Осень жизни

Валерий Раппопорт
                У природы нет плохой погоды,
                Ход времен нельзя остановить.
                Осень жизни, как и осень года,
                надо, не скорбя, благословить.

Я почти каждый день прохожу через маленький парк. Он- среди домов. Но в нем много деревьев: тополей, берёз, акаций и клёнов. Я всегда выделяю клёны за их прекрасные осенние наряды. Я жду этого времени с какой-то надеждой увидеть красоту природы. Но мы – люди не всегда понимаем, что это не увядание природы, а это расставание ее на холодную осень и зиму.  И этот процесс никак нельзя для природы назвать осенью жизни. А человек не может похвастаться подобным процессом, и он не может возрождаться с каждой весной и становиться более молодым. Это уже будет сказка.

Я на мгновение представил, что сижу не скамейке в парке, а где-то на пеньке в лесу.

Я шёл по опустошённому осеннему лесу. Под ногами была затвердевшая от первого   заморозка земля. Где-то сиротливо каркали невидимые вороны. Я вышел на опушку. Передо мной покатым косогором стелилось поле. Рыжая стерня, схваченная инеем, серебрилась. На горизонте темнела узкая полоска дальнего леса. Крыши деревеньки высовывались из-за косогора, на котором прочно стояли могучие двухэтажные стога. Освещение было тусклое, хмурое. Серо-синие низкие облака недвижно повисли над озябшим полем. Казалось, я нахожусь не в тридцати километрах от Москвы, а за тысячи верст, и живу не в двадцатом веке, а лет эдак двести назад.

Таких деревенек в своей молодости я встречал ещё множество. И не только деревенек, но и небольших городков. В те времена они казались пришельцами из далёкого прошлого и сохранялись до шестидесятых – семидесятых годов прошлого века. Но, к сожалению, множество деревень, но уже в двадцать первом веке, некогда цветущие, превратились вновь во времена, как и двести лет назад.

Как бы вторя этим временам и этим деревенькам, и городкам, звучит песня, связанная с временами правления Бориса Годунова.

                Если б можно было начать с нуля,
                Снова по дороге вдаль пойти,
                Ничего не стал бы я менять,
                В этом моём пройденном пути…

                Если б можно было бы всё забыть,
                Радости побед и время смут,
                Было бы так просто с этим жить,
                Только сердце так не обмануть…

                В этих словах заключён глубокий смысл.

                Ой ты Русь моя, Песня долгая,
                Недосказанная…
                Если б можно было бы всех простить,
                Тихо по дороге вдаль уйти,
                Как тогда в детстве полюбить….
                Как же это, Господи, прости…

Память человеческая быстро забывает самые счастливые времена, но отчётливо помнит времена лихолетья.
Я сидел в парке минут десять, и, глядя на жёлтые листья, устилавшими землю густым ковром, удивился тому, что за это время передо мной пролетела вся прошлая жизнь.

Ещё раз оглядываю парк и клёны. Но в эту осень они только жёлтого цвета. А в прошлую осень они поражали буйством красок: на одном листике могли быть сразу несколько цветов розово- красный багрянец, темно-зелёные и густо-лиловые переливы. И так каждый лист. Они падали на землю, как гусары в своих ярких костюмах во время Бородинской битвы. Это была настоящая симфония красок. Возможно только в моей голове звучала тогда «Богатырская симфония» Бородина.

Моя знакомая, тоже писатель, живущая на другом конце света, прислала мне фотографию своего клёна, которую я и поставлю во главу этого рассказа.   

                ***
Вверху я написал слова из фильма «Борис Годунов" в исполнении Григория Лепса. Они звучали так: 
                «Если б можно было начать с нуля,
                Снова по дороге вдаль пойти…» 1

Нет я с ним не согласен. Начать с нуля я бы не хотел. Но кое-что я бы конечно переделал.

