Горькие итоги правильного решения сладкой задачки

Александр Козлов 11
Однажды зашел я в гости к старым друзьям. Захватил с собой, как говорится, "бабе цветы, детям -мороженое", вернее шоколадку.  Но просчитался, у них в это время была в гостях бабушка с внучкой. Я сразу не заметил её и подарил шоколадку сыну товарища. Тот, взяв её, быстро удалился в свою комнату. "Вот сладкоежка, спрячет сейчас и ни с кем не поделится", - покачала головой мама, и полезла в холодильник за продуктами. Мы с товарищем разговорились.. Бабушка, взяла внучку за руку и сказав нам:"Вы тут без нас справитесь",-  удалилась в детскую комнату, хитро подмигнув нам на прощанье. Мы замолчали и прислушались.

- А ты не хочешь угостить нас шоколадкой? - начала разговор бабушка.

- Я её уже съел, - сказал малыш.

- А хочешь, я расскажу тебе историю из моего детства?

- А она интересная и смешная?

- Это интересная история.

- Ну, если интересная, расскажи.

- Было мне тогда лет двенадцать, – начала свой рассказ бабушка. - Жили мы в деревне. Семья наша была большая, шесть человек. Мама с папой, да нас детей четверо, старшие сестра с братом, я и младший брат. Мама домохозяйкой была. Семья, хозяйство, огород, в общем, домашних забот с утра до позднего вечера ей хватало. Работал один отец, зарплата небольшая была, денег от получки до получки не хватало. Поэтому жили бедно, вкуснятины всякой, которые вы сейчас видите каждый день, у нас не было. Получит отец получку, идем в магазин и закупаем на месяц лишь основные продукты – масло подсолнечное, муку, сахар, соль, макароны, пшено.

 Сладости редко видели, но к чаю каждому мама выдавала по два кусочка сахара. Их можно было растворить в стакане с чаем, или пить чай вприкуску с сахаром. Можно было грызть кусочек сахара зубами и запивать чаем. А можно было попросить маму, и она специальными кусачками колола кусок сахара на мелкие кусочки. Тогда мы клали в рот кусочек сахара, и запивали чаем, потом брали следующий кусочек, и опять делали несколько глотков чая. Так мы продляли это сладкое удовольствие. Редко, в основном в дни получки и по праздникам, мы получали по одной конфете.

 Я, наверно, как и все девочки, очень любила сладкое, и из-за этого даже иногда обманывала младшего брата. Сидели мы с ним за столом рядом. Мама расколет наши куски щипцами, каждому положит кучкой на стол. Брат сразу ладошкой свою кучку накроет и по кусочку из-под неё вытаскивает. Я всегда раньше брата свой сахар съедала, сижу и караулю, когда он отвлечется и приподнимет свою ладошку. Иногда специально провоцировала его, в самовар пальцем ткну, смотри, мол, какой нос у тебя синий! Он в самовар уставится, а я цап его кусочек, и в рот. Иногда он не замечал пропажу, а то и уличал меня в краже, но было поздно, сахар был уже у меня во рту. Брат сразу начинал реветь, а отец отвешивал мне подзатыльник. Мама откусывала от своего куска кусочек и отдавала брату. Тот вытирал слёзы, и довольный показывал мне язык. Ведь, знала, что получу от отца подзатыльник, но так сладкого хотелось... - бабушка тяжело вздохнула и замолчала на несколько секунд.

- Ну рассказывай, что было дальше, - с нетерпением поторопил бабушку внук.

 - Так вот, как-то, перед очередной получкой, подсолнечное масло закончилось. Заняла мама у соседей два рубля, дала мне бидончик и отправила в магазин, наказав, чтобы я купила один литр подсолнечного масла за один рубль восемьдесят копеек, а сдачу двадцать копеек принесла ей.

