Мой служебный роман часть 3 Культура

Татьяна Березняк
3

                Поэзия…  Возьмём шире – культура!
В начале 1980-х гг.  я 2 срока возглавляла культурно-массовую комиссию профкома. Остановлюсь только на нескольких моментах.                Клуб поэзии. Открывая на новом месте работы очередной литературный клуб, читала балладу «Будрыс и сыновья» Адама Мицкевича в переводе Александра Пушкина, ведь в здании нашей санэпидемстанции в XIX веке располагалась конно - почтовая станция,  где  останавливался Пушкин по пути из Одессы в Михайловское (1924), через полгода – Мицкевич (по пути в Крым, кажется?). Об этом напоминает  мемориальная доска.
                Клуб любителей поэзии преследовал одну цель – литературное просветительство. Тематика – самая разнообразная, с учётом памятных дат и моего очередного увлечения, но прежде всего – Серебряный век русской поэзии. Разнообразны были и формы наших встреч – от лекций  до больших поэтических вечеров, каким был вечер, посвящённый 100-летию Александра Блока (1980). Не вспомню иного случая такого поэтического энтузиазма, такой большой любви к Поэту, охватившую весь коллектив. Прочесть на вечере Блока хотели все – от главврача до младшего медицинского персонала. И читали! Рассказывая о поэте, я  тоже много читала, не забыв  и о самом любимом:

                Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
                Молодеет душа.
                И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
                Не дыша…

                Был у нас и вечер Бальмонта и Северянина, которых елисаветградцы , в т.ч и юный Арсений Тарковский, имели счастье слушать летом 1913 г. Изысканные поэзы Северянина изучались нами в дни его 100-летия в апреле 1987 года, а летом я, сбежав на денёк из Ленинграда в Таллинн,  «бросила» букет роз на могилу "Короля поэтов":

                Как хороши, как свежи будут розы,
                Моей страной мне брошенные в гроб!

(Кстати,  очень быстро – меня ждало такси -  удалось  найти могилу Северянина на таллиннском  Александро-Невском  кладбище  – просто я хорошо запомнила детальное описание её местоположения в журнале  «Таллинн»).
                Конечно, женской половине нашего клуба были ближе «Адресаты любовной лирики Анны Ахматовой» (цикл из 3-х лекций), которые   и мне стали известны только  по многочисленным публикациям в дни  ахматовского юбилея (1989). Гениальные стихи великой Анны навеки сразили сердца моих сотрудниц. Знаменитый диптих Евгения Евтушенко «Памяти Ахматовой» был завершающим аккордом  юбилейных вечеров:

                Ахматова двувременна была.
                О ней и плакать как-то не пристало.
                Не верилось, когда она жила,
                Не верилось, когда её не стало…

Недавно, в декабре 2013 г., в день рождения Фёдора Тютчева вспомнился его вечер, проведенный в нашем Клубе 30 лет тому, с упором на «денисьевский» цикл, под влиянием которого у меня уже в XXI веке родился  “Бешеный апрель»:
            
Как поезд,  искорёжив рельс,
Сорвавшись, всё крушит и душит,
В жилища наши,  в наши души
Ворвётся  бешеный апрель!
         
Так песней полнятся леса:
Упрямые, как голос крови,
Любви земной, что Богу вровень,
Не замолкают  голоса!..

Тогда же, в ноябре 1983 г., я прославилась н о ч н ы м
посещением могилы  Тютчева на Новодевичьем (питерском!) кладбище. Здесь не место для объяснения причин этого курьёза, мой устный рассказ о котором был очень популярен и давно просится на бумагу. Скоро напишу!
                Но возвращаемся к нашему Клубу  1980-х годов, который постепенно расширил свои границы, став Клубом искусств. Так, мы отметили 150-летие И.Шишкина, родного с детства по «Утру в сосновом бору», а творчество Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо рассматривали в отдельных сериях наших заседаний-встреч, вычленяя этапы жизни и творчества, детально останавливаясь на знаменитых картинах (история создания, композиция, колорит, судьба картины и пр.). Мне удалось слетать в Москву на юбилейную выставку Пикассо в ГМИИ им. Пушкина.
             Пушкин…  Я углубленно готовилась к 150-летию его памяти в феврале 1987 г., поэтому удивилась , когда меня вызвали на партбюро, где парторг Андриенко Раиса Васильевна строго спросила: «Как Вы планируете отмечать пушкинский юбилей? Этим  уже интересовался Кировский райком» (?!!). Я отвечала, что готовлюсь. Итогом моих стараний была лекция, в 2 напряжённых часа вместившая  все события  и всю клинику 2-дневного умирания поэта, начиная с первых симптомов после ранения до галлюциноза и дыхания Чейна-Стокса - последнего вздоха. Всем запомнился  плакат с траекторией пули в теле поэта - из журнала «Клиническая медицина». Поэта почтили минутой молчания. Многие, в т.ч. и я, плакали.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

