Дворничка

Амаль Ханум Гаджиева
ДВОРНИЧКА
Рассказ
Основан на реальных событиях

И сегодня я как всегда вышла утром позаниматься и погулять в свой парк напротив дома. Надо отдать должное его создателям, парк был  одним из красивейших в нашей столице. Зеленые газоны, аккуратно постриженные кусты, недавно высаженные сосны, магнолии, какие- то ещё экзотические деревья смешиваясь с деревьями старожилами- дубами, платанами, создавали невероятную красоту. А ещё цветы повсюду: Вот целая аллея под дугообразным  навесом из розовых, желтых, красных, белых раз. А чуть далее красуются тюльпаны всевозможных цветов: красные, оранжевые, белые, желтые. Я занималась в центральной аллее, разделенной на две части высаженными кустарниками на зеленом газоне. Двойные квадратные рамы, под каждой из них аккуратно постриженный кустик, и над ним  висит огромная лампочка - шар, и помимо этого невысокие, красиво вырезанные железные столбы с лампочками простилались до конца аллеи. И, конечно же, по обе стороны уютные, дубовые скамейки. Одну из них, напротив огромного дубового дерева  я и выбрала для себя, так как оттуда могла любоваться на весь парк, деревья, розы, тюльпаны и другие цветы. А ещё любила смотреть  на голубое небо и зеленые деревья на его фоне, и  улетающие на другой край города стаи птиц, казалось, кто-то разбросал черный бисер по голубому небу, с красивыми обрывками белых облаков. Как мне объяснил девяностолетний старик, (который выглядел лет на шестьдесят, со своей военной выправкой ), он тоже выходил заниматься каждое утро, они летели туда, где росли орехи и другие лакомства в садах. А позже я видела на небе птиц, просто перелетающих  с одной стороны на другую, и решила, что это молодняк, который пока не может лететь на дальние расстояния и тренируется здесь. Порой слышался крик какого- то из птенцов в гнезде, и тут же ему отвечало птичье  разноголосие. Я заметила, что, как только я подходила к своей скамье, подлетали две майнушки (индийские скворцы), и, сев на рамки от света, глядя на меня, о чем- то чирикали между собой, словно обсуждали меня!  Я даже стала с ними здороваться по утрам, справляться об их здоровье. Они вначале удивленно глядели на меня, а после отвечали что-то на своем птичьем языке. Кто знает, может быть, это моя фантазия, может быть, каждый день прилетают разные птицы?! Ведь майнушки все на одно лицо...
Больше всего я не любила когда приходили дворники и начинали подметать парк рядом с розами, и мне приходилось менять свое место и уйти от них подальше, так как у меня аллергия на пыль. Это были почти одинаково одетые в национальные одежды - платья и штаны, и подвязанные платками на голове женщины разного возраста: По известным причинам в этом году они все были в масках. И мне казалось, что я не смогу отличить их одну от другой...
Но однажды... Однажды я увидела среди них явно новую дворничку- высокого роста, стройную как лань, с царской осанкой девушку. Я всегда восхищалась осанкой таджичек, среди них вы не увидите сутулых, у всех развернуты плечи, и голова гордо возвышается на длинной шее. Новенькая,   тоже была в национальной одежде и с платком на голове. Даже национальные штаны не могли скрыть стройность и красоту её ног. Из под маски видны были её огромные, как у джейрана черные глаза с густыми и длинными ресницами, обрамленные дугообразными черными бровями на неестественно белом, скорее, бледном лице. Из - под платка кокетливо высовывались черные кудри. Даже подметала она так грациозно, что не возможно было оторвать от неё глаз. Манера держаться, нежные движения отличали её от других: словно к воронам попала белая лебедь.
Я заметила, что она держится особняком от остальных женщин и однажды даже услышала, как одна из них громко сказала ей вслед:
- Каттагиро бинед! Диплом доштаст! Запт чи будаст. ( Как она воображает. Подумаешь, имеет диплом! Велико дело).
Не знаю, услышала ли новенькая эти слова, но она продолжала путь, не оборачиваясь...
А через неделю, когда, я с небольшим целлофановым пакетом мусора хотела пройти к парку, меня окликнул женский голос и на чисто русском языке, безо всякого акцента сказал:
- Оставьте свой мусор, тетя, я вынесу. Оглянувшись, я увидела ту прекрасную незнакомку: теперь она подметала и тротуар перед нашим домом.
- Спасибо большое, доченька, дай Аллах тебе счастья! - воскликнула я, оставляя на тротуаре свой пакет с мусором, и отправилась в парк. И так продолжалось каждый день. Где-то через неделю, я решила познакомиться с ней:
-Как тебя зовут, доченька? Я -Амаль Ханум.
- А я вас знаю, - негромко ответила она. - Очень люблю читать все, что вы пишете!
