Мир иллюзий

Олег Ратай
   А попробую-ка я написать обзор современно фантастики. Разумеется, не исчерпывающий, а так, заметки по поводу.

   Получится ли? Бог весть. Нет у меня особой известности ни у фантастов, ни у их критиков. Кто я такой? Как говаривали ранее, человек божий, обшит кожей, ну и так далее. Однако, попробуем.

   П старых сказках мы вспоминать не будем. Авторов 19 века тоже. Их, конечно, помнят, но мало кто читает. Разве что Толкиен. Но об этом ниже. Пышным цветом фантастика расцвела уже в веке 20-м.

   И это понятно: мощные подвижки в науке и социальные потрясения (революции по всему белу свету, расцвет коммунистической идеи и ее распространение тоже по всему белу свету).            

   Первые авторы начала 20 и конца 19 века сечас смотрятся архаично. Уэллс. Ну что Уэллс? О нем все знают, и никто его не читает. Конан Дойл? Его фантастические повести далеко не лучшее из всего, что им написано. А вот потом начинается, если можно так сказать, романтический период. Земля была непахана и очень плодородна.

   Именно тогда сложились основные жанры фантастики нынешней, хотя родоначальники их работали иногда и в веке 19-м. Те же Толкиен, Эдгар По, Марк Твен.

   Истинная сайенс фикшен, которая никак не охватывает всей фантастики, все-таки пыталась опираться на достижения науки, да и писали ее зачастую авторы с физико-математическим образованием.

   Надежды на контакт с другими разумами, звездная экспансия, коммунистическое будущее (это у нас в Союзе), социальное развитие и его тупики. Саймак, Шекли, Брэдбери. Тут же и Хаксли с Оруэллом ("Скотный двор", "1984" и пр.). Тут же и Азимов о невозможности насильственного изменения истории. Тут же и Гамильтон с его космическими операми.

   А затем наступило некоторое отрезвление и окостенение. Жанры жестко сложидись. Каждому присущ свой антураж.

   Социальная фантастика. Жесткого антуража нет, меняется жизнь, меняются декорации. Но нет и ярких проявлений. Коммунистическая идея схлопнулась, хотя и не исчезла совсем, на первый план выходят идеи религиозные. А они плохо стыкуются с литературой.

   Размышления об иных разумах исчезли. Достаточно того, что они должны быть. Этого достаточно.

   Бурным потоком хлынула фэнтези, которая, конечно же, идет от Толкиена. Тут все довольно жестко: декорации из раннего Средневековья, персонажи из легенд Северной Европы (эльфы, феи, гномы и пр.). Не нужно заморачиваться с наукоподобием. Мечи не лазерные, а просто волшебные.

   В качестве иллюстрации:
   
   Я иду через лес, я шарахаюсь между мирами
   Дую пиво в трактирах и бью кистенем по макушкам волкОв.
   И под панцирем вши задолбали, но боги ведь с нами.
   Гномов-гоблинов я не боюсь, и болотных оркОв.

   Конечно, т.н. попаданцы. Это уже от Марка Твена, "Янки при дворе короля Артура". Человек из будущего попадает в прошлое, где за счет собственной изворотливости и знаний делает карьеру.

   Довольно много исторической фантастики. В какой-то момент малое изменение, и история идет по альтернативному пути. Времена революций и войн дают богатую пищу для подобных вариаций.

   Космическая опера тоже никуда не делась. Только мечи уже не волшебные, а лазерные, излучатели, уйма звездолетов, мгновенные перемещения. Теория относительности? А хрен с ней, мы через подпространство.

   Магическая фантастика, которая ведет отсчет еще с Эдгара По. Как же без нее? Ведьмы, маги, колдуны, круги посвящения, астралы.

   Фантастика все больше переходит от литературы к сериалу. Все схематично, характеров нет, действие может развиваться бесконечно. Все, что не укладывается в жесткие рамки жанров, интересом не пользуется.

   Разумеется, подавляющая часть фантастики англоязычна. Есть ли русская фантастика? Скорее нет, чем да. До конца 20-го века авторов можно было, что говорится, пересчитать по пальцам. Беляев, Обручев, Ефремов, еще кое-кто. О них еще помнят. Читают ли?

   Конечно, особняком стоят Стругацкие. Они отметились во всех жанрах и ни в одном из них. Потому что ни одна из их книг (не считая ранних, ученических) не влезает в жесткие рамки жанра. Это уже не фантастика, это просто литература.

   Во всех их поздних романах есть динамичный сюжет, есть мысль (!) и есть характеры. И многие из них имеют продолжения, написанные другими авторами. А серия "Сталкер" занимает в библиотеке половину стеллажа.

   Плохо только то, что у их продолжателей и отчасти подражателей сюжет есть, у кого-то лучше, у кого-то хуже, мыслей нет, характеры попадаются изредка.

   И еще одно явление последних лет, связанное с развитием Сети, с нашей жизнью в Сети. Появилось большое количество боевиков, где сетевая, компьютерная реальность перехлестывает. "Я подкрался к окну, подпрыгнул и выстрелил из излучателя. Мощность его процессора была недостаточна, и он не успел среагировать". Этакое текстовое изложение компьютерных бродилок-стрелялок.

   В общем, прочитал и забыл. А ведь у кого-то (не у Ремарка ли) читал я, что настоящий роман, как и настоящее вино, должен иметь послевкусие. Это еще не литература, это субстрат. Вырастут ли на нем цветы? Поживем - увидим.

                А вдруг да.