Очень хорошо в этом смысле звучат слова из стихов С. Есенина:

                «Словно я весенней гулкой ранью
                Проскакал на розовом коне…»

Вот в этом- то розовом коне и всё было  дело…

Сейчас за окном дождь. Октябрь. А днём было пасмурно. Ветра не было совсем.
Я шёл через мой парк (я всегда там прохожу, сокращая путь). Деревья стояли в торжественной тишине внутри каре из соседних домов. Они были величественны, возвышаясь выше этих домов. Я уже много лет наблюдаю их добровольное раздевание перед уходом в зиму. Но они –то знают, что они вернутся. И мы – люди тоже это знаем. Но понять эту величественную метаморфозу мы не в силах. И их метаморфоза всегда положительная. Весной они оденутся вновь в клейкие молоденькие листочки и зашумят на весенних ветрах как ни в чём не бывало.

А что мы? Когда мы молоды, мы не думаем ни о каких превращениях. Жизнь прекрасна и для юношей, и для девушек. Всем хочется быстрее найти свою половинку, чтобы, наконец, понять, что пришла Любовь. Первая Любовь! Это прекрасное чувство. Но мы по отношению к Природе совсем глупые существа. Мы думаем, что Любовь пришла и будет всегда с нами, и мы будем вечно молодыми.

Но человек устроен намного сложнее, но не мудрее Природы.

Мы переживаем за свою первую любовь, и больше всего на свете боимся её потерять. А много ли нужно, чтобы её не потерять? К сожалению, очень много! И большей частью для всех нас первая любовь остаётся как сладкое далёкое чувство. И потом мы ещё долго будем сравнивать наши уже более взрослые отношения со своей первой любовью.
 Мы умнеем, но ещё не поняли самой сути в выборе своего спутника жизни. А какой он или она должны быть? И удивительно то, что, полюбив вновь, мы не задаём себе этого вопроса. У нас ещё нет опыта, нет образа. Вернее, он есть, но очень сентиментальный и далёкий от реальности.

В далёкие советские времена, когда личный автомобиль был ещё редкостью, и отдельная квартира была ещё большей редкостью, мы, тем не менее быстрее хотели соединиться, думая опять же, что нашли свою половинку, и желательно было быстрее уйти из-под опеки взрослых.
 Мы научились летать, как взрослые птенцы в природе, но ещё не знали куда нужно лететь. ВУЗ, техникум, это были только направления, но не сам полет. И ваша половинка тоже где-то училась или вместе с вами. Да и жили вы с родителями или в общежитии, если в другом городе.
В повседневных заботах, в отсутствии достаточного количества денег, дефицита продуктов мы прибегали домой, наскоро приготовив что-то поесть, и бросались в объятия друг друга.
Но мы и не предполагали, что Госпожа  Физиология  царствует рядом с нами. Мы утоляли жажду молодости, отдавая ей дань. Проблемы ещё не наступали на нас. Мы пока брали то, что дала нам природа. Кто-то понимал, что могут появиться дети, но большинство не понимали, утоляя ненасытную жажду обретения, наконец мужа или жены, но хуже, если по согласию, то есть в гражданском браке.

Но наступали времена и нужно было умнеть. Нужно было разбираться кто есть, кто из нас и что мы можем в этой жизни, кроме физиологии. Что мы умеем и что мы можем заработать, что для нас важно, какие приоритеты у каждого из нас, кто и что любит больше, как налаживать семейный бюджет.

Наступал период осмысления пройденного пути за несколько лет взросления. И вдруг оказывалось, что мы такие разные: он хочет одно, она хочет другое. Он требует подчинения себе, она -  против. Некоторое время это всё терпит.  А что мы получили в результате образования и какого образования? Мы научились понимать потребности женщины, а женщины потребности мужчины? Нет, пока не научились. Рано ещё!

Родители рядом.  Хорошо, ели вы родителям пришлись по душе, и они взялись помогать вам на первых порах. А, если нет, не по душе. Тогда родители сознательно начинают разрушать вашу молодую семью. И, на сколько хватит у вас ума не поддаться на язвительные реплики родителей. Их много всяких разных. Если вы не выдерживаете испытания притирки родителей к вам, то ваша семья становится под большой вопрос.

