3
Поэзия… Возьмём шире – культура!
В начале 1980-х гг. я 2 срока возглавляла культурно-массовую комиссию профкома. Остановлюсь только на нескольких моментах. Клуб поэзии. Открывая на новом месте работы очередной литературный клуб, читала балладу «Будрыс и сыновья» Адама Мицкевича в переводе Александра Пушкина, ведь в здании нашей санэпидемстанции в XIX веке располагалась конно - почтовая станция, где останавливался Пушкин по пути из Одессы в Михайловское (1924), через полгода – Мицкевич (по пути в Крым, кажется?). Об этом напоминает мемориальная доска.
Клуб любителей поэзии преследовал одну цель – литературное просветительство. Тематика – самая разнообразная, с учётом памятных дат и моего очередного увлечения, но прежде всего – Серебряный век русской поэзии. Разнообразны были и формы наших встреч – от лекций до больших поэтических вечеров, каким был вечер, посвящённый 100-летию Александра Блока (1980). Не вспомню иного случая такого поэтического энтузиазма, такой большой любви к Поэту, охватившую весь коллектив. Прочесть на вечере Блока хотели все – от главврача до младшего медицинского персонала. И читали! Рассказывая о поэте, я тоже много читала, не забыв и о самом любимом:
Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша…
Был у нас и вечер Бальмонта и Северянина, которых елисаветградцы , в т.ч и юный Арсений Тарковский, имели счастье слушать летом 1913 г. Изысканные поэзы Северянина изучались нами в дни его 100-летия в апреле 1987 года, а летом я, сбежав на денёк из Ленинграда в Таллинн, «бросила» букет роз на могилу "Короля поэтов":
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
(Кстати, очень быстро – меня ждало такси - удалось найти могилу Северянина на таллиннском Александро-Невском кладбище – просто я хорошо запомнила детальное описание её местоположения в журнале «Таллинн»).
Конечно, женской половине нашего клуба были ближе «Адресаты любовной лирики Анны Ахматовой» (цикл из 3-х лекций), которые и мне стали известны только по многочисленным публикациям в дни ахматовского юбилея (1989). Гениальные стихи великой Анны навеки сразили сердца моих сотрудниц. Знаменитый диптих Евгения Евтушенко «Памяти Ахматовой» был завершающим аккордом юбилейных вечеров:
Ахматова двувременна была.
О ней и плакать как-то не пристало.
Не верилось, когда она жила,
Не верилось, когда её не стало…
Недавно, в декабре 2013 г., в день рождения Фёдора Тютчева вспомнился его вечер, проведенный в нашем Клубе 30 лет тому, с упором на «денисьевский» цикл, под влиянием которого у меня уже в XXI веке родился “Бешеный апрель»:
Как поезд, искорёжив рельс,
Сорвавшись, всё крушит и душит,
В жилища наши, в наши души
Ворвётся бешеный апрель!
Так песней полнятся леса:
Упрямые, как голос крови,
Любви земной, что Богу вровень,
Не замолкают голоса!..
Тогда же, в ноябре 1983 г., я прославилась н о ч н ы м
посещением могилы Тютчева на Новодевичьем (питерском!) кладбище. Здесь не место для объяснения причин этого курьёза, мой устный рассказ о котором был очень популярен и давно просится на бумагу. Скоро напишу!
Но возвращаемся к нашему Клубу 1980-х годов, который постепенно расширил свои границы, став Клубом искусств. Так, мы отметили 150-летие И.Шишкина, родного с детства по «Утру в сосновом бору», а творчество Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо рассматривали в отдельных сериях наших заседаний-встреч, вычленяя этапы жизни и творчества, детально останавливаясь на знаменитых картинах (история создания, композиция, колорит, судьба картины и пр.). Мне удалось слетать в Москву на юбилейную выставку Пикассо в ГМИИ им. Пушкина.
