторая задевала её по касательной.
    - Какова мощность лазеров? Могут ли они вместо шурфов выжечь в теле кометы воронку и так, чтобы обеспечивался максимально возможный выброс газа. Что-то вроде реактивной струи?
     Марк подозвал к нам ещё одного  человек.
  - Это Андрей – главный разработчик наших лазеров.
    Артур быстро изложил Андрею суть моих вопросов. Тот сел за терминал, его пальцы побежали по клавиатуре. На мониторе появилась  комета и два лазера. Они меняли расстояние, траекторию движения, параметры излучения.
  - Это будет выглядеть примерно так.
    От кометы к траектории Марса протянулись две пунктирные линии: максимальное и минимальное изменение траектории. Совсем немного, но они сдвинулись от прежних. Это уже кое-что.
  - Теперь заряды, продолжил я, - предлагаю: один взорвать на дне воронки, а второй, одновременно с первым, у поверхности. Тем самым будет обеспечена направленность первого взрыва  и, как следствие, большее воздействие на комету. Кроме этого,  взрыв у поверхности предотвратит выброс из воронки обломков кометы.
    Пальцы Артура забегали по клавишам, а на экране монитора стала прорисовываться предложенная мною картина взрыва. Казалось, что время стало вязким и тянулось бесконечно долго. Наконец от кометы к орбите Марса побежали пунктирные линии. Они обе прошли за пределами планеты. В комнате царила полнейшая тишина. Казалось, её можно было потрогать. Первым заговорил Марк:
  - Просчитайте воздействие на комету второй пары зарядов. Схему подрыва меняем на предложенную нашим гостем.
     Марк глянул на меня. Я помолчал, пытаясь полнее оценить результат, а потом сказал:
   - Возможно, целесообразно будет сдвинуть место взрыва  второй пары зарядов ближе к передней части кометы, чтобы не оторвать от неё крупные обломки.
    Марк согласно кивнул головой.
    Работа закипела. Каждый знал своё дело. Лишь я и Марина остались не у дел. К нам подошла молодая девушка. Улыбаясь, она сказала:
  -  Меня зовут Вероника. Мне поручено проводить Вас в столовую и помещение для отдыха. Здесь пока обойдутся своими силами, а Вам надо отдохнуть с дороги.  Впереди ещё предстоит серьёзная работа.
    Вероника провела нас в помещение столовой. Небольшая уютная комната, несколько столиков, удобные кресла. Это больше походило на  кафе где-то на нашей матушке Земле. Пока мы усаживались за столик, Вероника прошла к стойке у дальней стены столовой и что-то сказала стоявшей там девушке. Ждать не пришлось. Нам быстро принесли и расставили на столе тарелки с блюдами, очень напоминавшими земные. Только теперь я почувствовал, что очень голоден. Приключения последних дней сделали своё дело.
   - Многое покажется Вам знакомым,- улыбнулась Вероника, - У нас очень много общего. Марк и ряд других учёных считают, что Марс был заселён землянами, но из-за какой-то катастрофы земная цивилизация погибла. Наши предки выжили, и сейчас мы имеем на Земле три  колонии. Это оказалось весьма кстати. Именно туда мы эвакуировали часть населения нашей планеты. Часть сельхоз продуктов  завозится с Земли. После строительства пространственных порталов, подобное стало не сложным.  Горячие головы предлагали даже полное переселение на Землю – условия жизни на ней более комфортны – но Высший Совет не поддержал это предложение.
    Как-то незаметно пролетело время обеда. Снова Вероника повела нас по коридорам Центра Управления и открыла одну из бесчисленных дверей. Внутри было что-то наподобие гостиничного номера.
  - Здесь Вы найдёте всё, что нужно для отдыха.  Ваша одежда пострадала от морской воды, сложите её в этот контейнер, - она открыла дверку небольшого шкафа, - её приведут в порядок. На столе лежит устройство связи. В любой момент можно связаться со мной. Не волнуйтесь, располагайтесь и отдыхайте.
