Ну не дает покоя

Моисей Харитонов
одна широко известная фотография. Сентябрь 39. Польский город Брест. Гитлеровский танковый генерал передает город сталинскому танковому генералу.
Ариец Гудериан – еврею Семену Кривошеину.

(поисковик в интернете – «кривошеин и гудериан фото»)

Как усмотреть в старом фотоснимке будущую развертку «архетипы – > стереотипы – > конкретные представления – > действия» для ситуации собирающего силы джихадзма к мировому боестолкновению с «Западом», столкновению, в котором возможно очередное масштабное избиение евреев, особенно израильских евреев?

На рисунке фигурой человечка обозначен Субъект, пытающийся понять смыслы явлений, отраженные в конкретной фотографии.

К моменту вглядывания в фотографию Субъекту свойственно конкретное мировосприятие, которое предопределяет его мироотношение.

Основными объектами (аспектами) восприятия и отношения есть сам Субъект, его близкие, разные сообщества и в целом человечество. С этим «багажом» соотносятся новые явления, попадающие в поле зрения и интереса. Если встреченное явление представлено фотографией из прошлого, то усмотренное явление осваивается пониманием и отношением – с учетом того, что было свойственно «тому» времени, и того, каково сегодня отношение к имевшему место в «то время». Выявляются /делается попытка/ причины, корни усмотренного явления, их присутствие в настоящем времени. Прогнозируется возможность и содержание подобного явления в текущей и будущей ситуации. 

Спасибо интернету – доступно безмерное по количеству множество фотодокументов, составляющих системно-целостный (холистический) портрет некоей реальной СЛОЖНОЙ целостности. Динамика, развитие во времени ТОЙ целостности были такими, что элементы и отношения ТОЙ системы значимым образом продолжаются уже в среде НАШЕГО существования и, более того, предопределяют или, просто, влияют на варианты развития НАШЕГО существования.

Поэтому прорабатывая фотографию Субъект, частично ощущениями, частично сознанием, соотносит её с комплексом других фотодокументов, которые попадали в его поле зрения – на какое-то время захватывали внимание или, просто, мелькнули на периферии взглядов. На уровне «прикидки» оценивается подлинность фотографии, отражение в ней отличительных особенностей ТОГО времени. А на комплексе попавших в поле зрения фотодокументов высматриваются явления, с которыми связана изучаемая фотография,
В самом общем виде замечу, что явление характеризуется содержанием, породившими его причинами/корнями, сравнительной масштабностью влияния.
Предполагаю Субъекта озабоченным своим (собственным, своих близких, некоторого сообщества вплоть до масштаба «всего человечества»; и себя сознаю слабеньким носителем такой озабоченности) настоящим и будущим. Поэтому не ищется погружения своей жизнью в прошлое, а ищутся в прошлом ориентиры и стимулы к пониманию и проживанию в настоящем и будущем.

Практически каждая фотография и уж, конечно, захватившее мое внимание, уже имеет интерпретации – интерпретации владельцев, интерпретации самих изображенных персон, прочих, в том или ином отношении, заинтересованных авторов.
В том же интернете, есть множество материалов, в которых явно или неявно представлены интерпретации явлений, отраженных и на захватившем мое внимание фотодокументе. 

Прямые или косвенные интерпретаторы были движимы своими страстями, интересами, предпочтениями и прочими отношенческими переживаниями, которые отражались в конкретных мотивах к использованию когнитивных ресурсов (ЗУН - знания, умения, навыки; творчество в работе с проблемами). Интерпретаторы, естественно находились под влиянием культурных и политических контекстов.
Для Субъекта, ответственного хотя бы перед собой, важно не игнорировать возможные добротные подсказки от располагаемых интерпретаций, но не идти у них на поводу.

Это – моя «кандидатская диссертация» или квалификационный реферат на допуск (самодопуск) к исследованию смыслов, отраженных в некоторой фотографии.  Сам собою «научно» руководил, сам перед собой «защитил диссерт» /со скромной «проходной» оценкой – «удовлетворительно»/ и допускаюсь к анализу волнующей фотографии.

Вот, с учетом этого методического оснащения попытаюсь далее поработать с обозначенной фотографией. Цель – выявить ориентиры к такому поведению еврейской личности, в котором учитывалось бы влияние конкретного поведенческого проявления на будущее.

А пока, в работе внимательного зрителя с заинтересовавшей фотографией вижу три качественных уровня:

1 – Субъект всмотрелся и непосредственно впечатлился изображением;
2 – Субъект сам соотносит рассматриваемую фотографию с комплексом известных ему релевантных фото;
3 – Субъект использует сочетание собственного впечатления + впечатления от соотнесения данного фото с известными ему другими релевантными фото и «фактами», документами + впечатления от других известных ему интерпретаций.

«Известные ему», в этом моем обсуждении, - попавшее в поле зрения Субъекта, как-то понятые им и принятые им во внимание.