Я удивленно посмотрела на неё.
- Не удивляйтесь, что дворничка может читать, - прошептала она и вдруг на её красивые глаза навернулись слезы.- Я не всегда была дворничкой... А зовут меня Дильбар.
- Хорошо, Дильбар, я пойду в парк, позанимаюсь, ты уже знаешь мою скамейку, закончишь уборку, подходи ко мне, поговорим.
Она кивнула головой в знак согласия, а я отправилась в свой любимый парк.
- Вот и я закончила, - я подняла голову на голос и увидела недавнюю незнакомку.
- Подходи, дочка, садись, - пригласила я её.
Девушка села рядом со мной, и я залюбовалась ею: казалось, это королева села на свой трон! Греческий нос, пухлые губы придавали ей особое очарование.
После недолгого молчания  я заговорила:
- Дильбар, я вижу, что ты грамотная, образованная девушка, так чисто говоришь на русском языке, так почему же пошла работать в дворники?! Я очень долго думала о тебе.
- Тетя Амаль Ханум, сегодня я спешу, можно, мы встретимся с вами завтра утром и обо всем поговорим? Тем более, и мне некому излить душу, я - круглая сирота, и у меня нет ни одной подруги! Вы только не обижайтесь на меня! - чуть не плача попросила она.
- Да, да, конечно, ты можешь идти, поговорим завтра, а меня зови просто Амаль Ханум, хорошо?
Она только кивнула головой, и поспрошавшись, ушла. А я долго смотрела ей вслед.
- Ненасытная!- вдруг услышала я чей-то визгливый голос. - Ей мало, что убирается с нами в парке, ещё попросилась убираться на улице! - это была одна из дворничек, даже через маску видно было, что красавицей её не назовешь, лицо грязно смуглого цвета, маленькие, злые глаза, огромный нос...
- Может быть, ей нужны деньги? - миролюбиво ответила ей.
- А кому они сейчас не нужны? - снова взвизгнула она, - Воображала, даже общаться с нами не хочет!
- Может быть, на то у неё есть причины? Как говорят русские, «не суди, не судим будешь», - с этими словами я встала и отправилась домой, ибо мне было неприятно общение с этой женщиной...
На следующее утро, когда я уже закончив зарядку, просто сидела и отдыхала, любуясь окружающей меня красотой, подошла Дильбар.
- Можно? - Робко и тихо спросила она.
- Ты пришла, Дильбар, конечно, садись, поговорим.- ответила я.
- Да мне и рассказывать-то нечего, такая же судьба, как у тысячи таджичек в наше время!
- А все-таки? Почему ты оказалась в Детском доме?
- Как мне рассказывали, мать моя умерла при родах, а отец погиб в аварии. Никто из родственников не захотел взять меня, так как своих - то детей кормили впроголодь. Сами знаете, что после войны творилось в республике...
- И что, трудно было в Детском доме?
- Мне было трудно судить, ибо сравнивать было не с чем... Мне казалось, что другой жизни не бывает, и мы все детдомовцы сразу появились на свет без родителей...
- А подруги у тебя были?
- Да, я очень сдружилась с девушкой по имени Фируза, мы жили в одной комнате, вместе делали уроки, росли вместе... Её родителей лишили родительских прав за пьянство, об этом мы узнали, когда уже были взрослыми... Я училась хорошо, благодаря Марии Ивановне - учительнице русского языка и литературы, я очень полюбила эти предметы, ещё в школе перечитала всех классиков, и даже пыталась сочинять стихи, правда, показывать их кому-то я не осмеливалась. Так и лежат мои тетради со стихами в моем сундуке...
Я молча ждала продолжение её рассказа.
- А после Детского дома я поступила на факультет русского языка и литературы Педагогического института. Фируза тоже поступила вместе со мной, только на факультет педагогической психологии. Нам дали место в общежитии института и мы жили с ней в одной комнате. А рядом в комнате жили студенты других факультетов. Я, честно говоря, не обращала никакого внимания на парней, ибо поставила себе целью, окончить институт, получить диплом и только потом думать о замужестве. Но однажды...
- Что однажды? - Спросила я задумавшуюся и замолчавшую Дильбар.
- Да, простите, задумалась... Однажды постучали в нашу дверь и к нам в комнату вошли трое парней - они учились на два курса выше нас. Один из них, высокий, широкоплечий, с черными кудрявыми волосами, взглянул на меня своими карими глазами, и протянул руку:
- Давай знакомиться, меня зовут Джунайд, а вас?
- Дильбар - едва слышно ответила я, а сама боялась, что все услышат бешеный стук моего сердца.