     Вероника вышла из номера, а мы остались одни.  Только сейчас я почувствовалась усталость от всего пережитого. Хотелось быстрее лечь и на время забыть обо всём.
   - Здесь есть ванная, чистые полотенца, халаты. Всё как в хорошей гостинице. Чур, я в ванную первая. Только не спи. Я быстро.
    Марина  разделась, сложила вещи в контейнер, набросила халат и исчезла в ванной.
     Как быстро эта девушка вошла в мою жизнь, но я уже не мыслил себя без неё.
     Время промелькнуло, как один миг, а может, я слегка задремал.
     Марина сушила волосы феном, который она где-то отыскала, а я сложил свои вещи в контейнер, подхватил халат и полотенце исчез в ванной.
      Вода освежила и вернула часть утраченных сил.
      Когда я вышел из ванной, в комнате царил полумрак: горел только небольшой светильник на столике у кровати. Погасив его, я скользнул под одеяло. Так приятно было почувствовать чистоту мягкой постели. Марина пошевелилась и прижалась ко мне. Я ощутил её мягкие влажные губы, и понял, что тону в них безвозвратно.

     Разбудил меня запах кофе. Я открыл глаза и сел на постели. Запах усилился. Казалось, он стал осязаемым. В комнату заглянула Марина.
   -  Проснулся? Я обнаружила здесь кофе и печенье. Иди в ванную и присаживайся к столу. За окном уже утро.
    И всё повторялось снова: мы сидели за столом на чужой планете, пили замечательный кофе с печеньем, а за окном разгорался новый день.
    Город располагался в долине среди гор. Восходящее солнце ещё скрывалось за горами, но его лучи подсвечивали редкие облака, окрашивая их в золотистый цвет. Похожую картину я не раз наблюдал на Земле.
   В дверь постучали, и на наше приглашение, вошла Вероника. Девушка улыбнулась и пожелала нам доброго утра. В свою очередь, Марина пригласила её к столу и подала чашечку кофе.
  - Вы выращиваете замечательный кофе. Его не отличить от земного.
  - А он и есть земной. У нас не хватает тепла и света, и даже в теплицах не удаётся вырастить такой кофе.
     Вероника немного помолчала, а потом сообщила, что Марк поручил ей показать нам Марс, насколько это возможно за столь короткое время.
 - На крыше здания нас ждёт ракетоплан, и мы можем отправляться на экскурсию. На борту есть всё, что необходимо для путешествия, а позавтракаем  где-нибудь по пути. Я жду Вас в вестибюле. Переодевайтесь и в путь. Вернёмся к подходу лазеров к комете.
    Вероника вышла из номера, а мы переоделись в свою одежду  (Она уже была приведена в полный порядок) и последовали за ней.
    На крыше здания, куда мы поднялись, стояли несколько летательных аппаратов. Вероника села на переднее кресло в одном из них, а мы расположились позади неё.
Ракетоплан плавно оторвался от крыши  и стал набирать высоту. Перед нашими глазами разворачивалась панорама города и его окрестностей. Двигаясь по кругу, мы взбирались всё выше и выше. Открылся вид на океан. А вот и бухта, куда нас доставила яхта.

   - Наша первая остановка на острове Ковдор, - сообщила Вероника, - здесь расположен национальный парк с единственными доступными  на планете термальными источниками. Часть острова занимает зона отдыха. Там у нас завтрак и прогулка по парку. Можно будет искупаться в источниках. Есть примета: кто окунётся в их воду, тот обязательно вернётся к ним ещё раз.
    Вероника улыбнулась.
    Время незаметно летело вперёд. А на горизонте появилась небольшая группа островов. Ракетоплан совершил посадку на самом крупном из них.
Неподалёку от посадочной площадки просматривались небольшие строения прикрытые зеленью деревьев. На террасе у одного из них нас уже ждали. Пока мы приводили себя в порядок после перелёта, на  столике  был накрыт завтрак.  С террасы открывался изумительный вид на океан. Он был спокоен, и казалось, уверен в себе. Его нисколько не волновало приближение кометы. Это была забота нас – людей, а он нам доверял.