А квартиры своей пока нет. Хорошо, если есть общежитие. На съёмную квартиру денег пока нет. Вскоре наступает апогей: отношения натягиваются. Её мама твердит одно, а ваша мама – другое! Если ваш муж немного неустойчив к выпивке, то это мощный заряд к взрыву семьи, где детонатором могут стать родители.

Осмысление приходит чаще поздно, когда вы сидите на развалинах вашего семейного счастья. Сколотить его чаще всего не удаётся. Слёзы её, обиды ваши и, бывает плач маленького ребенка в довершение этой Любви. Взаимные упрёки: а оказывается, что любви-то  и никакой не было. Была Физиология.  Поумнели, но уже поздно.

Он ушёл к другой. Там было проще. Она уже всё это проходила. Выводы? Пока никаких.
Её родители подбирают осколки её семьи к себе. Продолжаем учиться Жить!

Есть и другой вариант – у вас всё хорошо! И вы тоже учитесь жить дальше...

                ***

Мы бросим тех, которые ушли друг от друга. А вернёмся к тем,  которые  остались..

Итак, они остались. Это семья и брак их зарегистрирован.  С момента, как они прошли бурное море начала своей жизни, и начали как –то самостоятельно жить.
Начали зарабатывать деньги. Что-то уже купили для своей, пока ещё, комнаты. А есть ли мир и согласие? Не копится ли у кого-то из вас неудовлетворённость друг другом?

Хватает ли вас жене? Сумели ли вы завоевать её сердце уже без фанатизма? Вы ещё не говорили по душам и не признавались в том, кому и чего не хватает. Нет не говорили.

Опыт. Какой опыт? Все то, о чём я здесь написал, было в советское время. Телевидение ещё не было испорчено интимом. Никто ничего не знал. Жили, как предки наши сто и двести лет назад, рожали детей, растили как могли. И это было в большинстве обычных семей. Запад был ещё закрыт. Так что претензий особых у женщин и мужчин просто быть не могло.
Дети вырастали, начинали новую свою жизнь. И так повторялось до конца двадцатого века.

Я – порождение двадцатого века. Я родился за полгода до начала войны. И на собственном примере впитал в себя всё, что можно было получить и узнать в советское время.

Тем не менее, к советскому времени у меня нет претензий. Мы получили хорошее школьное образование – у меня золотая медаль. Я на год раньше своей жены закончил электротехнический ВУЗ в Ленинграде, и сумел добиться распределения с предоставлением квартиры.  И мы её получили.

Как-то в эти годы прошёл фильм «Анатомия любви» в кинотеатрах. Он взорвал всю страну. И люди стали искать любые источники информации об интимной жизни людей. Очень много притекло её из-за границы. Особенно в этом преуспела Швеция. Как –то, но открытки порно, книги тоже на эту тему стали проникать в страну. Потихоньку приближалась сексуальная революция. В последние годы уходящего двадцатого века появились первые компьютеры.
Но всё это глубоко замедлилось началом девяностых годов, о которых вспоминать не хочется. Это был позор нашей страны, и это же в дальнейшем послужило развалом, казалось бы, крепкого нашего государства.

Мы перешли в двадцать первый век. Я с женой прожил 51 год, успели отпраздновать Золотую свадьбу.

                Осень жизни наступила.

 Я узнал столько много всего, что хватило бы ещё на целую жизнь, и уже можно было бы её прожить по - другому.  И, если деревья возрождаются каждый раз весной, то люди такой возможности не имеют. Природе можно только позавидовать! Она мудрая!
 

              Октябрь 2020 год.
   
   PS.  Я задумывал написать Послесловие к этому рассказу, но оно должно быть очень жёстким, а это многим может не понравиться. так что придётся думать...

           На фото Клён в октябре 2020 года, но это не у нас в стране. Мне это
          
           прислали.