РОДЫ

Амаль Ханум Гаджиева
ПОХОРОНЫ

Он рыдал так безутешно, что невозможно было смотреть на него без слез.
- Успокойся, сынок, - прижал его к груди белобородый старик, - увы мы все гости на этом свете. Все покинем его когда - нибудь, кто раньше, кто позже…
Но рыдания становились ещё громче, словно кто-то сыпал соль на его незаживающую, саднящую рану  и он не мог вынести эту нестерпимую боль.
- Да, Зафар, акаи Косым прав, - заговорила пожилая женщина в белом платке и национальном таджикском одеянии.- Никто не вечен в этом тленом мире. А потом, когда дети хоронят родителей, это правильно, ибо это закон природы, так и должно быть. Но не приведи Господь, никому пережить своих детей! Вот это самая страшная трагедия в мире!
Плечи Зафара все также  содрогались от рыданий, он никак не мог успокоиться.
- Надо  же, как он любил свою мать!- восторженно  воскликнула  одна из женщин, сидящих на узких матрасах - курпача на полу. – Никогда бы не подумала! Если бы он при её жизни признавался в своей любви, как была бы счастлива бедная Мухаббат! Только и знал, что грубить ей, совершать поступки наперекор…
- Да уж, к сожалению, ум к нам приходит слишком поздно! Прошлого не вернуть! Да и Мухаббат не оживет, чтобы слушать признания в любви от своего единственного сына, которого вырастила одна, без мужа!
- Действительно, бедная женщина всю свою жизнь посвятила сыну, какая она была молодая, когда муж ушел от неё, но ради сына больше не вышла замуж и вообще запретила себе даже думать о мужчинах! И что взамен? Неблагодарность и невнимательность к ней сына? Уехал на заработки в Россию, и не только не прислал матери ни рубля, но даже ни разу не позвонил ей!
- Все мы совершаем в жизни ошибки,- примирительно сказала третья женщина лет сорока, -  главное, что он понял своё заблуждение. Как говорится, имея не ценим, потерявши плачем…  Думаю, теперь он поймет, кем была для него его мать!
- Дай то Аллах! - чуть ли не хором воскликнули женщины  и снова посмотрели на Зафара. Тот все также горько рыдал, словно кто-то завел его и забыл отключить.
- Бедный парень, как бы он не заболел! - с сочувствием посмотрела на него его молодая соседка Дильбар. - Он рыдает без перерыва уже больше часа! Сердце может не выдержать!
- Да, действительно, нужно что-то сделать. Выведите его на чистый воздух, может быть, там он придет в себя!- с терпящим возражений тоном произнес ака Косым, читающий заупокойную молитву над телом умершей матери Зафара.
- Зафарджон, пойдем со мной во двор, подышишь воздухом, тебе станет легче, - подошел к Зафару один из его друзей- Фаридун. И, взяв его под руки, вывел во двор.
- Зафарджон, маму уже не вернуть, думай о свое здоровье. Ведь теперь ты совсем один. Случись с тобой что, кто будет ухаживать за тобой? Сколько мама просила тебя жениться, а ты все  хорохорился, что баб у тебя и так полно, зачем ещё надеть на шею хомут?!.. 
- Да я не об этом плачу, - вдруг перестал рыдать Зафар.- Естественно, она должна была умереть когда нибудь,.- Когда думаю, что придется потратить почти половину собранных мною денег на своё будущее,  на похороны матери, мне становится очень обидно! - снова зарыдал Зафар. - Я ведь собирал их с таким трудом, не доедал, затаив их даже от матери, для себя, для своего обеспеченного будущего, а теперь … Они пойдут на похороны, поминки матери!.. Разве не обидно?!
Фаридун замер на месте: он не верил своим ушам: Зафару жалко денег на похороны матери, отдавшей всю свою жизнь, посвятившей ему  всю молодость, чтобы вырастить  его, дать ему образование! Она работала день и ночь, чтобы её единственное чадо ни в чем не нуждалось! Чтобы все у него было не хуже, чем у других!
- Куда же мы катимся?! Что с нами стало люди?!- пронеслось у него в голове. Но он не мог вымолвить ни слова, и стоял как вкопанный…

Амаль Ханум ГАДЖИЕВА