    Я почувствовал, что Вероника внимательно смотрит на меня.
  - Вы любите океан. Мне даже на мгновение показалось, что Вы с ним разговариваете.
  - Да. Океан напомнил мне Землю. Они так похожи, что я на мгновение ощутил себя дома.
    Завтрак пролетел  незаметно, и мы двинулись в поход по  парку.
Его устроители позаботились о том, чтобы люди доставляли как можно меньшее беспокойство природе. Лёгкие крытые галереи вели нас вперёд в  глубину острова. Прогулка была лёгкой и приятной. Возможно, сказывалась заниженная гравитация, а может, природа, свежий воздух позволили на время забыть о странных обстоятельствах нашего здесь появления.
    Мы остановились на смотровой площадке у края узкого ущелья, глубоко прорезавшего горную гряду.  Внизу неслись воды небольшой речушки, а по ущелью то здесь, то там поднимались струи пара. Фантастический вид ущелья завораживал своей первозданной красотой.
   -  Вот и цель нашего путешествия, - произнесла Вероника. Сейчас лифтом спустимся вниз к побережью. Там островок цивилизации. Вода реки отводится в каскад бассейнов. Можно будет поплавать и отдохнуть. Всё, что необходимо для купания и отдыха есть на месте. Обычно здесь всегда много отдыхающих, но сейчас это место только наше.
     Кабинка лифта быстро доставила нас на берег океана.
     Как же приятно окунуться в тёплую воду бассейна. Немного поплавав, мы собрались за столиком. Вероника принесла стаканы и бутылки с напитками.
Солнце ненавязчиво ласкало нас своими тёплыми лучами, соки были незнакомыми, но приятными на вкус, и я на мгновение забыл, что нахожусь далеко от Земли, на чужой планете.
     Первой заговорила Вероника:
   - На своём пути речка пересекает золотоносную жилу. Иногда счастливчики находят на побережье золотые самородки. Есть поверье, что так дух острова одаривает хороших людей своими богатствами. Я предлагаю, пройти на берег и проверить расположение духа острова.
      Уговаривать не пришлось, и мы вслед за Вероникой отправились на берег океана к месту впадения горной реки. Вода была тёплой, течение не таким стремительным, как наверху.
     Мне не приходилось раньше искать золотые самородки,  и я спокойно брёл по отмели, разглядывая камни в воде.  Марина и Вероника шли неподалёку, разговаривая о чём-то своём. Иногда Марина доставала со дна речки какой-то камешек и, показав его Веронике, разочаровано бросала обратно в воду.  Один камень привлёк моё внимание какой-то странной формой. Я наклонился и достал его из воды. Мне показалось, что камешек несколько тяжеловат для своего размера. Достав из воды ещё один, я потёр им свою находку. Царапины тускло отсвечивали в лучах солнца. Подошли Вероника с Мариной.
 -  Какой крупный самородок,- произнесла Вероника, - такие  здесь редко находят.
  - И что мне с ним делать? – несколько обескуражено произнёс я.
  - Принять и хранить его, как дар духа острова, - улыбнулось Вероника, - он принял Вас в свои друзья.
   Марина взяла самородок в руки.
  - Он напоминает мне фигурку сидящего медведя, который лапами и телом прикрывает кого-то или что-то очень для него дорогое. Я раньше занималась скульптурой. Если бы найти резцы, то, совсем немного поработав с самородком,  можно было бы всё это выделить из металла. Правда, пока не понимаю, что он защищает.
    - Взгляни. Может у тебя есть идеи, - сказала Марина, возвращая мне самородок.
    Я ещё раз оглядел его.
  - А знаешь? Мне кажется, что это сам дух острова, в образе медведя, защищает планету.
    Давно заметил, что время в хорошей компании летит, словно на крыльях. Наша прогулка не стала исключением. Солнце забралось в зенит, и мы двинулись в обратный путь.