 Магазины в то время были не такие, как сейчас, супермаркеты. Помещение было разделено прилавком и витриной на две половины. Одна для покупателей, а на второй, за прилавком, продавщица тетя Дуся с товаром. На прилавке весы, да не такие, как сейчас, в супермаркетах, и даже не такие со стрелкой, как на рынках. А две чаши на коромысле с уточками. На одну чашу помещали продаваемый товар, на вторую чашу клали гири, и определяли вес товара. У каждого покупателя под продукты были тряпочные мешочки, у кого белые, у кого цветные. В них продавщица насыпала большим металлическим ковшом муку, сахар, пшено, соль.

А подсолнечное масло продавали в разлив из большой бочки. Продавщица накачивала масло из бочки специальным ручным насосом в большую кастрюлю, и мерной кружкой с длинной, как у половника, ручкой черпала из кастрюли и вливала в принесенную посуду покупателя. У каждого для этого был свой сосуд - у кого большая красивая бутылка, у кого крынка, у нас был трехлитровый бидончик.

А ещё у продавщицы были счеты, сейчас их, наверное, только в музее и увидишь. На деревянной рамке несколько рядов проволочек с десятью костяшками. На нижнем ряду каждая костяшка соответствует одной копейке, на втором ряду – десяти копейкам, третья проволочка разделяет рубли и копейки. Четвертая и выше - это рубли. Выдаст тетя Дуся какой-нибудь товар, и на счетах пальцем перебрасывает косточки справа налево: рубли - щёлк, десятки копеек - щелк, копейки - щелк.  Выдаст второй товар, опять: щёлк, щёлк, щёлк. И так после каждого товара. В конце вся сумма за покупки на левой стороне. Покупатель расплатится, тетя Дуся счеты за левый край возьмет, правым по прилавку стукнет, все костяшки в правую сторону съедут – счеты в исходном состоянии, и значит может подходить следующий покупатель. Можно на очередь и не глядеть, по одному звуку счет можно определить, сколько покупателей отоварилось.

Так вот, покупателей в тот день, было много, в живой очереди стоят, разговаривают, витрину разглядывают. А нам-то, детям, как интересно было смотреть на недоступные сладости, представлять, как лакомишься ими, да слюнки глотать. Вот стою я в очереди, изучаю витрину, и вдруг вижу цену карамели в подушечках. Всего девяносто копеек за килограмм! В уме сразу сладкая задачка сложилась: «Сколько масла надо недолить в бидончик, чтобы сэкономить на сто грамм карамели?» А училась я хорошо, считать умела, и быстро в уме решила эту задачку.

Подошла моя очередь, я протягиваю бидончик продавщице и говорю: «Тётя Дуся, налейте, пожалуйста, не литр масла, а на пятьдесят грамм меньше. А на оставшиеся от литра девять копеек, взвесьте сто грамм подушечек. И дайте сдачу двадцать копеек». И отдаю ей два рубля.

Посмотрела тётя Дуся на меня с подозрением и говорит: «Поди, мать – то, наверно, велела купить ровно литр масла. Это ты сама решила себе карамелек - то купить?»

«Да нет, мама так сказала, мол, хочется вечером чайку с подушечками попить», - соврала я.

«Ну, ну! Но если мать придет с претензиями, что я недолила масла, я всё расскажу. И если ты обманываешь, тебе должно быть стыдно, ведь пионерка, поди, в школу-то с красным галстуком ходишь!» - сердито проворчала тетя Дуся.

Покраснела я, но ничего не сказала. Тётя Дуся налила масла, взвесила сто грамм подушечек в бумажном кульке и дала двадцать копеек. Не поднимая глаз, я выбежала из магазина. Мне было стыдно. Казалось, все в магазине догадались, что я вру.