С того дня он каждый день приходил к нам после занятий, мы пили чай, беседовали о том, о сем. Сама не заметила, как я безбожно влюбилась в него! И, когда он сделал мне предложение через год, ибо он уже был на последнем курсе, а мне ещё оставалось год учиться, я согласилась не раздумывая. Он был очень ласковый, внимательный, выполнял любое моё желание. Впервые в жизни кто-то полюбил меня, и я сама полюбила искренне, от всей души... Но это не помешало мне окончить институт и получить свой заветный диплом.
Он решил познакомить меня со своей мамой и сестрами, отца его убили в России скинхеды. А мне было очень страшно, идти к незнакомым людям. Но Джунайду удалось уговорить меня.
Они жили в доме с огромным двором и садом. Это отец купил им на свои заработанные в России деньги. Один дом был большой, из пяти или шести комнат, а в другом конце двора был дом по меньше, из двух или трех комнат. Была весна, и сад был похож на невесту в фате: цвели вишня, алыча, абрикосы и другие деревья, придавая ему неописуемое очарование.
Мать Джунайда была женщина лет пятидесяти, моложавая, крепкая, небольшого роста.
-Познакомьтесь, мама, это Дильбар, ваша будущая невестка - улыбнулся Джунайд, обнимая мать и указывая на меня. Мать его словно раздела меня своим пронзительным взглядом и вздохнула:
- Боже, какие времена настали, девушка идет в дом к парню, ещё не сосватанная! В наше время это считалось позором!
Я покраснела до ушей, слезы навернулись на глаза, и собралась уйти. Но Джунайд обнял меня за плечи и повернулся к матери:
- Мама, Дильбар очень хорошая, скромная девушка. Просто не у кого спросить её руки, не у кого сосватать, она круглая сирота!
- Мне только сирот да бесприданниц не хватало! - отпарировала мать.
- Мама, хотите вы того или нет, я женюсь на Дильбар и это не обсуждается! - решительно заявил Джунайд. - А если вам неприятно иметь невестку сироту, мы можем уехать в Россию, там мы всегда сможем устроиться, найти хорошую работу, благо мы оба образованы!
- Ты этого не сделаешь! - вдруг громко зарыдала мать, - тебе мало убитого отца?! Я согласна, женись, на ком хочешь, только не уезжай, ведь ты теперь единственный мужчина в доме! Что мы можем делать с твоими двумя сестрами одни?!
Затем назначили день свадьбы, и мы стали мужем и женой. Нам выделили второй, поменьше дом во дворе.
Сестры Джунайда - старые девы Ниёза и Наргис сразу же невзлюбили меня, ибо ревновали к своему брату. Боже, что они только не делали, чтобы разрушить наше счастье! Наговаривали на меня своему брату, жаловались, что я лентяйка и неряха, никудышная хозяйка. Но Джунайд видел, как я с утра до ночи возилась во дворе, дома, убирала, стирала не только на нас двоих, но и на всю семью. Вы же знаете, у таджиков невестка - рабыня, она обязана обслуживать всех членов семьи! Никто тебя не спросит, а не устала ли ты, не трудно ли тебе?!.. Но меня поддерживала сильная ко мне любовь Джунайда, в его объятиях я забывала о всех своих горестях. Через год у нас родился сын, мы назвали его Умед - Надежда. Он был копией своего отца, но даже невзирая на это, его мать и сестры выражали недоверие, сомневались, что это сын Джунайда. Мне было очень больно, но кому я могла пожаловаться?! Джунайд итак приходил усталый с работы, его оставили преподавать в институте. И мне не хотелось огорчать его.
Когда Умеду исполнилось два года, у нас родилась двойня - девочки. И как у нас положено, назвали их Фатима и Зухра. Джунайд души не чаял в своих детях, готов был отдать за них свою жизнь. Но жить стало намного трудней, семья - то увеличилась, а я ещё не могла выйти на работу, ибо невзирая на то, что у них была бабушка и две незамужние тети, мне не на кого было оставить их.
И тогда... Тогда Джунайд твердо решил уехать на заработки в Россию, ибо и ему надоело работать за мизерную зарплату и считать каждый грош. Невзирая на мои протесты, на крики и мольбы своей матери, он настоял на своем и уехал.
- Дильбар, я возьму с собой и твои документы -паспорт, диплом, метрики детей, как только я устроюсь и определюсь с квартирой, заберу вас к себе. Ты не думай, я знаю обо всем: Как над тобой измываются мои сестры, как недолюбливает тебя моя мать. Но ты ни разу не пожаловалась мне, не поставила меня перед выбором, за что я тебе очень благодарен!  - Обнял он меня и крепко поцеловал.