    Обед уже ждал нас на знакомой террасе. Небольшой послеобеденный отдых и снова  ракетоплан. Марс был значительно беднее Земли. По сути пригодной для жизни оказалась лишь экваториальная часть планеты, а южнее и севернее простирались ледяные пустыни.
   - Я участвую в проекте по изменению климата Марса, - сообщила Вероника, - Сейчас на орбите планеты развёрнуты два огромных зеркала. Ещё два в стадии сборки. Те лазеры, которые ушли к комете, построены  в рамках этого проекта, ещё два в стадии завершения.
  - Позволь,  угадаю, - перебил я Веронику, - реализацией проекта занимается Марк.
  - Совершенно верно. Проект грандиозный, и зеркала только его первая часть. Марк, выдающийся учёный и замечательный организатор. Мне повезло работать под его руководством. Марка считают землянином – так у нас называют людей, рождённых в земных колониях, но он очень любит Марс. Не зря ему доверили спасение планеты от надвигающейся катастрофы.
   За разговором время пролетело незаметно. Пора было возвращаться.

   Точно к назначенному времени мы были на месте. Ужин, небольшой отдых и снова знакомый зал центра управления.
     Марк, увидев нас, приветливо кивнул  и предложил присесть за терминал.
  - Через несколько минут стартуют спутники слежения, которые доставили лазеры, и мы получим более детальную картинку кометы.
   - Есть отделение спутников, - произнёс чей-то голос.
     На мониторах появился вид кометы из разных точек сьёмки, а компьютер, по данным зондирования, начал отстраивать её уточненную структуру. Она немного отличалась от расчётной: за головной частью было ещё одна плотная область, которую не было видно из-за хвоста кометы. Всё прочее оказалось близким к прогнозируемому.
   - План остаётся прежний, - произнёс Марк. Андрей, уточняй точку бурения,  выводи на неё лазеры и начинай работу. Остальные работают по своим программам.
     На экране монитора  вблизи кометы появились лазеры.
  - Начинаю бурение, - произнёс Андрей.
    Лазерные лучи не было видно. Но вот из тела кометы вырвалась и начала расти струя газа. Она становилась всё больше и больше. Два маленьких кораблика словно исполняли вокруг неё какой-то замысловатый танец. В уголке монитора бежали цифры отражающие мощность и частоту излучения, а на макете кометы  появилась и стала расти рукотворная воронка. Изображение кометы стало приобретать какие-то фантастические очертания: из её головной части появился и начал расти новый хвост.
    Марк поднял руку:
    - Остаются те, кто занят бурением и дежурная смена. Остальным отдыхать.
Работа предстоит большая и сложная. Через 8 часов жду всех на рабочих местах.

    К нам подошла Вероника.
  - Пойдёмте, я провожу Вас. Вопросов пока нет, а отдых нам всем не помешает.
    Она  была права. Усталость брала своё, и, попав в свой номер, я вскоре забылся спокойным крепким сном.
    Меня разбудило тихое пение. Из кухни выглянула Марина.
  - Проснулся? Давай быстренько в душ и за стол. Мы успеем выпить по чашечке кофе.
    Когда я вышел из ванной комнаты, в комнате кроме Марины была Вероника, а на столе ожидал лёгкий завтрак.
  - Я решила, что Вы не станете возражать, и сделала заказ в номер, -
с  улыбкой  произнесла она.
    Завтрак пролетел незаметно, и вот мы снова вошли в центр управления. Здесь всё выглядело по-прежнему,  только картинки на мониторах были иные. Подошёл Марк, и после дружеского приветствия сообщил, что лазеры и спутники слежения начали отход на безопасное расстояние.
   - Взгляните, что у нас получилось.
   Марк указал на один из мониторов. Там было изображение кометы с воронкой, созданной лазерами в её головной части. На соседнем мониторе  прорисована траектория кометы после воздействия на неё. Отклонение было невелико, но многого мы и не ожидали.