А летом в Ленинграде на Мойке,12,  я указала экскурсоводу на неточность в её рассказе (время прихода Даля), услышав в ответ раздражённое: «Все вы мните себя пушкиноведами», в конце нашего разговора всё же получила: «Спасибо!».
                В начале 1990-х гг. после юбилеев Пастернака и Цветаевой, которые стали вехой в моей жизни, я, видимо, выдохлась, и наш клуб постепенно прекратил своё существование.
                Киноклуб. Городской киноклуб, созданный в 1980 г. при областной библиотеке им.Д.Чижевского, вначале собирался вечерами по средам в кинотеатре им. Дзержинского, позже – в новом здании библиотеки. Просмотр фильма предварялся небольшой лекцией .И я как-то удостоилась чести выплеснуть на зрителей сумму своих знаний о Феллини. «Амаркорд» и «Репетиция оркестра», «Корабль плывёт» и «Джинджер и Фред» Федерико Феллини, «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти и «Профессия-репортёр» Микеланджело Антониони…  (Жаль, у нашего киноклуба не было возможностей московского «Иллюзиона», но всё же мы увидели много чудесных фильмов!). Моими стараниями киноклуб посещали и мои сослуживцы.С гордостью вспоминаю, как на фильме Висконти справа от меня сидел наш главный врач Лысенко Юрий Георгиевич с супругой, слева -  парторг Белов с женой. «Вот это дисциплина! И пример для подражания»,  -  радовалась я.
                Из массы культурно-увеселительных мероприятий  вспоминаются только новогодние «Огоньки» и  утренники, наш хор и поездки на Днепр на День медработника, и – главное, - яркое театрализованное шоу по случаю 60-летия СССР (декабрь, 1982).). Не узнать было сотрудниц, которых национальные костюмы, взятые в районном Доме культуры, преобразили в красавиц всех 15 союзных республик. Я, тогда влюблённая в Литву, «забронировала» за собой роль литовки и  на время выступления «девушкам  из прибалтийских стран» раздала  янтарные украшения, привезенные мной из Юрмалы  и Паланги.  Когда подошла моя очередь представлять Литву, рассказывая о Чюрлёнисе и Неринге, не забыла упомянуть, что любимая страна  занимает  3-е место в мире по качеству молочных продуктов после Новой Зеландии и Голландии. Выступление завершила стихами Соломеи Нерис, народной поэтессы Литвы:
   
                Янтарёк с лучами золотыми ,
                Балтики прозрачную красу,
                О,Литва, твоё родное имя
                Солнцем крошечным в руках несу.

И протянула руку с янтарём на ладони... На мой взгляд, никогда больше в стенах облСЭС не было столь красочного культурного события. Но остались отличные цветные фото.
                Эхом этого вечера будет моё стихотворение «Литве», за которое я получу благодарственное письмо посла Литвы в Украине. Но это будет уже в  XXI веке, когда я под шум своего атомно-абсорбционного спетрофотометра начну снова, как в юности, писать стихи, а Танечка Орлова (теперь – Татьяна Викторовна, заведующая токсикологической лабораторией), сидя напротив за хроматографом, сделает макеты моих первых книг. Удивляюсь, как я, будучи автором исключительно любовно-пейзажных опусов, всё же умудрилась кое-что написать в стихах и о санслужбе. Ироничное и трескучее, но искреннее:
 
                На постчернобыльких просторах,
                В любой работе горячи,
                Во власти предгоссаннадзора
                Санфельдшера и санврачи.

                Я никогда не позабуду
                Тех дней совместного труда,
                В которых – годы в горне будней! –
                Переплавлялась, как руда!

                За дружбу вашу, за науку –
                Благодарю! И помня всех,
                На счастье протяну вам руку,
                Вам прогнозируя успех!

                2013

ФОТО: Областная санэпидемстанция отмечает юбилей СССР (декабрь,1982г).
Крайняя справа - автор "Служебного романа".