После его отъезда моя итак несладкая жизнь превратилась в настоящий ад. Если при Джунайде его сестры и мать вели себя со мной более или менее пристойно, теперь словно им развязали руки. Как только не обзывали они меня и моих детей, кричали: «сирота, ублюдки!.. Ты нищенка, пришла в наш дом без приданого, с пустыми руками!» Я могла только дать волю слезам. Те деньги, что Джунайд присылал домой, они получали сами, покупали себе разные наряды, вкусности, но ни разу не подумали не только  обо мне, но и о моих детях! Мы кормились их объедками. Но я готова была терпеть все, в ожидании, когда же мой Джунайд устроится и заберет нас к себе!..
Был хмурый день, когда кто-то постучался к нам: открыв ворота, я увидела молодого таджика перед собой. Увидев его печальные глаза и растерянное лицо, я сразу все поняла и завопила как безумная:
- Джунайд, мой любимый, на кого же ты оставил меня со своими детьми?!
На мой крик выбежали свекровь с золовками и начали расспрашивать парня:
-Что случилось? Что это полоумная орет как резанная?!
Парень подошел к свекрови, взял её за плечи и тихо сказал:
- Ваш сын... Он погиб в пожаре...
Свекровь без чувств рухнула на землю, золовки заголосили громко. Скоро на их крики сбежались соседи, пытались успокоить свекровь, но она словно окаменела.
Теперь я поняла, что до сих пор я жила райской жизнью, теперь начинается мой кромешный ад.
- Это ты, безродная сирота, погубила моего сына! - орала на меня свекровь.- Лучше бы сдохли все три твоих ублюдков, а мой сын был бы жив!
Я молча глотала обиду, и зайдя в комнату, давала волю слезам. И мои малыши, ничего не понимая, испуганно прижимались ко мне...
Однажды... Однажды моя старшая золовка, которой исполнилось тридцать лет, вышла замуж за женатого мужчину второй женой. И так как у того не было второй квартиры, они меня с детьми выгнали из дома...- зарыдала Дильбар.
- Успокойся, доченька, ты самый счастливый на свете человек, у тебя растут три ангела! Главное, их здоровье, а все остальное уладится!- погладила я её по голове, и она прижалась к моей груди, словно обиженный ребенок.
- Узнав о том, что я с детьми оказалась на улице, однокурсник Джунайда, работающий в Домоуправлении, предложил мне идти временно в дворники, чтобы заиметь свой угол и выделил мне комнату в бараке напротив их конторы. Вот там и живем, безо всяких жилищных условий. Купаю детей в тазике, в туалет идем в общий... Готовлю в комнате, так как нет кухни... Пока дети спят, иду на работу, подметаю, так и живем...- замолчала Дильбар.
- А документы не пыталась восстановить? - Спросила я её.
- Мне не с кем оставить детей, вот они подрастут немного, отдам их в детский сад, тогда и похлопочу.
- А до тех пор так и будете жить впроголодь? - спросила я. - А ты в курсе, что ты имеешь полное право на жилплощадь в доме своего мужа? - Спросила я. - Ты ведь была его законной женой, прописана в этом доме!
- Нет, мне никто не сказал, - едва слышно прошептала Дильбар. - Да разве эти змеи мне дадут жизни? Они же сживут со свету и меня и моих детей! Если бы вы знали, какие это лицемерки! При посторонних они очень ласковы со мной и с моими детьми, а когда никого нет... А ведь все трое читают намаз!
- Тебе не обязательно жить с ними, они могут выплатить твою долю и купишь тебе квартиру!- ответила я. - Завтра встретимся, я дам тебе номер телефона знакомого юриста, вместе с ним решите все!- с этими словами я попрощалась с ней и отправилась домой, все думая о том, почему же люди бывают такими жестокими, бесчеловечными?! Казалось, после гибели сына свекровь Дильбар должна была найти утешение в его детях, но не тут-то было: Она ненавидела этих безгрешных ангелов всей душой. Даже смерть не меняет людей! Я бы отдала свою жизнь, если бы у меня остался хотя бы один внук после трагической гибели моих дочерей!.. Как люди могут не ценить своё счастье?! И как, женщина - мать, бабушка, совершающая пять раз в день намаз, может обзывать своих родных внуков, память от своего сына ублюдками?!..
На следующий день я встретилась с Дильбар и дала ей номер юриста.
- Но у меня нет денег, чтобы оплатить их услуги! - воскликнула Дильбар.
- Ничего не надо платить. Это Ассоциация юристов, которая оказывает бесплатную помошь таким же женщинам, как ты, попавшим в беду.
Дильбар порывисто обняла меня и поблагодарив, заявила, что ей пора бежать домой, как бы дети не проснулись. Я пожелала ей удачу и отправилась домой, уверенная в том, что Дильбар непременно помогут, и она будет жить достойно со своими детьми в нормальных условиях и работать по своей любимой профессии...

Амаль Ханум ГАДЖИЕВА
Душанбе, 1 июня 2020 г.