    Бежали минуты ожидания. Наконец на экранах появились картинки с камер, установленной на ракетах с зарядами.
  - Действуем по плану, -  напомнил Марк, - ракеты выводим на центр воронки, интервал, синхронизация, взрыв - по касанию дна первой ракетой.
   Пошёл обратный отсчёт. Вспышка… и темнота.
   Тягостно тянулись мгновения слепоты.  Спутники возвращались на свои места, за ними двигались лазеры.  Базовые системы слежения проводили измерения скорости и отклонение траектории кометы. На мониторах стали появляться первые результаты расчётов по получаемым данным. Они корректировались, уточнялись, но суть уже была видна – взрыв изменил траекторию кометы очень близко к оптимистическому прогнозу. По центру управления прокатился вздох облегчения.
  - Будем считать начало удачным, - произнёс Марк, - Ждём результаты замеров со спутников, и корректируем планы.
   А корректировать было что. В результате взрыва, комета стала медленно вращаться вокруг своей оси. Потребовалось рассчитать скорость ракет так, чтобы вывести их на цель в момент нахождения кратера с нужной стороны.
Было решено отказаться от  углубления его дна, а ракеты вывести в  центр. Схему подрыва оставили прежней.
   - Пока всё ясно, - произнёс Марк. Остаётся дежурная смена. Остальные могут отдыхать. Общий сбор через семь часов.

     Снова, в сопровождении Вероники, мы вернулись в свой номер. Марина занялась набросками фигурки медведя, а я, если честно,  не знал, куда себя деть.
     Стук в дверь был немного неожиданным. Вошла Вероника и с улыбкой предложила совершить экскурсию по городу.
   - Возьмите с собой самородок и эскизы. Мы едем в гости к скульптору. Он обещал помочь с инструментом.
    Знакомая площадь перед зданием. Несколько авто на стоянке. Вероника подошла к одному из них. Мы разместились в салоне, и автомобиль мягко двинулся по пустынным улицам города.
  -  Не все пожилые люди захотели покинуть Марс. Наш скульптор один из них. Он хорошо знает Марка и говорит, что всецело ему доверяет. На самом деле многие просто не хотят покидать свои дома. Их не очень много, но они есть. Скульптора зову Илай, его работы известны всему Марсу. В выставочном центре, куда мы направляемся, у него мастерская.
    Поездка длилась недолго. Автомобиль снизил скорость и остановился у входа в небольшой парк, в глубине которого просматривалось здание оригинальной архитектуры. На ступенях у входа в него нас ожидал пожилой марсианин, точнее сказать – старик. Он слегка склонил голову в знак приветствия, когда мы подошли ближе.
   - Вы земляне, - произнёс он, разглядывая меня и Марину.
   - Более сильная гравитация и солнце оставляют след, который не возможно не заметить. Пройдёмте в мастерскую. Марк в общих чертах рассказал мне Вашу историю, но хотелось бы взглянуть на находку  и наброски.
     Вслед за стариком мы вошли в здание и, пройдя через несколько залов с картинами и скульптурами, оказались в обширной мастерской скульптора.
   -Присаживайтесь к столу и показывайте, что у Вас есть.
    Мы расположились в креслах, и Марина положила перед скульптором свои эскизы и самородок. Тот просмотрел рисунки и взял в руки нашу находку.
   - Ковдор не делает такие подарки случайным людям.
     Илай внимательно смотрел на нас.
   - У Вас талант, деточка. Вы сумели увидеть то, что скрыто в этом куске метала. Жаль, что мне не довелось видеть Ваши работы раньше.
     Марина покраснела и рассказала старику о своей работе программиста, о том, что небольшое количество её работ хранится дома у родителей.
    Старик тяжело вздохну.
  -  Программистов сегодня огромное множество, а настоящий талант - огромная редкость. Поверьте старому человеку: через время Вы не простите себе его потерю.