Пушкин… Я углубленно готовилась к 150-летию его памяти в феврале 1987 г., поэтому удивилась , когда меня вызвали на партбюро, где парторг Андриенко Раиса Васильевна строго спросила: «Как Вы планируете отмечать пушкинский юбилей? Этим уже интересовался Кировский райком» (?!!). Я отвечала, что готовлюсь. Итогом моих стараний была лекция, в 2 напряжённых часа вместившая все события и всю клинику 2-дневного умирания поэта, начиная с первых симптомов после ранения до галлюциноза и дыхания Чейна-Стокса - последнего вздоха. Всем запомнился плакат с траекторией пули в теле поэта - из журнала «Клиническая медицина». Поэта почтили минутой молчания. Многие, в т.ч. и я, плакали.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А летом в Ленинграде на Мойке,12, я указала экскурсоводу на неточность в её рассказе (время прихода Даля), услышав в ответ раздражённое: «Все вы мните себя пушкиноведами», в конце нашего разговора всё же получила: «Спасибо!».
В начале 1990-х гг. после юбилеев Пастернака и Цветаевой, которые стали вехой в моей жизни, я, видимо, выдохлась, и наш клуб постепенно прекратил своё существование.
Киноклуб. Городской киноклуб, созданный в 1980 г. при областной библиотеке им.Д.Чижевского, вначале собирался вечерами по средам в кинотеатре им. Дзержинского, позже – в новом здании библиотеки. Просмотр фильма предварялся небольшой лекцией .И я как-то удостоилась чести выплеснуть на зрителей сумму своих знаний о Феллини. «Амаркорд» и «Репетиция оркестра», «Корабль плывёт» и «Джинджер и Фред» Федерико Феллини, «Семейный портрет в интерьере» Лукино Висконти и «Профессия-репортёр» Микеланджело Антониони… (Жаль, у нашего киноклуба не было возможностей московского «Иллюзиона», но всё же мы увидели много чудесных фильмов!). Моими стараниями киноклуб посещали и мои сослуживцы.С гордостью вспоминаю, как на фильме Висконти справа от меня сидел наш главный врач Лысенко Юрий Георгиевич с супругой, слева - парторг Белов с женой. «Вот это дисциплина! И пример для подражания», - радовалась я.
Из массы культурно-увеселительных мероприятий вспоминаются только новогодние «Огоньки» и утренники, наш хор и поездки на Днепр на День медработника, и – главное, - яркое театрализованное шоу по случаю 60-летия СССР (декабрь, 1982).). Не узнать было сотрудниц, которых национальные костюмы, взятые в районном Доме культуры, преобразили в красавиц всех 15 союзных республик. Я, тогда влюблённая в Литву, «забронировала» за собой роль литовки и на время выступления «девушкам из прибалтийских стран» раздала янтарные украшения, привезенные мной из Юрмалы и Паланги. Когда подошла моя очередь представлять Литву, рассказывая о Чюрлёнисе и Неринге, не забыла упомянуть, что любимая страна занимает 3-е место в мире по качеству молочных продуктов после Новой Зеландии и Голландии. Выступление завершила стихами Соломеи Нерис, народной поэтессы Литвы:
Янтарёк с лучами золотыми ,
Балтики прозрачную красу,
О,Литва, твоё родное имя
Солнцем крошечным в руках несу.
И протянула руку с янтарём на ладони... На мой взгляд, никогда больше в стенах облСЭС не было столь красочного культурного события. Но остались отличные цветные фото.
Эхом этого вечера будет моё стихотворение «Литве», за которое я получу благодарственное письмо посла Литвы в Украине. Но это будет уже в XXI веке, когда я под шум своего атомно-абсорбционного спетрофотометра начну снова, как в юности, писать стихи, а Танечка Орлова (теперь – Татьяна Викторовна, заведующая токсикологической лабораторией), сидя напротив за хроматографом, сделает макеты моих первых книг. Удивляюсь, как я, будучи автором исключительно любовно-пейзажных опусов, всё же умудрилась кое-что написать в стихах и о санслужбе. Ироничное и трескучее, но искреннее:
На постчернобыльких просторах,
В любой работе горячи,
Во власти предгоссаннадзора
Санфельдшера и санврачи.
Я никогда не позабуду
Тех дней совместного труда,
В которых – годы в горне будней! –
Переплавлялась, как руда!
За дружбу вашу, за науку –
Благодарю! И помня всех,
На счастье протяну вам руку,
Вам прогнозируя успех!
2013
ФОТО: Областная санэпидемстанция отмечает юбилей СССР (декабрь,1982г).
Крайняя справа - автор "Служебного романа".