Отойдя недалеко от магазина, я развернула кулек, и быстро, одну за другой, сжевала две подушечки. Но вместо ожидаемого удовольствия, на душе появилась тяжесть, и в голове промелькнула тревожная мысль: «А вдруг и правда мама заметит, что масла меньше и пойдет ругаться с тётей Дусей? И та расскажет правду! И все об этом узнают!» Мне стало стыдно и страшно. Я представила, как на пионерском собрании все будут осуждать мой поступок, а вдруг ещё и исключат из пионеров. И буду я ходить без галстука, и будут на меня все показывать пальцем и говорить: "Обманщица!" Мне так стало жалко себя, что я чуть не заплакала. Я бегом побежала домой и сразу с порога всё рассказала маме и расплакалась.

Мама ругать меня не стала, только, тяжело вздохнув, сказала: "Тут на хлеб денег нет, а ты конфетами одна захотела полакомиться". Она убрала кулек в шкаф и добавила: "Ну ладно, вечером будем пить чай с твоими конфетами".

Вечером, мама достала кулек и, вместо сахара, раздала всем по две подушечки. Всем, кроме меня. В кульке карамелек оказалось ровно десять. Посмотрев на меня, мама сказала: "Все по справедливости, Юля купила на всех карамельки, но свои две подушечки случайно съела по дороге из магазина".

Я покраснела, мне было очень стыдно и обидно, но не за то, что я осталась без сладкого, а за то, что мама обманула всех из-за меня, она ведь не сказала всей правды. Я заплакала и выбежала из кухни в комнату, упала на свою кровать и уткнулась лицом в подушку. Прошло немного времени, я услышала легкие шаги возле своей кровати. Подняв голову, я увидела маму и младшего брата. Мама протянула кулек и сказала: «Все вернули по одной карамельке для тебя!». А младший брат протянул на ладошке свою карамельку и сказал: "Возьми и у меня, мне одной хватило чаю попить".

И тут я поняла, что все считают, что я хорошая, что я о них думала, когда покупала конфетки! И даже младший брат. А я же думала только о себе. Я плохая, я лгунья. Я опять заревела и уткнулась носом в подушку. Мама сунула кулек мне в руку и со словами: "Любим мы тебя, глупая!" - погладила по голове. "Идем отсюда, - сказала она брату, и рукой подтолкнула его к выходу - Юля успокоится и придет пить чай". А я так в слезах и уснула. Вот такая история случилась со мной, - закончила свой рассказ бабушка.

- Хорошо, что никто не узнал, что ты тетю Дусю обманула, - сказал малыш.

- Да, никто не узнал, а мне до сих пор стыдно за этот поступок. А, ведь, я и не хотела есть твою шоколадку, я проверяла тебя на жадность! А ты ещё и обманул меня, - грустно сказала бабушка.

Мы не видели выражения лица малыша, а лишь услышали его рыдания и причитания: "Я не жадина и не обманщик! Вот шоколадка, возьмите сколько хотите!" Жена друга вскочила и хотела пойти в комнату, но друг её остановил. "Сиди, они сами разберутся!" - сказал он.

Из-за рыданий мальчика мы не слышали, что говорила ему бабушка, но мальчик перестал плакать, и вскоре они вошли на кухню. Мальчик протянул маме шоколадку и сказал: "Давайте пить чай с шоколадом!" Мама взяла шоколадку и улыбнулась. Мокрые глаза мальчика радостно засияли...

На конкурсе Елены Фин по теме "Прощение" рассказ занял 2 место с такой рецензией:
" С первого взгляда этот рассказ не о прощении.  А о многом разном другом. И очень важно, что поучительный, но не назидательный. Воспитательный, но  не через нравоучения, а через рассказ бабушки внуку о себе. Очень психологически тонко выписаны все моменты душевных переживаний героев и   прихода к пониманию  того, что очень необходимо понимать с детских лет. И всё же здесь есть и неявно преподнесённая, но существующая, на мой взгляд,  тема прощения – внутри происходящих событий - в понимании проступка, отсутствии наказания за него  и всеобщей любви. Очень нужный и трогательный рассказ! Спасибо Автору за то, что привнёс в этот конкурс новые грани человеческих слабостей и важности душевного отношения друг к другу.