    Старик встал и подошёл к шкафу. На стол лёг пенал с набором резцов и ручная шлифовальная машинка с насадками.
   - Надеюсь увидеть Вашу работу. Я теперь всегда здесь. Заезжайте без стеснения.
     Обратная дорога прошла в полном молчании. Каждый думал о своём. Знакомство со старым скульптором  оставило неизгладимый след в наших сердцах.

     Снова центр управления. Снова вспышки взрывов, слившиеся в один, и тягостное ожидание результата. Работа продолжалась, возникшие проблемы, тут же решались. Итогом всего стало успешное завершение  нашей миссии. Точнее, завершение будет тогда, когда комета пересечёт орбиту Марса в стороне от планеты.  Комета  уже хорошо видна невооружённым глазом.
     Мы (я, Марина, Марк и Вероника) поднялись на крышу здания. Отсюда открывается великолепная картина ночного неба. Но цель похода совершенно иная. Марк давно намеревался переговорить с нами, но в суете и некоторой неопределённости пролетающих дней, разговор откладывался.
   - Впереди много интересной работы и я был бы рад Вашему участию в них,    - произнёс он.
  - Мне не нужен мгновенный ответ, но всё же подумайте над моим предложением. Я ответственен за Ваше пребывание на Марсе и принял все меры к Вашему возвращению домой. На яхте, которая доставила Вас сюда, установлен генератор пространственных и временных перемещений. Система управления настроена на Вас, в ней же имеются координаты в пространстве и во времени той точки, из которой осуществлён переход. В любой момент Вы сможете туда вернуться. Что Вас ожидает? На этот вопрос сейчас не сможет ответить никто. Мы слишком мало знаем, окружающий нас, мир, чтобы делать какие-то расчёты. У нас есть теория Инвариантности мира. По ней  существует множество вариантов реальности и при этом каждый из них равновероятен. Это в двух словах не расскажешь.
    Марк немного помолчал и продолжил:
  -  Энергии силовой установки генератора хватит на несколько десятков перемещений. Если что, мы Вам всегда рады.
     Немного помолчав, он продолжил:
   - Ещё одно. Во время поиска, на Земле была создана наша база. Внешне она выглядит, как обычный дом. Координаты, документы, ключи – всё на яхте. Дом на побережье, место на причале оплачено. В доме есть деньги и другие ценности. Всё будет Вам доступно.
    Он снова немного помолчал, а потом с улыбкой продолжил:
   - Илай приглашал Вас в гости. Он интересовался, как продвигается работа над скульптурой. Предлагал организовать показ на выставке. Уважьте старика. Вы ему очень понравились.
   - Остальное всё по мере необходимости. Вероника в Вашем распоряжении. Она продолжит знакомить Вас с Марсом. После прохода кометы начнём возвращать людей домой. Будет много суеты, но для Вас я всегда найду время.

     На этом мои записи обрывались. И сейчас я не знаю, что к ним  добавить.
Мы на Земле, и это главное, а с остальным разберёмся. Беспокойство вызывает то обстоятельство, что Марс остался прежней безжизненной планетой. Мы покинули его где-то месяца через два после прохождения кометы. Города наполнились жителями. Илай организовал показ скульптуры Марины  и написал о ней потрясающий отзыв. Старик хорошо знал, как вернуть человеку уверенность в своих силах. Вероника подарила Марине видеокамеру, и сейчас в её памяти множество снимков Марса. Всё было в полном порядке.
    То, что мы сейчас наблюдаем, должно иметь объяснение. Марина как-то выдвинула абсурдную идею, что Марку удалось построить пространственный портал для перемещения планеты. Но поскольку в солнечной системе место было занято Землёй, переместил Марс  в  другую звёздную систему, а на его место перенёс планету из неё. Звучит невероятно, но только лишь сегодня.
    Я всё больше нахожу различий между  этой и той планетами. Как бы там ни было, полёта на Марс не избежать. А если честно, то очень хочется поработать вместе с Марком над осуществлением его проектов.